Важной функцией государственного управления экономикой и ее регулирования является финансово-экономический контроль.
Основное содержание финансово-экономического контроля - это устранение недостатков и нарушений в хозяйстенно-финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций.
Элементы контроля присутствуют во всех методах государственного управления экономикой (бюджетное регулирование, регулирование оплаты труда, налогов, санкций и др.), направлены на то, чтобы гарантировать выполнение поставленных задач. Экономический контроль распространяет свои контрольные функции на отрасль экономики как совокупность продуктивных сил и производственных отношений общества.
Финансовый контроль - одна из форм управления финансами. Организационные формы этого контроля должны соответствовать требованиям части второй статьи 19 Конституции Украины, которой предусмотрено: «...органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины»
Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, совершенные с использованием денег и охватывающие такие показатели, как: поступление денег от реализации и др. поступления, рентабельность, основные виды затрат, состояние оборотных средств, платежеспособность предприятий и др.
Причиной многих нарушений и злоупотреблений является слабый контроль со стороны министерств и ведомств.
Развитие рыночных процессов в Украине требует применения новых, прогрессивных форм и методов управления, в том числе и усовершенствования финансово-экономического контроля.
Основными задачами финансово-экономического контроля, в соответствии с Указом Президента о повышении эффективности контрольно-ревизионной работы, являются (рис.1.2.1.):
Эффективность контроля возрастает с привлечением к его проведению специалистов, способствующих выявлению причин, условий, мотивов злоупотреблений обстоятельств, при которых они совершаются.
Сравнительная характеристика категорий финансово-хозяйственного контроля расчетов по социальному страхованию показана в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1.
Сравнительная характеристика категорий финансово-хозяйственного контроля расчетов по социальному страхованию
Элементы сравнения
| Финансово-хозяйственный контроль в условиях
|
Административно-командной системы управления
| Формирования рыночных отношений
|
Определение контроля
| Система надзора наделенных функциями органов контроля с целью проверки выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдение законности.[63, с.11]
| Система контрольных и экспертных действий государственных, общественных и независимых от государства органов контроля с целью установления законности тех или иных хозяйственных решений и их экономической целесообразности
|
Субъекты (органы) контроля
| Система контрольных и экспертных действий государственных, общественных и независимых от государства органов контроля с целью содействия рациональному использованию средств, предметов труда и самого труда предпринимательской деятельности, которая должна приносить максимальную прибыль в границах действующего законодательства.
| На уровне микроэкономики функционирует финансово-хозяйственный контроль, который осуществляют Государственная контрольно-ревизионная служба Украины и контрольно-ревизионные подразделения собственников капитала, а также по инициативе (запросу) последних -независимые аудиторские организации (фирмы). [48,с.49]
|
Цель
| Проверка правильности, полноты и своевременности осуществленных отчислений в социальные фонды, установление наличия фактов нарушений действующих нормативно-правовых актов при учете социальных операций и разработка мероприятий по их ликвидации.
| Способствование рациональному использованию средств и предметов труда, а также самого труда в предпринимательской деятельности для получения максимальной прибыли.
[48,с.49]
|
Объект контроля — то, что необходимо изучить или проверить. Поэтому объектом контроля является не предприятие, а его деятельность по эффективному использованию имущества, в данном случае – это расчеты по социальному страхованию.
Исследования в финансово-хозяйственном контроле — это процесс, который включает изучение и решение разных по характеру и степени обобщения, направленность задач. Осуществляется это разными способами и приемами, которые образуют метод контроля.
Метод контроля - это совокупность приемов и способов исследования расширенного воспроизводства общественно-необходимого продукта и соблюдение требований его законодательного регулирования. Метод финансово-хозяйственного контроля включает общенаучные и собственно -методические приемы.
В зависимости от содержания хозяйственных операций, которые осуществляются на предприятиях, используют разные методические приемы их контроля.
Приемы контроля - это качественное однородное контрольное действие ревизора (проверяющего), направленное на выявление соблюдения определенных нормативных положений субъектом хозяйствования.
Методические приемы финансово-хозяйственной деятельности классифицируются по разным группам (рис.1.2.2.).
Все события, операции, которые имели место в хозяйственной деятельности предприятия, регламентируется определенной нормативной базой. Экономико-правовой анализ действующей нормативной базы по учету и контролю расчетов по социальному страхованию показан в таблице 1.2.3.
Таблица 1.2.3.
Экономико-правовой анализ действующей нормативной базы по учету и аудиту расчетов по социальному страхованию.
№
п/п
| Нормативный документ
| Кем, когда утвержден
| Основные положения
| Использование в учете и аудите
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
1.
| Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»
[3]
| от 16.07.99г № 996 - IV, с последними изменениями и дополнениями
№ 1213 от 19.12.2006г
| Определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине. Состоит из пяти разделов:
1 - общие положения;
2 - государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
3 - организация и ведение бухгалтерского учета;
4 – финансовая отчетность;
5 - окончательные положения.
| Организационные аспекты формирования учетной политики предприятия по определению влияющих факторов на финансовый результат деятельности.
|
2.
| Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» [5 ]
| от 22.05.97r
№ 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями.
| Определяет плательщиков налога, валовой доход, ставку налога, амортизацию, правила ведения налогового учета и порядок начисления и сроки уплаты налога.
| С целью определения состава доходов и расходов в финансовом учете предприятия, сравнение с признанными валовыми доходами и расходами в налоговом учете, определение налогооблагаемой прибыли в бухгалтерском и налоговом учете.
|
3.
| Закон Украины «Об аудиторской деятельности»
[12 ]
| от 22.04.1993г. № 3125 - ВР, с последними изменениями и дополнениями от 14.09.2006г. № 140 - V
| Определяет понятие аудита и аудиторской фирмы, порядок сертификации и лицензирования, а также порядок проведения аудита, права, обязанность и ответственность аудиторов и аудиторских фирм.
| Направлен на создание системы независимого финансово-экономического контроля с целью защиты интересов собственников и распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности.
|
4.
| Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды
общеобязательного государственного социального страхования» [ 9]
| от 11.01.2001г. № 2213-III
| Определены плательщики сборов (взносов), объекты налогообложения и размеры сборов (взносов), в зависимости от вида государственного социального страхования.
| Определяет размеры взносов, сроки сдачи отчетности, штрафные санкции
|
5.
| Закон Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве»
[ 11]
| от 22.02.2001г.
№ 2272
| Определяет применение страховых тарифов по данному виду страхования.
| Определяет размеры взносов и тарифов, сроки сдачи отчетности, штрафные санкции.
|
6.
| Закон Украины «Об обязательном государственном пенсионном страховании» [7]
| от 09.07.2003г.
№ 1058-ВР
| Которым, в частности, внедряется трехуровневая пенсионная система.
| 1й уровень - солидарная система общеобяз-ного госуд-ного пенсионного страхования. 2й уровень -накопительная. 3й уровень негосуд-ного пенсионного обеспечения.
|
7.
| Закон Украины «Об обязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» [8 ]
| от 02.03.2000г.
№ 1533-III
| Определяет статус безработного, его характеристику и главные признаки, а также порядок назначения помощи по безработице
| Определяет размеры взносов, сроки сдачи отчетности, штрафные санкции
|
8.
| Инструкция «О порядке расчета и уплаты предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, а также учета их поступлений в Пенсионный Фонд Украины»
| от 03.06.1999г.
№ 4-6, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины
| Регулирует порядок расчета и уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.
| Определяет размеры взносов, сроки сдачи отчетности, штрафные санкции
|
9.
| Положение о комиссии (уполномоченном) предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением
| Утверждено постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 09.07.2001 г. № 21
|
Определяет права и обязанности, полномочия комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия.
| Уполномоченный по социальному страхованию предприятия совместно с представителем работодателя: рассматривают вопросы материального обеспечения и предоставления социальных услуг застрахованным лицам по мере поступления соответствующих обращений и представления необходимых для их решения документов.
|
Контроль за расчетами с социальными фондами является одним из средств обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности и предотвращения конфликтных ситуаций с органами проверяющих и налоговых служб, как в бюджетных организациях, так и в хозрасчетных.
Методика проверки операций по социальному страхованию идентична для всех фондов социального страхования.
План проверки расчетов по социальному страхованию показан на рисунке 1.2.3.
Начисление и удержание взносов на общеобязательное пенсионное страхование имеет свои особенности в зависимости от избранной системы налогообложения.
Практически ежегодно (а в некоторых случаях и чаще), с принятием Бюджета Украины происходят изменения в законодательных актах по социальному страхованию. Изменения, которые имели место, отражены в таблице 1.2.4.
Таблица 1.2.4.
Экономико-правовой анализ изменений и дополнений по учету расчетов по социальному страхованию.
№
| Наименование законодательного акта
| Дата
вступления
в силу
| Суть изменений
|
1.
| Приказ Министерства труда и социальной политики Украины « О внесении изменений в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы»
| 18.03.2006 г.
| Данным приказом вносятся изменения в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденную приказом Минтруда N 339 от 18.12.2000 г. Новшества касаются регистрации плательщиков страховых взносов на случай безработицы и связаны с переходом на новый способ регистрации СПД по принципу единого окна.
|
2.
| Законом Украины от 28.12.2007 г. № 107 “О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” (далее — Закон № 107) были внесены изменения и дополнения в Закон Украины от 18.01.2001 г. № 2240 “Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением”
|
01.01.2008г.
| Предусматривает, что застрахованным лицам (кроме добровольно застрахованных и застрахованных, которые находятся в страховых случаях, предусмотренных Законом № 2240 (временная нетрудоспособность, беременность и роды), или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), которые уплачивают страховые взносы менее полных шести календарных месяцев в течение последних двенадцати календарных месяцев перед наступлением страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам в соответствии с Законом № 2240 выплачивается исходя из фактической заработной платы, с которой были уплачены страховые взносы, но не выше размера минимальной заработной платы, установленной на время наступления страхового случая.
|
3.
| Приказ Министерства труда и социальной политики Украины 17.07.2008 N 605/15296 «Об утверждении изменений к Методике расчета совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи» |
01.07.2008г.
| Устанавливаются размеры помощи при рождении ребенка, а также в подпункте 5.5 слова «средней заработной платы работников занятых в отраслях экономики» заменить словами "среднемесячной номинальной заработной платы работников, занятых в экономике".
|
4.
| Закон Украины «О государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003г. № 1058 -IY |
01.01.2008г.
| Внесено изменение по удержанию взносов в Пенсионный фонд из заработной платы работников в размере 2% от суммы совокупного налогооблагаемого дохода и 19,92% от суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога.
|
После изучения законодательно-нормативных документов по осуществлению контроля за правильностью ведения расчетов по социальному страхованию можно сделать следующий вывод: частое изменение законодательства относительно размеров начисления взносов на фонд оплаты труда (далее – ФОТ) и на заработную плату работников, изменение минимальной заработной платы затрудняет работу бухгалтеров по эффективному ведению расчетов по социальному страхованию. Ревизору, как проверяющему, необходимо помнить все изменения, которые произошли за период проверки, а также методики расчетов начислений и удержаний на ФОТ и на заработную плату работников, соответственно. Вследствие этого могут возникать разногласия между бухгалтером, осуществляющим расчеты по социальному страхованию и проверяющими органами.