Сильные и слабые факторы внешнего окружения. Состояние факторов внутренней среды. SWOT анализ предприятия
Целостность организации и ее открытость как системы обуславливают четкие взаимодействия ключевых факторов внутренней и внешней среды. Внутренние факторы для организации являются чем-то известным, частично возникают в результате предыдущих управленческих воздействий и в какой-то мере могут контролироваться. Внутренние факторы являются определяющими. К основным переменным внутренней среды относятся – цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, организационная структура. При изучении внешних факторов выделяют два их типа: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного окружения (общее окружение). К факторам прямого воздействия относятся те, которые непосредственно влияют на операции организации – поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, собственники. Факторы косвенного воздействия относятся к общему окружению организации и не оказывают такого влияния на операции организации, как факторы прямого воздействия. Однако среда косвенного воздействия является более сложной, ее характеризуют – состояние экономики, политическое окружение, технологическое окружение, социально-культурное и международное окружение. Проведем анализ факторов внешней и внутренней среды, чтобы выявить прямое или косвенное воздействие на предприятие. Для этого проведем анализ рынков сбыта и стратегии маркетинга ОАО «Минский завод «Калибр». АНАЛИЗ РЫНКА СТАНЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЛИФТАМИ Производство станций управления лифтами является одним из главных направлений деятельности предприятия. Потенциальными потребителями станций управления лифтами являются: лифтостроительные предприятия РФ (КМЗ, ЩЛЗ г. Москва, ОЗПМ г. Омск, ЗАО «Парнас» г. С.-Петербург), УКС Мингорисполкома, ОАО «МАПИД», ЗАО «Инвест-систем», а также предприятия «Лифтмонтаж» и «Лифтремонт» РБ и РФ. На рынке присутствуют серийно-выпускаемые станции производителей РБ и РФ с общим годовым объемом выпуска до 13000 штук. Объем спроса рын ка составляет до 16000 штук. За 10 месяцев 2005 года заводом «Калибр» реали зовано лифтового оборудования в объеме (см. табл.5)
Таблица 5 Поставка лифтового оборудования за 10 месяцев 2005 года
Конкуренты завода «Калибр», выпускающие станции управления пассажирскими лифтами, сведены в таблицу 6.
Таблица 6 Сведения о конкурентах, выпускающих аналогичные станции управления лифтами
В I- II квартале 2006 года планируется начать серийное производство новой станции управления пассажирскими лифтами ШУЛК с характеристиками превосходящими серийно выпускаемые, как нашего завода, так и заводов-конкурентов. АНАЛИЗ РЫНКА РИА Потенциальными потребителями РИА являются практически все промышленные предприятия СНГ, энергокомплекс и топливно-энергетический комплекс, научные учреждения, высшие и среднетехнические учебные заведения, предприятия сервиса технических изделий сложной техники, транспорт, связь, электроника, оборонный комплекс и другие отрасли народного хозяйства. В настоящее время в странах СНГ, особенно в РФ, имеется тенденция стабилизации народного хозяйства. На рынке присутствуют отечественные серийно выпускаемые РИА производителей РБ, РФ и Украины: - - Осциллографы универсальные и цифровые: ОАО «МПЗ» г. Минск, РУП «Минский завод «Калибр», «МНИПИ» г. Минск, завод «Электроаппарат» г.Брянск, «МЗИА» г.Москва - С общим объемом выпуска до 5 000 шт. Объем спроса рынка - 20 000 шт. в год. - - Мегаомметры: РУП «Минский завод «Калибр», «МНИПИ» г. Минск, НИИ «Рекорд» Г.Александров (Владимирской обл.), завод «Мегометр» г.Умань (Украина). С общим годовым объемом выпуска РБ и РФ до 200 шт., годовым объемом вы пуска на Украине до 60 000шт. Объем спроса рынка - 70 000 шт. в год. Измерители иммитанса: ОАО «Минский завод «Калибр».и «ГНИПИ» г.Нижний Новгород. С общим годовым объемом выпуска до 300 шт. Объем спроса рынка - 2 000 шт. Вольтметры импульсные: ОАО «Минский завод «Калибр». Годовой объем выпуска до 30 шт. Объем спроса рынка - 40 шт. Источники токов и напряжений: ОАО «Минский завод «Калибр». Годовой объем выпуска до 30 шт. Объем спроса рынка - 40 шт. На рынке имеется спрос на изделия: генераторы сигналов различной формы, частотомеры, источники питания, универсальные пробойные установки, выпуск которых прекращен предприятиями СНГ по различным причинам, но востребованными промышленностью и др. потенциальными потребителями. За 11 месяцев 2005 года ОАО «Минский завод «Калибр» реализовано РИА (табл. 7).
Таблица 7. Поставка РИА за 11 месяцев 2005 года
Кроме серийно выпускаемых приборов отечественного производства из стран ближнего зарубежья на рынке присутствуют «вторичные приборы», то есть выпущенные производителями до 1999 года, а также продукция фирм стран дальнего зарубежья: «Тектроник», «Эджилент Текнолоджис». «Fluke», «Лекрой», «Хитачи», «Гуд Вил» и ряд других. Причем импорт вносится в государственный реестр РФ и таким образом получает разрешение для применения ее на территории РФ. Доля таких РИА составляет примерно 60% рынка, но из-за уменьшения запасов «вторичных» РИА имеется тенденция ее снижения. Сведения о конкурентах ОАО «Минский завод «Калибр», выпускающие аналогичную продукцию, представлены в табл.8.
Таблица 8 Сведения о конкурентах, выпускающих аналогичные РИА
В 2006 году планируется начать освоение и производство следующих РИА: из меритель иммитанса Е7-18 с объемом выпуска 600 шт., генераторы ГЗ-131 (объем производства 960 шт.) и Г6-46 (объем производства 600 шт.), осциллограф на ЖКИ (объем производства 60 шт.), осциллограф С8-38 (объем производства 120 шт.), универсальная пробная установка УПУ 21 - объем производства 360 шт., частотомер 4-3-84 (объем производства 80 шт.). АНАЛИЗ РЫНКА ТНП Завод «Калибр» выпускает следующие товары народного потребления: - радиотелевизионная техника - малогабаритные телеприемники, радиотаймеры, телевизионные антенны; - изделия электротехнического профиля: источники питания, сигналы торможения автомобиля, удлинители; - изделия хозяйственного назначения: закаточные машинки, насадки на кран, устройства поливочные и др.; - галантерейные изделия: щетки массажные, расчески специальные и др. Общий годовой объем выпуска ТНП завода «Калибр» в денежном выражении составляет 1500000 т. руб. Объем спроса рынка в денежном выражении ТНП завода «Калибр» около 1800000 т. руб. Конкуренты, выпускающие аналогичные ТНП сведены в таблицу 9.
Таблица 9 Конкуренты, выпускающие аналогичные ТНП
В 2006 году планируется освоить производство модернизированных ма шинок закаточных, новых моделей щеток массажных с улучшенным дизайном, радиотаймера и телевизионной комнатной антенны с улучшенными характери стиками, кротоотпугиватель. АНАЛИЗ РЫНКА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПТИЦЕВОДСТВА. Потенциальными потребителями оборудования для птицеводства являются птицеводческие организации. На территории Республики Беларусь насчитывается более 55 птицефабрик. Постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2003г. №689 «О мерах по дальнейшему развитию птицеводства в РБ на 2003-2005гг.» предусмотрено техническое перевооружение птицеводческих организаций на период до 2010г. за счет средств Республиканского бюджета. Закупка оборудования проводится, как правило, на тендерной основе. Оборудование производства завода «Калибр» эксплуатируется на 22 птицефабриках РБ и Украины. На белорусском рынке присутствуют также за рубежные производители аналогичного оборудования (фирма Биг Датчмен Германия; Неофорс (представитель Тесно, Италия); Серволюкс Нидерланды; Рокселл и др.) На рынке Украины представлено оборудование собственного производителя завод «Нежинсельмаш» (50%) и фирмы Тесно Италия. В Российской Федерации насчитывается 1517 птицефабрик (из них 166 бройлерных), распределенных по 74 регионам. 42% составляют регионы, имеющие 11-20 птицефабрик; 15%- 21-30; 7%- более 50; 4%- 31-49. Основными поставщиками оборудования на рынке РФ являются: завод «Пятигорсксель-маш». фирма Биг Датчмен Германия; Неофорс (представитель Тесно, Италия); Рокселл Нидерланды и др. Заводом «Калибр» за 10 месяцев 2005г. реализовано оборудование в объеме (табл.10): Таблица 10. Объем реализации оборудования заводом «Калибр» за 2005г.
Конкуренты завода «Калибр», выпускающие оборудование для птицепрома, сведены в табл.11.
Таблица 11 Конкуренты завода «Калибр», выпускающие оборудование для птицеводства
На основе проведенного исследования рынков сбыта можно построить следующую диаграмму (см.рис.1):
Рис. 1. Диаграмма анализа объемов продаж завода «Калибр» и конкурентов на рынках РБ и СНГ.
Диаграмма показывает основную направленность завода «Калибр» на внутренний рынок. Доля рынка в СНГ мала по сравнению с конкурентами. ОАО «Минский завод «Калибр» не имеет рынков сбыта в дальнем зарубежье. Проведем анализ сильных и слабых сторон ОАО «Минский завод «Калибр». Факторы SWOT анализа представим в таблице 12.
Таблица 12 Факторы SWOT анализа.
Комбинация «возможности-сильные стороны» отражает направления стратегического развития предприятия – перспективным направлением является поиск зарубежных партнеров для расширения рынка сбыта и создания совместных производств, выбор альтернативных поставщиков, расширение дилерской сети. Все это возможно путем совершенствования внешнеэкономических связей, маркетинговых исследований, товародвижения, фирменной торговли, выставок и реклам, повышения квалификации персонала, разработки и внедрения в серийное производство новых изделий и технологических процессов, снижение себестоимости продукции. Комбинация «возможности – слабые стороны» указывает на необходимые внутренние преобразования: техническое перевооружение и обновление технологий, модернизация оборудования, повышение мотивации труда работников, что возможно при государственной поддержке путем выдачи целевых кредитов, субсидий и совершенствования инвестирования инновационных проектов. Комбинация «угрозы - слабые стороны» показывает ограничения стратегического развития. В качестве угроз выступают и высокая конкуренция новых товаропроизводителей и государственная политика в области регулирования рынка. Комбинация «угрозы – сильные стороны» показывает возможности использования преимуществ предприятия - разработка и внедрение в серийное производство новых изделий и технологических процессов, совершенствование внешнеэкономических связей, маркетинговых исследований, фирменной торговли, выставок и реклам, а также постоянное повышение квалификации персонала и внедрение новых технологий позволит расширить действующие рынки сбыта, завоевать новые, повысить прибыльность предприятия и завоевать конкурентное преимущество.
Таблица 13. SWOT матрица.
SWOT матрица показывает положение предприятия в разрезе имеющихся сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Завод «Калибр» обладает большим диапазоном возможностей и они подкреплены проводимыми на предприятиями мероприятиями по совершенствованию производства и укреплению положения на рынке. Существующие слабые стороны в виде изношенных основных средств и недостатка оборотных средств возможно устранить частично с помощью государственной поддержки, а также путем реализации незадействованного в процессах производства оборудования и более рационального использования имеющегося. В процессе развития предприятия слабые стороны предприятия будут становиться меньше, так как с повышением конкурентоспособности продукции и расширением рынков сбыта, сотрудничеством с зарубежными партнерами финансовое положение завода укрепится, а следовательно появится возможность обновления оборудования и повышения заработной платы работников и мотивации их труда. Угрозы характерны для всех действующих предприятий – от развивающихся до имеющих мировую известность. При использовании сильных сторон и возможностей, имеющихся у завода «Калибр», а также учитывая фактор соответствия цен выпускаемой продукции уровню цен зарубежных производителей, большинство угроз не являются непреодолимыми.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |