Организация учета материально-производственных запасов в бухгалтерии
На предприятии бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Материально - производственные запасы- это часть имущества организаций, принадлежащая ей на праве собственности, выступающая в качестве оборотных активов, к которым относятся: - сырье и материалы (включая вспомогательные материалы); - полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали; - топливо; - тара и тарные материалы; -запасные части; - -инвентарь и хозяйственные принадлежности - готовая продукция; - товары. К материалам ООО «Энком» относятся материально- производственные запасы, используемые при выполнении работ. Указанные материально-производственные запасы отражаются в учете на субсчете 10/1 «Сырье и материалы». К топливу в ООО «Энком» относятся следующие виды материально- производственных запасов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств: - нефтепродукты ( дизельное топливо, бензин и др.); - смазочные материалы(солидол, масло техническое). Для учета и расходования ГСМ планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 10 «Материалы». Рабочим планом счетов предприятия к счету 10 «Материалы» открыт субсчет 3 «Топливо», где учитывается наличие и движение нефтепродуктов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств. Бухгалтерский учет этих расходов осуществляется в соответствии с требованиями ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2000г. №44н. Предприятие приобретает специальные талоны на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо), которые затем выдаются под отчет работникам для заправки автотранспорта. Стоимость таких талонов отражается в учете общества на счете 10.3. Специальная одежда- средства индивидуальной защиты работников ООО «Энком» выполняющих вредные, опасные и грязные виды работ, а также осуществляющих работы в особых температурных условиях. Эти средства предназначенные для защиты работника от повреждений и от воздействия вредных веществ. В состав специальной одежды входит: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (каски, рукавицы, очки, другие виды специальной одежды). Учет движения и наличия инвентаря и спецодежды в ООО «Энком» осуществляется, в соответствии с Планом счетов, на субсчете 10/9. Процесс снабжения предприятия товарно-материальными ценностями осуществляет отдел материально-технического снабжения. Согласно должностным обязанностям начальник отдела материально-технического снабжения выполняет следующие функции: · организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли; · обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов; · организует изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях мелкооптовых магазинов и оптовых ярмарок с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов в порядке оптовой торговли, а также закупку материально-технических ресурсов, реализуемых в порядке свободной продажи; · обеспечивает доставку материальных ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контроль их количества, качества и комплектность и хранение на складах предприятия; · подготавливает претензии поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с поставщиками изменения условий заключенных договоров; · руководит разработкой стандартов предприятия материально- техническому обеспечению качества выпускаемой продукции, экономически обоснованных нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов; · обеспечивает контроль за состоянием запасом материалов и комплектующих изделий, оперативным регулированием производственных запасов на предприятии, соблюдением лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению; · руководит разработкой и внедрением мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению трат, связанных с их транспортировкой и хранением, использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованию системы контроля за их расходованием, использованием местных ресурсов, выявлению и реализации излишнего сырья, материалов, оборудования и других видов материальных ресурсов; · организует работу складского хозяйства, принимает меры по соблюдению необходимых условий хранения; · обеспечивает высокий уровень механизации и автоматизации · организует учет движения материальных ресурсов на складах предприятия, принимает участие в проведении инвентаризации материальных ценностей; · обеспечивает составление установленной отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения предприятия. Материалы на склад поступают от поставщиков. Работа без постоев на предприятии напрямую зависит от отдела материального снабжения, который отвечает и участвует в: · приобретении только необходимых товаров и услуг, принимая во внимание время их доставки, качество и доступность сырья; · отражении системой учета кредиторской задолженности общей величины кредиторской задолженности организации; · таком характере управления системой учета кредиторской задолженности, при котором организация получила бы наибольшую прибыль. Поступление материалов от поставщиков производится на основании заключенных между ООО «Энком» и поставщиками договоров. В договорах оговариваются: вид поступивших материалов, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поступивших материальных ценностей, сроки отгрузки материалов, порядок расчетов между ООО «Энком» и поставщиком. При выявлении брака осуществляется замена товара. При необходимости, оформляется претензия, а в особых случаях - отказ от покупки у данного поставщика с последующим исключением данного поставщика из действующего реестра поставщиков. Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями. Такие расчеты ведутся в тех случаях, когда ООО «Энком» дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Расчеты предприятия за поступившие материалы учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет по счету 60 в ООО «Энком» ведется по каждому поставщику и подрядчику. Это обеспечивает получение данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным и др. Материалы со складов поставщика или от транспортной организации получает уполномоченное лицо организации. Право лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщиков оформляется выдачей доверенности (формы N М-2 и N М-2а). Унифицированные формы доверенностей утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (далее - Постановление N 71а). Доверенность оформляется в бухгалтерии в одном экземпляре и выдается получателю под расписку. Организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер, применяют форму N М-2а и выдачу этих доверенностей регистрируют в журнале учета выданных доверенностей. Журнал должен быть предварительно пронумерован и прошнурован. Рекомендуемая форма журнала учета доверенностей должна содержать следующие графы: - N доверенности; - дата выдачи доверенности; - срок действия; - должность и фамилия лица, которому выдана доверенность; - наименование поставщика; - N и дата наряда (счета, спецификации и другого заменяющего наряд документа) или извещения; - расписка лица, получившего доверенность, и другие. После регистрации доверенности в журнале работник организации, получающий материально-производственные ценности, обязан расписаться в доверенности. Доверенности выдаются только лицам, работающим в данной организации, иным лицам выдача доверенностей не допускается. Выдаваемая доверенность должна быть полностью заполнена и должна содержать образец подписи лица, на имя которого она выписана. Согласно п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации. Если юридическое лицо основано на государственной или муниципальной собственности, доверенность на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей, выдаваемая от имени такого юридического лица, должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Все материальные ценности, поступающие в организацию, должны быть своевременно приняты на учет соответствующими складами. В некоторых случаях в интересах производства материальные ценности целесообразно направлять непосредственно в соответствующие подразделения организации, минуя склады. Тем не менее, такие материальные ценности в учете отражаются как поступившие на склад и переданные в цех или на участок. В первичных приходных документах делается отметка о том, что материальные ценности выданы подразделениям транзитом, то есть без завоза на склад или в кладовую. Следует учесть, что перечень материалов, которые могут транзитом направляться в подразделения и на участки организации, должен быть определен и оформлен приказом. Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - платежное поручение или платежное требование (в двух экземплярах - один непосредственно покупателю, другой — через банк), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной (при иногородней закупке) и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают к ответственному исполнителю по снабжению, который проверяет правильность их оформления; производит проверку соответствия объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов договорным условиям. В результате такой проверки на расчетном или другом документе делается отметка о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведется журнал учета поступающихгрузов, где указываются: регистрационный номер, дата записи, наименование поставщика, дата и номер транспортного документа, номер, дата и сумма счета, рад груза, номер и дата приходного ордера, акта о приемке либо запроса о розыске груза. В примечаниях делается отметка об оплате счета или отказе от акцепта. Проверенные платежные документы из службы снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов. Материалы в ООО «Энком» принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения данного имущества. При приобретении материалов их фактическая себестоимость складывается из всех затрат на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Фактические затраты включают: - суммы уплаченные поставщикам в соответствии с договором; - суммы, уплачиваемые другим организациям за информационно- консультационные услуги, связанные с приобретением запасов; - таможенные пошлины и иные платежи, не возмещенные налоги уплачиваемые в связи с поступлением каждой единицы запасов (налог с продаж); - вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям; - затраты по заготовлению и доставке материально- производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию грузов; - иные затраты на приобретение материально- производственных запасов. Не включаются в фактические затраты на приобретение материальных ценностей общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материалов. Списание материалов в производство производится по средней себестоимости. Для этого, сначала бухгалтер рассчитывает средние цены материалов, отпущенных в производство исходя из среднемесячной фактической себестоимости. При этой оценке средняя цена материала определяется так: стоимость всех материалов, которые были отпущены в производство в течение месяца, надо разделить на количество. Затем средняя цена умножается на количество материалов, отпущенных в производство, и определяется себестоимость. Рассмотрим пример покупки материально – производственных запасов ООО «Энком» у поставщиков: 1. Механик пишет заявку на необходимый материал, заявку подписывает директор. 2. На основании заявки, начальник отдела материально-технического снабжения берет счет у организации поставщика. 3. Счет доставляется в бухгалтерию, из бухгалтерии к директору на подпись, далее обратно в бухгалтерию. 4. На основании счета бухгалтер оформляет три платежных поручения, из которых один за подписью руководителя организации и главного бухгалтера скрепляется печатью и остается в документах для банка, второй пересылается в банк организации-получателя денежных средств, третий экземпляр прилагается к выписке из расчетного счета и остается в организации. 5. Главный бухгалтер выписывает доверенность на материально-ответственное лицо. Организация поставщик на основании этой доверенности выписывает счет-фактуру и товарную накладную. 6. После оплаты счета поставщик осуществляет разгрузку материально-производственных запасов на наш склад. 7. Материально-ответственное лицо передает в бухгалтерию счет-фактуру и товарную накладную с указанием объекта на который будет списываться материально-производственные запасы. 8. Бухгалтер делает запись в карточке учета материала и в оборотно-сальдовой ведомости по счету 10. 9. При отпуске материала со склада оформляется требование-накладная в двух экземплярах, первых получателю, второй остается на складе).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |