Общая характеристика системы контроля за деятельностью управляющих организаций
Сфера жилищных и коммунальных услуг касается каждого человека, поэтому она нуждается в надзоре и контроле. И для улучшения качетсва услуг предоставляемых управляющими компаниями встает необходимость в контроле за качеством этих услуг. Контроль за деятельностью управляющих компаний ЖКХ осуществляет: - Прокуратура (надзор за соблюдением законодательных актов). - Госжилнадзор. - Роспотребнадзор. Два последних надзорных органа контролируют состояние жилого и нежилого фонда МКД, а также качество предоставляемых коммунальных услуг. Государственный контроль за деятельностью управляющих компаний осуществляется на двух уровнях: на региональном уровне и на уровне местного самоуправления. На региональном уровнеконтроль осуществляется тремяорганами исполнительной власти: госжилинспекция, орган тарифного регулирования(РЭК, Комитет по тарифам при Правительстве и т.п.), роспотребнадзор. 1. Государственный жилищный надзор, осуществляется посредством: – Организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: - жилым помещениям, их использованию и содержанию; - содержанию общего имущества в многоквартирном доме; - порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; - порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением; -учету жилищного фонда; - порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; - определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - управлению многоквартирными домами; - выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; - установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; - раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; - созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов; - предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; - созданию и деятельности советов многоквартирных домов; - определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; - обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; - деятельности специализированных некоммерческих организаций, указанных в пункте 2 настоящего Положения, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; - порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - формированию фондов капитального ремонта. – Других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. – Принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; – Систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. соглсно ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса РФ 2. В перечень обязанностей органов тарифного регулирования входят: – установление тарифов на электрическую энергию, тепловую энергию, услуги газоснабжения (розничная цена), водоснабжения и водоотведения; – контроль за применением тарифов на электрическую энергию, тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения (в отношении тех организаций, для кого данные тарифы установлены — прим. ред.); - контроль за раскрытием информации регулируемыми организациями. 3. В перечень обязанностейроспотребнадзора входят: – Надзор и контроль за исполнением санитарного законодательства, в частности, санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, регламентирующих качество и безопасность жилищно-коммунальных услуг: – исследование питьевой воды на санитарно-химические, микробиологические, вирусологические, паразитологические и радиологические показатели, – измерение уровней шума и вибрации создаваемые работой тепловых узлов жилого дома, лифта, компрессоров, холодильного оборудования магазинов расположенных в жилых домах, механической приточно-вытяжной системы вентиляции (за исключением шума, вызываемого поведением людей — прим. ред.), – контроль выполнения дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий, – измерение микроклимата в жилых помещениях и подъездах домов (освещенность, инсоляция, вентиляция, влажность и т.д.), – контроль оборудования и содержания контейнерных площадок, мусоропроводов. – Привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение прав потребителей по составам административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции Управления Роспотребнадзора, т.е. прав на информацию о жилищно-коммунальных услугах и их безопасность. Статьи КоАП РФ: – 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, – 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, – 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, – 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований, – 14.6. Нарушение порядка ценообразования, – 14.7. Обман потребителей, – 14.8. Нарушение права потребителя на информацию, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя; – Обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг; – Вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; – Рассмотрение материалов по проверкам, проведённым Госжилинспекцией, муниципальными образованиями, если были выявлены нарушения по статьям КоАП, рассмотрение которых входит в полномочия Роспотребнадзора. На местном уровне контроль осуществляется органами местного самоуправления. В перечень их обязанностей и полномочий входят: – Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ); - Осуществление отдельных государственных полномочий по государственному жилищному надзору: - организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; - организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме; - организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; - организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; - организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; - организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к созданию и деятельности советов многоквартирных домов; - организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; - организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги. – Осуществление отдельных государственных полномочий по лицензионному контролю: - проведение проверок соблюдения требований по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; - проведение проверок соблюдения требований по предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; - проведение проверок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. – Муниципальный жилищный контроль. Объектом муниципального контроля является жилищный фонд, находящийся в муниципальной собственности, расположенный на территории муниципального образования. – Согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. – Утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих деятельность в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Также контроль за деятельностью управляющей компании осуществляется со стороны жильцов. Собственники МКД самостоятельно или через правление ТСЖ заключают договор на коммунальное обслуживание с УК и, соответственно, имеют право осуществлять контроль за деятельностью управляющей компании и качеством оказываемых услуг, что закреплено в ЖК РФ. Собственники жилья имеют право осуществлять контроль: – над качеством оказываемых услуг и своевременностью их выполнения; – над объемами выполнения работ и услуг; – над исполнением всех обязательств управляющей компании согласно условиям заключенного договора с УК. Право собственников контролировать деятельность УК появилось с введением ФЗ от 27 июня 2010 года №237 – ФЗ, который обязал управляющие компании отчитываться перед жильцами и предоставлять им свободный доступ к информации, раскрывающей истинное хозяйственное и финансовое состояние УК, а также степень выполнения ремонтных работ общедомового имущества МКД, обоснование ценообразования за коммунальное обслуживание и т. п. Т Чтобы избежать административной или уголовной ответственности, управляющие компании обязаны выполнять множество различных работ и услуг в МКД. Контролирует деятельность управляющих компаний, прежде всего, Госжилинспекция и прокуратура, но весомый вклад в осуществление контроля вносят органы местного самоуправления, Роспотребнадзор, пожарный надзор, полиция и т.д. Согласно КОАП РФ управляющие компании могут получить штрафные санкции за следующие правонарушения: – Завышение регулируемых государством цен (ставки, тарифы, расценки) ведет к привлечению административной ответственности в виде штрафа. – Несоблюдение требований энергетической эффективности, которые предъявляются к МКД, к оснащенности управляющей компании приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов, к обязательному проведению специальных мероприятий по ресурсосбережению. – Неисполнение требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в МКД предложений о мероприятиях по энергосбережению, а также увеличению энергетической эффективности в домах многоквартирного типа. – Нарушение правил содержания и ремонта МКД и (или) помещений жилого фонда либо регламента и норм, опираясь на которые жилые помещения признают непригодными для жилья и переводят их в нежилые помещения, а также перепланировка, переустройство жилья без получения согласия собственника. – Неисполнение санитарно–эпидемиологических требований к использованию жилого и нежилого фонда МКД. – Несоблюдение экологических требований во время использования площадей МКД, а также в период выполнения градостроительных работ. – Невыполнение в установленный срок законного предписания надзорного органа как государственного, так и муниципального уровня о принятых мерах по устранению выявленного правонарушения. –Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, являющегося надзорным органом в регионе в сфере ЖКХ, включая лицензионный контроль. –Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на МКД, а также других документов, непосредственно связанных с управлением многоквартирными домами. – Несоблюдение правил осуществления предпринимательской деятельности по администрированию МКД. Ведение предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии, дающей право ее осуществлять, или нарушение лицензионных требований. Любая надзорная и контролирующая инстанция вправе привлечь управляющую компанию к административной ответственности в виде штрафных санкций. При этом административное взыскание может быть наложено на юридическое лицо или на должностное лицо управляющей компании. Глава II. Анализ особенностей формирования конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунальной сферы и характеристика влияния потребительских предпочтений на предложение товаров и услуг предприятиями (организациями) ЖКУ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |