Особенности определения правовой формы акционерного общества в России
С точки зрения организационно-правовой формы предпринимательство в России в целом характеризуется преобладанием закрытых акционерных обществ (ЗАО) над открытыми (ОАО). Так, на 1 июля 2001 г. количество ЗАО превысило 370 тыс., в то время как ОАО насчитывалось всего лишь 60 тыс. Хотя крупные предприятия, зависящие от внешних финансовых ресурсов, в большинстве своем представлены обществами открытого типа, количество ЗАО среди них также велико. Согласно данным обследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики в 2003 г., среди 32266 акционерных обществ, за исключением малых предприятий, 19407 были открытыми, а 12859 — закрытыми. Таким образом, 40% крупных и средних предприятий России функционируют в организационной форме, которая жестко ограничивает ликвидность их акций. [15, с.5.] Акционерное общество принято рассматривать как институт мобилизации общественного капитала. Такой трактовке АО отвечает, прежде всего, открытое акционерное общество, акции которого находятся в свободном обращении. Форма закрытого общества противоречит самой сути АО. Тем не менее, ЗАО получили широкое распространение в России, причем не только среди малых и средних, но и крупных предприятии. Вероятно, сильное стремление российских предприятий к организационной закрытости тесно связано с проблемами корпоративного управления и недостаточной инвестиционной активностью. Закону РФ «Об акционерных обществах» учредитель акционерного общества должен выбрать в качестве организационно-правовой формы его открытый или закрытый тип. Как уже говорилось выше, между ними существуют четкие законодательно установленные различия. Они касаются: способа обращения акций; метода эмиссии ценных бумаг; размера минимального уставного капитала; числа акционеров; формы государственного участия в финансировании; обязательств по раскрытию информации. Эти различия представлены в таблице 1, составленной на основе положений Закона РФ «Об акционерных обществах».
Таблица 1 Различия между организационными формами акционерных обществ в России
При анализе того, какие наиболее важные факторы, с точки зрения руководителей акционерных обществ, повлияли на выбор существующей организационно-правовой, выявилось то, что большинство руководителей четко осознают важность выбора между ОАО и ЗАО для развития компании. Преимуществами ОАО по сравнению с ЗАО являются следующие факторы (по степени убывания важности): 1. Большая прозрачность управления предприятием для иностранных инвесторов и деловых партнеров; 2. Привлечение потенциальных инвесторов и доступ на рынок финансовых услуг; 3. Свободное обращение акций; 4. Улучшение структуры корпоративного управления. Преимуществами ЗАО по сравнению с ОАО являются следующие факторы (по степени убывания важности): 1. Защита от захвата власти и смены собственника предприятия; 2. Менее строгое государственное регулирование; 3. Более простое управление компанией ее руководителем; 4. Легкость учреждения малыми и средними предприятиями. То есть, для руководителей выбирающих открытую форму важно то, что она помогает выстраивать доверительные отношения с партнерами и инвесторами, а также упрощает доступ к внешнему финансированию, тогда как свободное обращение акций имеет второстепенное значение. Организационные преимущества ЗАО, по мнению большинстве руководителей, заключаются в эффективной защите от воздействия внешней среды, включая государство. Хотелось бы отметить и тот факт, что более половины акционерных обществ открытого типа были созданы в результате массовой приватизации в 90-х годах. Объясняется это тем, что в то время, органы власти настойчиво рекомендовали преобразование приватизируемых предприятий в ОАО с целью стимулирования обмена акций государственных предприятий на приватизационные ваучеры, распределяемые среди населения как инструмент безвозмездной приватизации. Форма ЗАО в настоящее время выбирается уже руководителями сознательно. Выявлено три направления воздействия различий открытого и закрытого обществ на процесс выбора акционерным обществом своей организационно-правовой формы. Первое направление - имущественный эффект ограниченного обращения акций. Ограничение свободного обращения акций в ЗАО уменьшает их стоимость, снижая ликвидность акций. Кроме того, в случае передачи акций ЗАО третьему лицу их держатель должен нести все бремя расходов, связанных с процедурой рассмотрения закрытым обществом или его акционерами возможности использования преимущественного права на приобретение акций. Следовательно, портфельный инвестор, желающий только вложить капитал, при прочих равных условиях будет склонен к выбору ОАО, где возможно свободное распоряжение имеющимися акциями. Кроме того, большая прозрачность управления в ОАО способствует активизации заимствований у коммерческих банков. Таким образом, можно предположить, что чем больше спрос предприятия на финансовые ресурсы, тем выше вероятность выбора им формы открытого общества. Второе направление — управленческий эффект ограниченного обращения акций. Жесткий контроль над обращением акций в случае ЗАО существенно сужает возможности передачи управления компанией посредством продажи имеющихся акций, предложений об их покупке и т. д. Это препятствует замене менеджмента, который не смог достичь желаемых результатов, и способствует ослаблению дисциплины в руководстве компании. Следовательно, с учетом большей эффективности механизма корпоративного управления внешние акционеры предпочтут форму ОАО; напротив, руководители, стремящиеся избежать угрозы насильственного выкупа предприятия, ограничений при управлении компанией, выберут форму ЗАО. Третье направление — информационный эффект государственного регулирования. В соответствии с законодательством раскрывать информацию о себе обязаны только открытые общества. Соответственно внешние акционеры предпочтут открытый тип общества, а менеджеры — закрытый. Четвертое направление: предприятие, функционирующее в условиях жесткой конкуренции в быстро растущих новых сферах деятельности, предпочтет организационную форму, обеспечивающую более свободное поведение менеджеров. Следовательно, могут выбрать закрытый тип общества с относительно мягким контролем в области управления. Пятое направление: участие в бизнес - группе или холдинговой компании на основе перекрестного владения акциями предприятий-участников с учетом ее политического влияния эффективно сдерживает внешние угрозы, включая государственное вмешательство в управление предприятиями и их насильственный выкуп.. Вхождение в состав бизнес-группы или холдинговой компании повышает вероятность того, что предприятие-участник примет форм ОАО. Однако по мере усложнения ее организационной структуры предприятия, находящиеся па нижних уровнях иерархии, все чаще учреждаются как 100-процентные дочерние компании предприятий верхних уровней либо в качестве подставных фирм с целью уклонения от уплаты налогов и ведения двойной бухгалтерии. Подобные предприятия, как правило, начинают функционировать в виде ЗАО, а зачастую и общества с ограниченной ответственностью. Шестое направление: с учетом законодательных норм и требований к величине минимального уставного капитала, а также политических факторов высока вероятность существования в форме ОАО приватизированных предприятий и компаний, отделившихся от них, или государственных предприятий в отличие от вновь учрежденных частных фирм. Подавляющее большинство акционерных обществ в России выбирают закрытый тип акционерного общества. Сильное влияние на их выбор оказывает: стремление менеджеров АО к организационной закрытости; слабый спрос предприятий на инвестиции; ограниченность ресурсов финансового сектора. Вследствие этого выбора определяется и поведение предприятия на рынке. Разница в характере обращения акций и раскрытия информации между ОАО и ЗАО оказывает определенное влияние на возможность перехода контроля над предприятием и на усиление контроля над деятельностью управляющих со стороны акционеров. Это подтверждается существованием значимой разницы между двумя формами АО при оценке влияния доли инвесторов в капитале общества, на вероятность смены директора предприятия и председателя совета директоров. В современной России, где проблема дисциплины менеджеров весьма актуальна, необходимо создание экономической и институциональной среды, способствующей выбору российскими предприятиями более открытых организационных форм. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе собраны и изложены все основные данные, которые позволяют понять, что такое акционерное общество, как оно функционирует, порядок его создания. Также в работе в достаточно полном объеме изложено понятие акционерного капитала и рассмотрены права акционеров. Акционерная форма предпринимательства занимает важное место в образовании нормальных условий функционирования предприятий, так позволяет привлекать средства акционеров для осуществления своей деятельности и каждый работник может стать собственником предприятия, путем приобретения акций; снижает риск каждого акционера потерять значительные суммы денег (каждый рискует только в пределах своей суммы акций); позволяет работать более эффективно, так как все заинтересованы в получении прибыли и дивидендах. То есть, можно еще раз подчеркнуть, что акционерное общество – это уникальная форма реализации коллективной собственности, где все заинтересованы в результатах своей деятельности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |