Социальные регуляторы племени.
Предмет ТГП. Предмет изучения ТГП составляют: общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Предметом ТГП выступают: государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, особенности политич. и правового сознания и правового регулирования. ТГП - система знаний по закономерности возникновения, развития и функционирования ТГП. Объект и субъект ТГП - право и гос-во, изучаются в динамике. Место теории государства и права среди общественных и юр. наук. ТГП - занимает основопологающее место, посколькузакладывает фундамент юр. мышления и дает первичные представления гос-ва и права. Взаимодействует с неправовыми дисципшлинами, является основой для спец. отраслевых правовых наук. 1) теоретико-исторические науки – ТГП, история гос. и права зарубежная и отечественная, история правовых и политических учений. 2) отраслевые юр. науки – гр. право, уг. право, конституционное право, административное и др. Отраслевые науки занимаются исследованием одной сферы государственно-правовой жизни. 3) прикладные юр. науки – криминалистика, суд. медицина,суд. психиатрия и др. 4) организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др. 5) международные науки – международное публичное, межд. частное право, морское, космическое право и др. ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую. Функции ТГП. Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях: Гносеологическая ф. - изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, тенденции развития. Гносеология – теория познания, изучения действительности. Онтологическая ф. -общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем. Онтология – учение о бытии. Эвристическая ф. открытие новых закономерностей в прогрессе гос-но-правовых явлений. Эвристика-искусство нахождения истины, новых открытий. Методологическая ф. - вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Идеологическая ф. - присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д. Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах: - имеет обучающее значение, т.к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки; - способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры; - вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни. Практически – организаторская ф. - содержание которой объемно и многообразно. Например, ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д. Прогностическая ф. - на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития. Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга. Методика ТГП. Методология - .система методов, которые применяются при изучении Г и Пучение о методах познания. Методология: комплексность, историзм, объективизм, спец. формально юр. и сравнительно правовые методы ( формы права - правовые источники, сравнение всего) Роль ТГП в формировании юристов России. В рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист независимо от занимаемой должности и особенностей проф. деятельности должен понимать смысловое значение таких категорий, как право, государство, правовая норма и т.лд. Изучение ТГП помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юр. техники, без знания которых невозможна проф. деятельность в сфере правового регулирования. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юр. деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом. Знания, полученные в процессе изучения ТГП, способствуют формированию у обучаемых высокого уровня проф. правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку. Присваивающий строй. До разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, находилось на низком уровне развития, экономика этого периода-присваивающая. Выделялось два периода: матриархат и патриархат. В начале существовал матриархат, т.е. материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. Патриархат - начинается разложение первобытного общества. Ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, и рассматривается как тупиковый путь развития. Современ. наука предлагает другую периодизацию, перв. общ. проходит 3 периода: Ранний — становления первобытнообщинного строя, период праобщины; Средний — зрелости первобытного общества, родовая община; Поздний — распада родовой общины или эпоха классообразования. Другая периодизация, перв. общ. проходит 2 этапа или периода: 1.период присваивающей экономики; 2 период производящей экономики. Присва́ивающее хозя́йство - хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйствен.-культурной истории человечества. Производящая экономика - эконом. перв. общ., основанная на производстве человеком примитивных орудий труда, с помощью них средства существования брались им готовыми от природы: добывались с помощью собирательства, охоты, рыболовства. Производящая экономика. Социальные регуляторы племени. Виды: обычаи, ритуалы, обряды, мифы, моральные и религиозные веления, созданные на основе повседневного опыта и несущие воспитательную нагрузку, и выражающие волю всего общества. Обычаи - историч. сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. С помощью него регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. По содержанию были разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др. Обряды - правила поведения, символические действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели. Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Пришли позже обычаев и табу. Чел. не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные. Миф - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе. Табу (запреты), с их помощью защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас. В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, т.к. виды норм не выделялись так же, как права и обязанности. Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины. Признаки: 1)меры,нормы,образцы для поведения людей; 2)носят общий и неоднократный характер; 3)все они были мононормами 4)они соблюдались в силу авторитета и привычки, но в необходимых случаях они подкреплялись коллективным,общественным принуждением. Власть в первобытном обществе, обладала главными чертами: 1) Базировалась на семейных отношениях. 2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления. 3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Религиозные функции выполнял жрец. Гавные черты власти в первобытном обществе: выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Соц. нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи. Неразграничивались права и обязанности.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |