Ораторские периоды и фигуры.
Ораторские периоды.
Главная мысль А.И. Галича, на которой строится его учение об ораторских периодах, - это признание зависимости использования ораторского периода от общего содержания, функционально-стилевого направления самого текста, устного или письменного. Ораторские периоды создаются с помощью определенных языковых средств, которые служат украшению речи - фигур. Выделяется три вида фигур: грамматические, ораторские и поэтические. Различия между этими видами в следующем: «Если грамматик в своих фигурах играет словами, а оратор мыслями, то поэт играет картинами.» Употребление фигур зависит от содержания текста, от его функционально-стилистического своеобразия, «определяется разностью прозаических сочинений». Деловой слог исключает все фигуры, занимающие воображение и остроумие, позволяя умеренное употребление только тех, которые действуют на память и возбуждают внимание. По этому же правилу употребляются фигуры в деловых, вежливых, поучительных письмах; но в письмах в которых господствует чувство и фантазии, остроумие и юмор, могут присутствовать соответственные украшения, хотя не должны встречаться довольно часто. В повествовательных сочинениях и вымышленных историях разрешается свободно пользуется всеми правилами поэта. В прагматических и философических - всеми возможностями ораторских речений, интересующих память, внимание, также и остроумие, но в умеренной форме. В учебном систематическом слоге возможно употребление иных фигур слов; моралист может позволить себе употребление других фигур, а ораторская речь позволяет себе пользоваться украшениями.
Ораторские и поэтические фигуры.
Ораторские фигуры, также как и поэтические, состоят в особенной форме или особенном обороте целой мысли, для изображения которой можно употреблять собственные и фигуральные речения. От перемены порядка слов они ничего не теряют. Основные фигуры: - сообщение - совещание (со слушателем, с судьей, с противниками), в котором мы предоставляем что-либо на решение их совести; - сомнение - притворное неумение, в котором оратор борется сам с собой, показывает будто он без содействия слушателей не знает, чему следовать и на что решиться; - поправление - нарочно прерывает речь, чтобы как будто случайно вырвавшуюся мысль ограничить, расширить, изменить и заменить другою, более лучшей; - предупреждение, прехождение, вопрошение, уступление, напряжение, замедление, восхождение, отступление, остроумие, противоположение.
Письма.
Каждое письмо как жанр письменной речи представляет собой «разговор с отсутствующим лицом и заступает место изустной с ним беседы». Основные требования к написанию письма - легкость, естественность, приличие, соразмерность частей, живость. А.И. Галич в зависимости от содержания и цели обращения подразделяет письма на следующие виды: деловые, учтивые, чувствительные (сентиментальные), остроумные (игривые) и поучительные. Свои рекомендации по написанию писем Галич строит исходя из их содержания и направленности. - Деловые письма по своему содержанию близки к деловым бумагам и поэтому должны писаться просто, кратко и ясно. - Учтивые письма, выражающие чувства уважения, благодарность и преданность определяются содержанием излагаемого и уровнем образования того лица, к которому обращено письмо. - В чувствительных или сентиментальных письмах допускаются, все три вида слога, «смотря по образованию собеседника и по степени чувства.» - Письма поучительные как бы наставляют адресата в научных мыслях, но при этом рекомендуется избегать «всякой ученой терминологии», излагать содержание ясно, в «выражениях общепонятных», опираясь на степень образования и потребности лица, к которому обращено письмо.
Деловые бумаги.
«Деловые бумаги составляют тот особенный род прозы, который мы употребляем в сочинениях, назначаемых непосредственно для отношений и дел гражданской жизни.» А.И. Галич относит к области, подвластной риторике такие тексты, как министерские и посольские переговоры, государственные договоры, сделки, манифесты, указы, патенты, привилегии, грамоты, прошения, жалобы, донесения, рапорты, реляции, челобитные, судебные протоколы, свидетельства, завещания и т.п. Основное свойство для деловых бумаг: чистота и грамотность; ясность и определенность; краткость; порядок и полнота. - Чистота и грамотность разрешают использовать в деловых бумагах только традиционные, общепринятые языковые средства. - Ясность и определенность требуют избегать всех лишних слов, составлять вразумительные предложения, избегать повторения. Окрашенные, выразительные языковые средства не должны присутствовать в деловых бумагах, при этом в них можно свободно употреблять терминологическую лексику, которая позволяет избежать «многословных описаний».
Ораторское искусство.
Задачу и конечную цель любого ораторского выступления А.И. Галич видит в том, чтобы «1) научить и убедить, или 2) тронуть и потрясти, или же 3) соединением обеих сих целей произвести тем сильное впечатление» на слушателей. В своем произведении он продумал принципы построения ораторских речей и предлагает определенную схему их организации. «Особенные правила» ораторского искусства: - оратор должен переставлять себе, в полной ясности «цель и намерения повествования»; - должен быть определен строгий порядок и размещение отдельных положений речи; - оратор не должен пропускать важные мысли повествования, т.к. дальше слушатели могут недопонимать оратора. Одной из важнейшей части ораторского искусства А.И. Галич считает доказательство. Правила доказательства: - не рекомендуется смешивать «доводы разного рода и свойства»; - надо приводить сначала более слабые доказательства, а затем более сильные; - не растягивать доказательства, т.к. такие доказательства плохо запоминаются; - важен тон; - «…оратор пусть не даст заметить, что он хочет вынудить одобрение хитростью.» Оратор должен иметь со стороны умственной или теоретической: - проницательный ум; - богатую фантазию; - обширные сведения в науках; - образование со стороны искусств; - знание языка, грамматическое и философское. Оратор должен иметь со стороны нравственной или практической: - «живое чувство священного сана человеческого»; - «пламенную ревность к частному»; - крепкую волю. Оратор должен иметь со стороны физической: - приличную наружность; - звучный голос; - крепкую грудь.
Витийство телесное.
Любой оратор должен владеть искусством исполнения и служить более убедительному раскрытию содержательного плана ораторского сочинения. Телодвижения должны преимущественно соразмеряться содержанию предлагаемой речи. «В сем смысле к совершенству оных принадлежат истина и естественность, или они суть внешние, на поверхности нашего тела выражаемые, или производимые знаки внутренних состояний. Почему ложны и ошибочны все телодвижения, не соответствующие ни свойству и расположению говорящего, ни содержанию его речи.» Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает смех и унижает идею». Голова везде играет первую роль. Она должна держаться в прямом и естественном положении. Поникшая означает подлость, заброшенная назад - спесь, склоненная на сторону - лень, слишком неподвижная - строптивость. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.
Литература.
1. Русская риторика: Хрестоматия. Граудина Л.К. - Москва: Изд-во «Просвещение: учебная литература», 1996, 559с.
2. Культура и искусство речи. Современная риторика. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995, 576с.
3. Теория и практика русского красноречия. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. - Москва: Изд-во «Наука», 1989, 254с.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |