Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера
Существуют различные определения характера: Характер – это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. (Платонов, Левитов) . Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности. По своей структуре характер представляет собой единство отношения и способа действия. В структуре характера выделяют следующие черты: - черты, которые выражают отношение человека к другим людям (доброта, чуткость, вежливость, гуманность, общительность. - черты, выражающие отношение человека к вещам и продуктам деятельности (аккуратность, небрежность, практичность, скупость, добросовестность) - черты, выражающие отношение к себе (самообладание, самоуважение, высокомерие, гордость, эгоистичность.) - черты, выражающие отношение к труду и деятельности (активность, пассивность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие) Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера: 1 – отождествление темперамента и характера (Кречмер); 2 – противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Левитов); 3 – признание темперамента элементом характера; 4 – признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Рубинштейн, Ананьев). Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Среди черт характера выделяют общие и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. 5 глобальных черт характера Шмелев, Бодунов, Норман): самоуверенность – неуверенность; согласие, дружелюбие – враждебность; сознательность – импульсивность; эмоциональная стабильность – тревожность; интеллектуальная гибкость – ригидность Локальные свойства характера (частные) – влияют на узкие ситуации: общительность-замкнутость, лидерство-подчиненность, оптимизм-уныние, смелость-осторожность, миролюбие-агрессивность и др. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам :гипертимический (гиперактивный); дистимичный; циклоидный; эмотивный; демонстративный; возбудимый; застревающий; педантичный; тревожный Диагностика: Тест-опросник Кеттелла Шкалы:сердечность – обособленность; доминантность – конформность ММР I (Маккинли, Хатауэй) Шкалы: 10 базисных и 200 дополнительных 1. контроль 2. пессимистичность 3. эмоц.лабильность 4. импульсивность 5. мужественность/женственность 6. ригидность 7. тревожность 8. индивидуалистичность 9. оптимистичность, стенический тип реагирования 10. интроверсия Контрольные шкалы: ложь, аггравация, самооценка Количество вопросов 550, 566 Патохарактерологический опросник Личко Теоретическое основание: теории акцентуированных типов Леонгарда, теория личности Мясищева Предметы: типы акцентуации черт характера Шкалы: 1. гипертимный 2. циклоидный 3. эмоц.лабильный 4. астено-невротический 5. сенситивный 6. психостенический 7. шизоидный 8. эпилептоидный 9. истероидный 10. неустойчивый 11. конформный Вопросов 25
Опросник акцентуированных черт личности Шмишека Теоретич.основание: Леонгард – акцентуации Предмет: типы акцентуаций Шкалы: 1. гипертимный 2. тревожный 3. дистимичный 4. педантичный 5. возбудимый 6. эмотивный 7. застревающий 8. демонстративный 9. циклотимический 10. экзальтированный Процедура: получение сырых баллов, сравнение с нормативом,построение профиля личностной акцентуации. Психодиагностический тест Ямпольского Предмет: черты личности Шкалы: 1-го уровня Невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, этетическая впечатлительность, женственность. 2-го уровня психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |