Раздел 5. Методологический анализ психологических понятий
Терминологический анализ методологии психологической науки. Основные категории. Проблема разработки и принятия метаязыка. Категориальный строй психологической науки (протопсихологический, базисный, метапсихологический, экстрапсихологический уровни категорий). Особенности содержания, структуры и функций базовых категорий психологической науки. Системообразующие категории психологического знания. Соотношение понятий отражение, взаимодействие, активность, поведение. Образ и деятельность. Сознание. Свойства и структура сознания. Проблема метода исследования сознания. Деятельность как основополагающая единица психологического анализа. Атрибуты деятельности (субъективность, предметность, целенаправленность, сознательность, продуктивность, опосредованность). Соотношение общения и деятельности, деятельности и сознания, деятельность и бессознательное, деятельность и творчество, деятельность и личность. Поведение; факты и законы поведения; методы изучения. Личность. Соотношение понятий «человек» – «индивид» – «субъект (деятельности)» – «личность» – «индивидуальность» (Б. Г. Ананьев). Личность как особое социальное качество индивида. Системные описания человека как объекта изучения психологии Принципы методологического анализа научных понятий. Методы и этапы исследования понятий. Раздел 6. Методологический анализ научных подходов и теорий в психологии Методологические основы психологических теорий. Принципы методологического анализа психологических теорий. Особенности психологических научных подходов и теорий. Методологические особенности основных научных направлений и психологических теорий. Специфика методологии отечественных научных направлений и теорий и условия их развития. Идеологические контексты ее развития. Влияние марксизма. Психофизиологическая проблема как предпосылка развития системного подхода в отечественной психологии. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Проблема субъекта в отечественной школе. Теория деятельности как методологический подход в отечественной психологии. Дискуссия в контексте современных направлений в психологии Теория деятельности, как школа отечественной психологии: особенности концепций Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна. Исторический контекст развития теории деятельности. Современные дискуссии о теории деятельности в методологическом контексте развития психологии. Теории личности как предмет методологического анализа. Различные течения психоанализа. Бихевиористские подходы к пониманию личности. Персонологические подходы к изучению личности. Динамическая психология: теория поля и жизненного пространства. Интеракционистский подход к исследованию личности. Когнитивный подход в психологии личности. Гуманистическая парадигма в исследовании личности. Экзистенциалистский подход к изучению личности. Психология установки. Психология отношений. Теория интегральной индивидуальности. Психология изучения личности как субъекта деятельности. Культурно-историческая парадигма в психологии личности. Системно-деятельностный историко-эволюционный подход в современной психологии личности. Раздел 7. Методологические основы организации психологического исследования Основные проблемы методологии научных психологических исследований. Проблемное поле методологии научно-исследовательской деятельности психологов. Причины изменения проблематики актуальных психологических исследований. Связь целей, методов и средств научного исследования. Виды психологических исследований. Разработка исследований на основе теорий. Определение теории. Взаимосвязь теории и фактов. Фазы, стадии и этапы научного исследования. Формулировка замысла исследования. Выявление противоречия. Постановка проблемы. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели исследования. Формирование критериев, показателей и состояния изучаемого предмета. Выдвижение научной гипотезы (гипотез) решения проблемы. Определение задач исследования. Планирование исследования. Проведение исследования. Интерпретация данных. Опровержение или доказательство гипотезы. Формирование новых гипотез. Обсуждение и оформление результатов исследования. Апробация результатов исследования: доклады, выступления, электронные презентации, публикация результатов. Оформление результатов исследования: квалификационные работы, диссертации, рефераты, статьи, тезисы, научные отчеты, методические пособия, монографии и т.д.
Образовательные технологии Для изучения дисциплины используются различные образовательные технологии: 1. Вариант 1. Традиционные образовательные технологии 2. Вариант 2. Информационно-коммуникационные образовательные технологии 3. Вариант 4. Дополнительные технологии - кейс-технологии
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |