Как взвешивать вещества
Перед работой весы нужно уравновесить: добавлять на чашку, находящуюся сверху, кусочки бумаги или песок, пока обе чашки не окажутся на одном уровне. Если нужно определить массу какого-либо вещества, то оно помещается на левую чашку весов в специальную посуду или на лист бумаги (уравновешивать весы предварительно следует с этой посудой или бумагой). Затем на правую чашку специальным пинцетом (не руками!) нужно постепенно добавлять гирьки из коробки с разновесом, пока обе чашки не окажутся на одном уровне. Общая масса гирек будет равна массе вещества на левой чашке весов. Если же нужно отмерить нужную массу вещества, то следует поступить наоборот: уравновесив весы с пустой посудой на правой чашке, на левую сторону положим гири на нужную нам массу, а в сосуд на правой чашке весов будем понемногу подсыпать вещества ложечкой (или подливать, если это жидкость), пока весы не придут в равновесие. Масса взвешиваемого вещества будет равна общей массе гирек. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
Работу целесообразно выполнять после систематизации и обобщения знаний по теме. Она имеет принципиальное значение, так как учащиеся впервые встречаются с новой формой химического эксперимента – экспериментальными задачами, при решении которых должна проявляться их полная самостоятельность в практическом применении знаний. Чтобы для учащихся не была неожиданностью данная форма экспериментальной работы, необходимо систематически, в процессе изучения темы, готовить учащихся к практическому занятию. Для этого на уроках, особенно при обобщении знаний, целесообразно предлагать учащимся различные экспериментальные задачи, сходные с теми, которые встретятся в работе. Подготовку учащихся к решению экспериментальных задач можно начать после изучения свойств оксидов, т.е. когда у них накапливается определенный запас знаний и когда они приобретают необходимые практические умения. Перед данной практической работой целесообразно напомнить учащимся о том, как надо решать экспериментальные химические задачи и показать это на конкретном примере. Затем учитель предлагает им на уроке выполнить одну задачу и рассказать об этом по плану(цель опыта, что делали, что наблюдали, вывод). После этого выполняется и сама практическая работа. В процессе работы ученики повторяют уже известные им свойства веществ, а также закрепляют отдельные умения в обращении с веществами и предметами лабораторного оборудования. В связи с тем, что целью работы является повторение и применение знаний, выполнение практической работы наиболее правильно организовать так:
1. Продумать задание и наметить, какие вещества будут использованы, каковы условия реакции и какой результат следует ожидать. 2. Выполняя опыт, тщательно следить за явлениями, его сопровождающими. 3. Оформить работу можно по следующей схеме:
Тексты задач могут быть такими:
1 уровень
1. Получите из оксида кальция гидроксид кальция. Докажите с помощью индикатора, что полученное вещество является щелочью. 2. Из гидроксида меди и соляной кислоты получите оксид меди и хлорид меди. 3. Распознайте в пробирках без надписей растворы гидроксида калия, серной кислоты и воду.
2 уровень
1.Докажите, что оксид кальция – основной оксид. 2. Получите оксид меди: а)из меди б)из гидроксида меди. Докажите, что оксид меди – основной оксид. 3.Получите карбонат кальция и выделите его из смеси (на столе находится раствор гидроксида кальция). 4. Получите двумя способами сульфат кальция. 5. Из имеющихся реактивов получите сульфат свинца и выделите его из смеси. 6. Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси. 7. Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси. 8. Докажите, что из двух выданных растворимых оксидов (оксиды фосфора и кальция) один кислотный, а другой основной.
3 уровень
1. Исходя из оксида меди, получите гидроксид меди. 2. Осуществите превращения по схеме: гидроксид железа (III) ® оксид железа (III) ® нитрат железа (III)/
Учащимся можно предложить и такой вариант повышенной трудности: составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот (оснований) и выполнить эти реакции практически. В этом случае на столы выдают различные вещества, из которых ученики отбирают нужные им для работы. Затем они составляют уравнения реакций и проделывают опыты. Вещества для облегчения поисков лучше расставлять по классам. При решении задач на распознавание веществ важно обратить внимание на отбор проб из пробирок. Нужно научить их такому приему: взяв одну пробу, испытать ее реактивом, потом другую, третью. Этот прием важен, так как, во-первых, ученики не будут путать пробы, во-вторых, если точно определено искомое вещество в одной пробирке, то часто нет смысла проводить испытание вещества в другой. Для обучения решению экспериментальных задач можно предложить учащимся базового уровня и дидактические карточки с алгоритмом решения одной из задач:
Учитывая, что учащиеся впервые выполняют практическую работу по решению экспериментальных задач, целесообразно предложить ученику решать только две задачи. Учащимся, которые быстро и качественно справились с заданием, можно предложить решать еще одну задачу. Следует предупредить учащихся о том, что результаты опыта они должны показать учителю или лаборанту. При выставлении оценок за решение экспериментальных задач необходимо учитывать: а)наличие правильного плана решения задач; б)четкое оформление отчета; в)владение определенными практическими умениями (результаты наблюдений учителя и лаборанта); г)результаты опытов; д)самостоятельность выполнения работы; е)время сдачи работы учителю. При оценке следует принимать во внимание, в каком виде оставляет ученик свое рабочее место. После проверки тетрадей следует рассмотреть качество выполнения задач, указать на неправильные действия и приемы работы учащихся, замеченные во время выполнения ими опытов. Эксперименты, которые вызвали затруднения, следует повторно демонстрировать, сопровождая объяснениями. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 7. ПОЛУЧЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ.
Изучение свойств соляной кислоты лучше проводить дедуктивно. О составе, свойствах и применении соляной кислоты учащимся многое известно, и поэтому данный урок является, в основном, повторительным и систематизирующим знания, а потому его естественным методом является практическая работа. Рассматриваются уравнения реакций, характерных для всех кислот (в свете электронной теории, где это возможно), изучаются индивидуальные свойства соляной кислоты – качественная реакция на соляную кислоту и ее соли. Работа выполняется по инструкции учебника, и перед началом работы методом беседы проверяется, как ее ученики проработали дома. Для подготовки к работе можно предложить задание, в котором требуется выбрать из нарисованных приборов такие, которые пригодны для получения хлороводорода, и объяснить, почему были выбраны именно такие приборы. Перед проведением практической работы необходимо еще раз обратить внимание учащихся на то, что хлороводород вреден для здоровья: он сильно раздражает слизистую оболочку дыхательных путей. Обеспечить безвредное проведение работы можно, применяя малые количества реактивов и добиваясь полного поглощения хлороводорода водой. Для растворения газа в воде нужно использовать дугообразную трубку, свободный конец которой закрывается ватным тампоном, смоченным раствором соды. В этом случае хлороводород практически не попадает в воздух помещения. Для получения хлороводорода учащимися нужно заранее приготовить раствор серной кислоты 1:1 (можно 1:2) и охладить его. Кислота такой концентрации не вспенивает реакционную смесь, поэтому в момент сборки прибора хлороводород не попадает в воздух помещения. Для опыта лучше брать не более 0,1 г хлорида натрия и 5-6 капель раствора серной кислоты. Растворы галогенидов тоже должны быть разбавленными, например, 0,5 М. Полученный раствор испытывается лакмусом и раствором нитрата серебра. Хотя концентрация его невелика, его можно использовать для проведения реакций с магнием, содой, нитратом серебра. Однако при подробном изучении свойств соляной кислоты лучше использовать готовый раствор ее, полученный при разбавлении 1:3. Не следует ставить перед учащимися цель получить более концентрированный раствор соляной кислоты, так как в процессе длительного нагревания исходных веществ возможно растрескивание реакционной пробирки, что приведет к отравлению воздуха. Целесообразно вызвать к демонстрационному столу учащегося, предложить ему собрать прибор для получения хлороводорода и соляной кислоты и рассказать о проведении опыта. Необходимо особо отметить, что при выполнения опыта конец газоотводной трубки должен все время находиться в пробирке над водой, чтобы не допустить попадания хлороводорода в воздух помещения. Следует указать, что при составлении отчета о работе нужно дать объяснение окислительно-восстановительным реакциям.
Вариант инструкции к практической работе 7
1.В пробирку с серной кислотой всыпьте выданную поваренную соль и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки должен быть опущен в пробирку с водой, подкрашенной синим лакмусом, не касаясь ее поверхности (см.рисунок). Внимательно наблюдайте за явлениями в пробирке-приемнике. В случае замедления выделения газа содержимое пробирки с солью можно чуть подогреть.
2. Через 3-4 минуты прекратите растворение хлороводорода в воде и пробирку с солью сдайте лаборанту. Полученный раствор кислоты приливайте поочередно:
- к раствору щелочи, подкрашенному фенолфталеином; - к свежеосажденному гидроксиду меди (II); - к раствору карбоната натрия.
3. К полученным в опыте 2 растворам прилейте по нескольку капель раствора нитрата серебра. Что наблюдается и почему?
Учащимся 2 уровня обученности можно предложить дополнительно ответить на следующие вопросы:
1. Почему и при каких условиях возможно взаимодействие серной кислоты с хлоридами? 2. Возможна ли реакция между соляной кислотой и сульфатами? Почему? 3. Какой реактив позволяет определить соляную кислоту и хлориды? Возможно ли его использование для распознавания других галогенидов и каковы будут ожидаемые признаки реакций? 4. Почему при получении хлороводорода вышеописанным способом нельзя погружать конец газоотводной трубки в воду? С каким свойством хлороводорода это связано?
Учащимся 3 уровня можно предложить подборку расчетных задач:
1. 6 г магния растворили в соляной кислоте. Определите массы затраченной кислоты и полученной соли, а также объем выделившегося газа (какого?). 2. Соляная кислота с плотностью 1,149 г/мл содержит 30% хлороводорода. Сколько г хлороводорода содержится в одном литре такой кислоты? 3. При взаимодействии 6,85 г двухвалентного металла с соляной кислотой выделилось 1,12 л газа. Определите металл. 4. При взаимодействии с соляной кислотой 0,7 г двухвалентного металла выделяется 280 мл газа. Определите металл. 5. Сколько г каждого реагента потребуется для получения 234 г хлорида натрия? Имеет ли задача только одно решение? 6. 11,2 л хлороводорода растворили в 73 мл воды. Определите массовую долю хлороводорода в полученном растворе. 7. 100 л хлороводорода растворены в 1 л воды. Определите массовую долю хлороводорода в полученном растворе. 8. Для растворения 4 г оксида двухвалентного металла потребовалось 25 г 29,2%-ного раствора соляной кислоты. Определите металл. 9. Колба заполнена хлороводородом при н.у. и опущена в чашку с водой. Вода, растворяя газ, поднимается в колбу и заполняет ее доверху. Какова массовая доля хлороводорода в полученном растворе? 10.На растворение смеси цинка и оксида цинка израсходовано 100,8 мл 36,5% раствора соляной кислоты (пл.1,19 г/мл), при этом выделилось 8,96 л газа. Определите состав смеси в г и %. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как выбор уровня изучения каждого из предметов предоставляется самому ученику, а не навязывается педагогом, то организуемая им работа воспринимается учащимися безболезненно для их самолюбия. Достоинством данной технологии является и то, что, предлагая всем учащимся одинаковый объем материала по своему предмету, педагог устанавливает различные уровни требований к его усвоению, создает условия для продвижения в соответствующем каждой группе темпе. Образовательные, воспитательные, развивающие цели в педагогическом процессе достигаются разными способами, и одним из них, наиболее эффективным, является активное познание. В области химии это предполагает работу учащихся в процессе ученического эксперимента различных видов на уроке и вне его. Ученический эксперимент играет огромную роль в изучении, понимании данного предмета, придавая ему наглядность, яркость, возбуждая познавательный интерес и обеспечивая активное включение учащихся в учебно-познавательный процесс. Данный вид деятельности необходим для реализации триединой цели образовательного процесса. Химический эксперимент – это не только источник познания, но и средство воспитания учащихся. Любое познание начинается с ощущения, восприятия конкретных предметов, явлений. процессов и переходит затем к обобщению и абстрагированию. Научное понятие должно обосновываться практически. Используя различные виды химического эксперимента, преподаватель учит конкретизировать теоретические знания, а учащиеся, в свою очередь, «наполняют» усвоенные химические понятия живым конкретным содержанием. Химические эксперимент способствует развитию самостоятельности, повышает интерес к химии, так как в процессе его выполнения учащиеся убеждаются не только в практической значимости такой работы, но и имеют возможность творчески применять свои знания. Велика роль химического эксперимента в развитии мышления и умственной активности учащихся, так как ведущую роль в умственном развитии играет теория в единстве с экспериментом. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие под редакцией Н.Н.Никитиной. Ульяновск, ИПК ПРО, 1998 г. 2. Разноуровневое обучение как средство удовлетворения потребностей и возможностей учащихся: сборник статей. Ульяновск, ИПК ПРО, 1998. 3. Иванова И.Г. Использование модульной и уровневой технологии обучения школьников // Научно-методический журнал «Химия. Методика преподавания в школе», № 7, 2002 , стр. 77-80. 4. Толкачева Т.К., Политова С.И., Турлакова Е.Ф. Уровневая дифференциация – потребность времени. // Химия в школе, № 8, 2000, стр. 15. 5. Чернобельская Г.М. Основы методики преподавания химии. Москва, Просвещение, 1987. 6. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. и др. Преподавание неорганической химии в 8 классе. Москва, Просвещение, 1988 г. 7. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии. Учебное пособие для студентов по специальности «химия». Просвещение, 1989. 8. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. Просвещение, 1988. 9. Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. Пособие для учителей. Москва, Просвещение, 1988.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |