IX . Тесты для самоконтроля
Данные тестовые задания являются учебными. Студент может проверить знания по прилагаемым ключам – правильным ответам.
Сущность культуры. Культура первобытного общества 1) Доцивилизационный период развития человека, соответствующий мезолиту: а) Переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего типа; б) появляется членораздельная речь; в) человек начинает приручать животных, изобретает лук и стрелы; г) человек овладевает огнём.
2) Синкретизм – это: а) период цивилизации; б) материальные артефакты первобытной культуры; в) факт существования материальной культуры; г) существование всех сторон духовной культуры в синтезе.
3) Неолитическая революция – это: а) научно-техническая революция; б) социальная революция; в) промышленная революция, г) переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего типа.
4 ) «Хороводом великанов» первобытной культуры называют: а) скульптуры Будды; б) Стоунхендж; в) египетские пилоны; г) истуканов с острова Пасхи.
5) Вера в одушевлённость явлений природного мира: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия.
6) Фетишизм – это: а) поклонение неодушевлённым предметам; б) вера в родственную связь с каким-либо животным или растением; в) наделение природы человеческими качествами; г) символизация предметов.
7) Вера в способность человека особыми способами воздействовать на окружающий мир: а) тотемизм; б) магия; в) анимизм; г) фетишизм.
8) Вера в родственную связь с каким-либо животным или растением: а) анимизм; б) фетишизм; в) тотемизм; г) магия.
9) Современные учёные считают, что главным критерием появления собственно человека является: а) изготовление орудий труда; б) появление мышления и языка; в) рождение художественного творчества; г) выделение человеком себя из мира природы. Типологии культуры. Культуры Древнего Востока 1) Нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения и исторического времени (социального устройства). Это: а) артефакты; б) культурный ареал; в) культурные универсалии; г) многоуровневые системы.
2) Синтез культур различных классов и социальных групп есть: а) мировая культура; б) региональная культура; в) национальная культура; г) этническая культура.
3) Мировая культура характеризуется единством и многообразием. К параметрам, объединяющим культуры, относятся: а) принадлежность людей к одному и тому же биологическому виду и цивилизационная деятельность людей; б) унификация не столько культур, сколько поведения; в) развитие техники и формирование определённого стандарта общения; г) усиление этнических тенденций.
4) Назовите философа, который ввёл понятие «осевое время», автора концепции, согласно которой человечество имеет единое происхождение и единый путь развития: а) О. Шпенглер; б) К. Ясперс; в) А. Тойнби; г) Н. Я. Данилевский.
5) Немецкий философ О. Шпенглер делает пессимистический вывод о том, что цивилизация Западной Европы обречена и предсказывает будущий расцвет русской культуры в своей книге: а) «Протестантская этика и дух капитализма»; б) «Первобытная культура»; в) «Закат Европы»; г) «Россия и Европа».
6) Политическое устройство Древнего Египта: а) демократия; б) монархия; в) теократия; г) олигархия.
7) Дешифровка древнеегипетского письма в 1830 г. была произведена: а) Г. Ф. Гротефендом; б) Г. К. Раулинсоном; в) Ж. Ф. Шампольоном; г) Дж. Смитом.
8) Самая высокая пирамида (147 м) построена для фараона: а) Рамзеса II; б) Тутмоса III; в) Джосера; г) Хеопса.
9) Г. В. Ф. Гегель назвал древнеегипетского сфинкса: а) животным с головой человека; б) синтезом биологического и духовного; в) символом человеческого духа; г) символом древнеегипетской культуры.
10)Первая известная в истории попытка введения единобожия была предпринята фараоном: а) Джосером; б) Хеопсом; в) Аменхотепом IV; г) Тутанхамоном.
11) Какое из перечисленных ниже открытий принадлежит египтянам: а) теорема Пифагора; б) объём усечённой пирамиды, а также цилиндра и шара; в) шестидесятеричная система счёта; г) вычисление продолжительности года.
12)К характерным особенностям древнеегипетского искусства в «дореформенный» период не относилось: а) плоскостное изображение фигур; б) условность в изображении туловища и ног; в) передача в изображении внутреннего мира человека; г) цветовой канон (волосы – чёрные, одежды – белые).
13) В 4 тыс. до н. э. возникла речная цивилизация Месопотамии в долине рек: а) Янцзы и Хуанхэ; б) Инда и Ганга; в) Тигра и Евфрата; г) реки Нил.
14) Цель сакрального знания: а) не ради знаний, а ради господства над другими людьми; б) исследование законов развития общества; в) постижение законов вселенной; г) для лучшего обустройства человеческого общества.
15) В 1849 г. английским путешественником Лейярдом при раскопках была найдена библиотека глиняных табличек царя: а) Навуходоносора; б) Дария I; в) Ашшурбанипала; г) Кира Великого.
16) Прототипом библейской Вавилонской башни являлся: а) Пантеон; б) храм бога Солнца; в) Дельфийский храм; г) зиккурат, посвящённый богу Мардуку.
17) Исключите сюжет, не имеющий отношения к мифам Месопотамии, отразившимся в Библии: а) о сотворении мира; б) о Троянской войне; в) о Всемирном потопе; г) о Вавилонском столпотворении.
18) Древнейшая культура Индии: а) Кушано-Гуптская; б) Великих Моголов; в) Маурьев; г) Хараппы.
19) Индийская кастовая система была закреплена в: а) Типитаке; б) «Рамаяне»; в) Упанишадах; г) Ведах и законах Ману.
20) Основоположником буддизма (623–544 гг. до н. э.) является: а) Брахма; б) Ашока; в) Сиддхартха Гаутама; г) Бабур.
21) Культовые сооружения буддизма времён Ашоки (268 – 232 гг. до н. э.): а) минареты; б) пагоды; в) ступы и стамбхи; г) зиккураты.
22) «Срединный путь» в буддизме в первую очередь означает: а) отказ от аскетизма; б) путь медитаций; в) отказ от пышности в отправлении культа; г) умеренность и избежание крайностей.
23) Хинаяна и махаяна – направления в религиозно-философском учении: а) индуизма; б) джайнизма; в) брахманизма; г) буддизма.
24) Религиозно-философскими комментариями Вед являются: а) «Махабхарата»; б) Упанишады; в) Ригведа; г) «Рамаяна».
25) В культурной традиции Индии выражение «цепь твоих деяний предопределяет новое рождение» отражает понятие: а) нирвана; б) йога; в) карма; г) варна.
26) Высказывание Д. Неру «Живи и не мешай жить другим» отражает суть: а) брахманизма; б) джайнизма; в) индуизма; г) буддизма.
27) Учение об истинных ценностях, которые заключены в самом человеке и не зависят от его происхождения: а) брахманизм; б) индуизм; в) буддизм; г) ведизм.
28) Древнейшая эпоха в истории культуры Китая: а) Цинь; б) Хань; в) Яншао; г) Мин. 29) Эпохой «борющихся царств» в Китае называли: а) Цинь и Хань; б) Тан и Сун; в) Яншао; г) Чжоу и Чжанго.
30) Начало строительства Великой Китайской стены связывают с именем: а) Лао Цзы; б) Сыма Цяня; в) Цинь Ши Хуанди; г) Шан Яна.
31) Философское направление, проповедовавшее достижение счастья через высокую мораль и добродетель, соблюдение заповедей и традиций: а) моизм; б) легизм; в) конфуцианство; г) даосизм.
32) Впервые объединил мелкие царства Китая в единую империю: а) Фу-си; б) Гао-Синь; в) Чжуань-сюй; г) Цинь Ши Хуанди.
33) Главный принцип древнекитайского мировоззрения, который разрабатывали различные философские школы (исключить несоответствующее): а) космогонические представления о пассивности (Инь) и активности (Ян); б) представления о верховном духе китайского пантеона; в) представления об Инь и Ян, – силах, упорядочивающих первобытный хаос; г) представления о противоположных началах мужского – Ян и женского – Инь.
34) Своеобразной особенностью китайского искусства является (исключить несоответствующее): а) соединение архитектуры, скульптуры и живописи; б) триединство искусств: поэзии, живописи и каллиграфии; в) стихи и каллиграфия как неотъемлемая часть живописи; г) соединение живописных и графических приёмов с поэтической подписью. Языки и символы культуры 1) Совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов: а) знак; б) символ; в) язык культуры; г) текст.
2) Объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. Является одним из основных средств культуры: а) язык; б) текст; в) знак; г) код.
3) В точных науках – то же, что и знак; в гуманитарных науках и в искусстве – выражение духовной, религиозной, философской идеи, художественного образа. Отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания: а) знак; б) текст; в) язык; г) символ.
4) Наука о знаках, смыслах, значениях: а) логика; б) этика; в) семиотика; г) аксиология.
5) Изображение отвлечённой идеи (понятия) посредством образа. В буквальном переводе с греческого языка – «иносказание». Смысл этого изображения должен быть однозначен и отделён от образа; связь между идеей и образом устанавливается по сходству или аналогии. Наиболее часто используется в притчах, баснях, а также в изобразительном искусстве, особенно в период Средневековья, Возрождения, барокко и классицизма: а) символ; б) аллегория; в) категория; г) мифология.
6)С точки зрения ряда учёных, и значальная и неотъемлемая часть человеческой культуры , обладающая символической природой «живая и буквальная реальность» (А.Ф. Лосев) , которая не является ни намеренным фантастическим вымыслом, ни «первобытной наукой», ни видом поэтического творчества, ни аллегорией, хотя может бытовать в поэтической форме и содержать, аллегорические «слои»: а) язык; б) миф; в) литература; г) религия.
7) Содержащиеся в коллективном бессознательном общечеловеческие «первообразы» сформировавшиеся на заре существования человечества, – архаические фундаментальные структуры психики: а) знаки; б) мифы; в) архетипы; г) аллегории. Культуры античности 1) Классический период развития древнегреческой культуры: а) 336 г. до н. э. – I в. до н. э.; б) XVI–XII вв. до н. э.; в) V в. до н. э. – 336 г. до н. э.; г) VIII в. до н. э. – V в. до н. э.
2) Древнегреческие города-полисы возникли в период: а) классики; б) крито-микенский; в) архаики; г) эллинизма.
3) Артур Эванс (1851–1941), английский археолог, открыл: а) гробницу Тутанхамона; б) дворец в Кноссе; в) гробницы в Микенах; г) дворец Ашшурбанапала.
4) Древнегреческий полис, ставший эталоном древнегреческой демократии: а) Коринф; б) Сиракузы; в) Афины; г) Аргос.
5) Древнегреческий скульптор, автор «Дискобола»: а) Лисипп; б) Мирон; в) Скопас; г) Поликлет.
6) Женский образ в Гомеровском эпосе, ставший символом супружеской верности: а) Пенелопа; б) Евридика; в) Медея; г) Клитемнестра.
7) Возвышенная укреплённая часть древнегреческого города, где хранились святыни: а) храм; б) кремль; в) акрополь; г) некрополь.
8) Точность и сжатость языка в Древней Греции называли: а) лаконичность; б) афористичность; в) конспективность; г) лапидарность.
9) Отличие древнегреческой образованности от образованности в ранних цивилизациях: а) переосмысление сферы сакрального; б) отсутствие монополии элиты на знание; в) наличие социальной дифференциации в образовании; г) десакрализация должности жреца.
10) Доминантные основы мировоззрения эллинов (исключить несоответствующее): а) единство дионисийского и аполлонического начал; б) космополитизм и отсутствие чувства патриотизма; в) внутренняя свобода; г) возникновение понятий личности и гражданственности.
11) Древние племена, населявшие Апеннинский полуостров, оказавшие большое влияние на римскую культуру: а) греки; б) готы; в) этруски; г) аланы.
12) Город Рим возник на холме, который называется: а) Авентин; б) Квиринал; в) Палатин; г) Капитолий.
13) Первый царь-основатель Рима: а) Тарквиний; б) Ромул; в) Сервий Туллий; г) Нума Помпилий.
14) Римское божество входа и выхода, начала любого действия: а) Минерва; б) Гений; в) Янус; г) Веста.
15) Римский философ-стоик и одновременно император: а) Юстиниан; б) Марк Аврелий; в) Лукреций Кар; г) Диоклетиан.
16) Площадь в Древнем Риме, где происходили народные собрания, устраивались ярмарки и вершился суд: а) агора; б) атриум; в) форум; г) акрополь.
17) Древнеримский жрец, предсказывавший волю богов по внутренностям жертвенных животных: а) авгур; б) гаруспик; в) чревовещатель; г) понтифик.
18) Верховный бог в Древнем Риме: а) Зевс; б) Марс; в) Юпитер; г) Меркурий.
19) Первым древнеримским поэтом считают: а) Вергилия; б) Катулла; в) Овидия; г) Ливия Андроника.
20) Философскую поэму «О природе вещей» написал: а) Гораций; б) Лукиан; в) Лукреций Кар; г) Луциллий.
21) Самый знаменитый римский оратор: а) Марк Аврелий; б) Цицерон; в) Тацит; г) Сенека. Динамика культуры 1) Один из типов культурной изменчивости, при котором в результате переосмысления культурного наследия или заимствований извне интенсивные процессы обновления приводят к качественно новому состоянию культуры: а) возрождение; б) трансформация; в) инверсия; г) культурная диффузия. 2) Один из типов культурной изменчивости, связанный с обращением к более раннему и богатому культурному периоду: а) инверсия; б) трансформация; в) модернизация; г) возрождение.
3) Тип культурной изменчивости, предполагающий появление новых типов духовности, новых форм производства, кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни всего общества в целом: а) модернизация; б) кризис культуры; в) культурная диффузия; г) инверсия.
4) «Откат», или «маятниковые качания» культуры от полюса к полюсу: например, от полной покорности к бунту. Вариант циклических изменений в культуре: а) упадок культуры; б) кризис культуры; в) инверсия; г) модернизация. 5) Ситуация, когда культура переживает период изменений; происходит разрыв между ослаблением или разрушением старых культурных институтов и структур и формированием новых, отвечающих меняющимся требованиям общества: а) культурный застой; б) трансформация; в) упадок культуры; г) кризис культуры.
6) Ослабление дифференциации культуры, либо устранение каких-либо её элементов, норм, идеалов, что ведёт к упрощению культурной жизни общества и может определяться как: а) упадок культуры; б) инверсия; в) модернизация; г) возрождение.
7) Состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний в обществе, вплоть до консервации общей системы ценностей. Приверженность общества к неизменным традициям и резкое ограничение или запрет на новшества и культурные заимствования: а) кризис культуры; б) трансформация; в) культурный застой; г) эволюция.
8) Классифицирует произведения искусства по принципу сходства формы, содержания, способу художественного выражения, единства культурного языка: а) стиль; б) манера; в) жанр; г) метод.
9) Фундаментальная и универсальная категория искусства, наиболее общая категория художественного мышления. Её содержание близко таким понятиям, как творческий метод, художественное направление, течение в искусстве, школа, манера, хотя и отлично от них: а) тип; б) жанр; в) стиль; г) способ.
10) Вид социальной и исторической динамики культуры, процесс культуры, который заключается в постоянном самообновлении культуры, порождении новых культурных явлений, формировании новых культурных форм и систем: а) культурная диффузия; б) смена духовных стилей; в) культурогенез; г) социокультурная коммуникация.
11) Один из процессов культуры связанный с взаимодействиями между людьми, социальными группами, организациями. В ходе этого процесса происходит передача информации и обмен ею посредством принятых в данной культуре знаковых систем: а) социокультурная коммуникация; б) культурная диффузия; в) культурогенез; г) воспроизводство культурных институтов.
12) Тщательно разработанный набор действий (жестов, слов), исполняемых в особых случаях и обладающих символическим значением: а) обычай; б) привычка; в) ритуал; г) представление.
13) Традиционно установленный порядок поведения, основанный на укоренившейся привычке и одобренный обществом образец действия, отступление от которого порицается обществом: а) обряд; б) обычай; в) ритуал; г) процесс.
14) Массовые действия, сопровождающие важные моменты человеческой жизни, относящиеся ко всем социальным группам данного общества, отражающие традиции и религиозные представления данной культуры: а) обряды; б) зрелища; в) привычки; г) акции.
15) Унаследованные от предшествующих поколений ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы и взгляды, переходящие от поколения к поколению, способствующие объединению общества и обычно окруженные ореолом почёта и уважения: а) традиции; б) обряды; в) привычки; г) ритуалы.
16) Сумма всех достижений конкретной культуры и исторический опыт данного общества, обладающий вневременной ценностью: а) система ценностей; б) ритуалы; в) обряды; г) культурное наследие.
17) Одна из форм распространения культуры, означающая взаимное проникновение культур при их соприкосновении: а) культурогенез; б) эволюция культуры; в) культурная диффузия; г) культурная модернизация.
Европейское Средневековье 1) К истокам средневековой европейской культуры не относится: а) культуры «варварских» народов Европы (кельтов, германцев); б) культурные традиции Римской империи; в) культура Возрождения; г) христианство.
2) Период культурного расцвета средневековой Европы: а) XII–XV вв.; б) V–VIII вв.; в) VI–XI вв.; г) IX–XV вв.
3) Термин «Средние века» введён в научный оборот: а) итальянскими гуманистами эпохи Возрождения в XVI в.; б) отцами христианской Церкви в VI–VII вв.; в) просветителями XVIII в.; г) религиозными философами XIX–ХХ вв.
4) Художественные стили западноевропейского Средневековья (исключить несоответствующее): а) готический; б) раннехристианский; в) романский; г) ампир.
5) В истории культуры поэзией вагантов ( XI – XIII вв.) называют: а) поэзию бродячих школяров; б) поэзию странствующих проповедников; в) рыцарскую поэзию; г) придворную поэзию.
6) Религиозная философия европейского Средневековья, соединяющая теологическую догматику с рационалистической методологией, называется: а) софистика; б) формализм; в) схоластика; г) дидактизм. 7) «Библия для неграмотных» в средневековой культуре Европы: а) музыка; б) архитектура; в) живопись; г) книжная миниатюра.
8) К основным чертам средневековой культуры относятся (исключить несоответствующее): а) доминирование христианской религии; б) иерархизм; в) преобладание светского образования; г) символизм.
9) Город, служивший основной целью крестовых походов: а) Афины; б) Каир; в) Дамаск; г) Иерусалим.
10) В эпоху Возрождения были выдвинуты новые идеи (исключить несоответствующее): а) гелиоцентрическая картина мира; б) идея бесконечной Вселенной; в) теория общественного договора; г) гуманистическое мировоззрение.
11) Хронологические рамки византийской культуры: а) IV–V вв.; б) IV–XV вв.; в) IX–XII вв.; г) VII–IX вв.
12) Выдающийся византийский иконописец эпохи Палеологов, в полной мере проявивший свой талант на Руси: а) Максим Грек; б) Андрей Рублёв; в) Феофан Грек; г) Феогност.
13) Среди наиболее долговечных видов византийского искусства, в котором отразилось стремление к красочности, декоративности и великолепию, относится: а) икона; б) фреска; в) книжная миниатюра; г) мозаика.
14) По иконографическому цветовому канону, разработанному Дионисием Ареопагитом в IV в., вишнёвый цвет, включающий в себя красный (начало спектра) и фиолетовый (конец спектра), означает: а) Бога-отца; б) Христа; в) Богоматерь; г) Свет.
15) Начавшиеся ещё в IX в. противоречия между западной и восточной христианскими церквями, в XI в. закончились расколом на: а) иудаизм и христианство; б) католичество и протестантизм; в) католичество и православие; г) иконоборцев и иконопочитателей.
16) Представитель мистического направления в византийском богословии: а) Григорий Богослов; б) Иоанн Златоуст; в) Афанасий Александрийский; г) Григорий Палама.
17) Восточные влияния на художественную культуру Византии предопределили: а) стремление к объёмности форм; б) ярко выраженный декоративный характер искусства; в) аскетическое оформление внутреннего убранства храмов; г) отсутствие декоративности в искусстве.
18) По христианскому иконографическому цветовому канону, разработанному Дионисием Ареопагитом, жёлтый цвет отождествлялся с: а) божественным огнём; б) фаворским светом; в) цветом юности; г) цветом неба. Западноевропейская культура Нового времени 1) В XVII в. возникают следующие учения о всемогуществе человеческого разума и безграничных возможностях естественнонаучных исследований: а) Н. Кузанского, Т. Кампанеллы, Г. Галилея, Т. Мора; б) Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Паскаля; в) И. Флорского, П. Абеляра, У. Оккама, Ф. Аквинского; г) Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Э. Лессинга.
2) Художественный стиль классицизм выражал (исключить несоответствующее): а) уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало; б) направленность на осознание инобытия; в) идеалы мира, спокойствия, сплочённости страны; г) нравственный пафос, гражданскую направленность.
3) Из характерных черт индустриальной цивилизации XIX в. исключите не соответствующие эпохе: а) в быт людей начинают входить телефон, телеграф, фотография, новые транспортные средства; б) фабрика сменила мануфактуру, что привело к росту производительности труда; в) уровень благосостояния и качества жизни существенно падает; г) формируется средний класс, который придаёт устойчивость обществу.
4) Исключите ценности, не соответствующие культуре Нового времени: а) рационализм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм; г) европоцентризм.
5) С точки зрения современников, XIX в. был (исключите несоответствующее): а) «веком мануфактуры»; б) «веком железных дорог»; в) «эпохой стали»; г) «веком электричества».
6) Научная революция XIX в. заставила усомниться в прежних этических ценностях и выдвинула: а) рыцарскую этику; б) христианскую мораль; в) идеал земного благополучия и пользы; г) альтруистскую этику.
7) Характерной чертой европейского искусства XIX в. было: а) отсутствие единой эстетической доминанты; б) стилевое единство разных направлений; в) отсутствие тенденций эклектики; г) отсутствие многостилья и асинхронности.
8) В XIX в. развиваются реклама, «индустрия зрелищ», «индустрия моды» как слагаемые: а) художественной культуры; б) элитарной культуры; в) коммуникативной культуры; г) массовой культуры.
9) Художественный стиль первой половины XIX в., выразившийся в уходе от неприглядной реальности в мир человеческих страстей и сказочных героев, в историческое прошлое и экзотические страны; стиль, основывавшийся на устремлении личности к творческой свободе и духовному совершенству, провозглашавший уникальность и неповторимость личности: а) декаданс; б) импрессионизм; в) романтизм; г) реализм.
10) В этом художественном стиле работали авторы социального романа во Франции – О. де Бальзак, Г. де Мопассан, Э. Золя, Г. Флобер, в Англии – Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, в России – И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой: а) критический реализм; б) романтизм; в) классицизм; г) символизм.
11) Художники К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и ряд других ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения окружающей действительности и изображения окружающего мира через передачу света. Они принадлежали к направлению в живописи, известному как: а) символизм; б) реализм; в) импрессионизм; г) постмодернизм.
12) Культурный упадок, декаданс в европейской культуре рубежа XIX –ХХ вв. Ф. Ницше связывал: а) с отсутствием христианской морали; б) с «волей к жизни»; в) с «волей к власти»; г) с позицией «по ту сторону добра и зла».
Место России в мировой культуре 1) Системообразующей основой в славянской языческой культуре, как и в других архаических культурах, выступали представления о дуальности мира, в которых противопоставлялись: а) духовное и телесное; б) война и мир; в) сакральное и мирское; г) социальное и биологическое.
2) Древнеславянская архаическая троица богов («Триглав»): а) Брахма, Шива, Вишну; б) Сварог, Святовит, Велес; в) Один, Водан, Видар; г) Митра, Индра, Вайю.
3) Исключите несоответствующее общерусскому национальному стилю в архитектуре, постепенно сложившемуся в Киевской Руси: а) многокупольность; б) пирамидальность композиции; в) башнеобразные формы; г) наличие мозаичных панно.
4) Ювелирные изделия русских мастеров пользовались большим спросом на мировом рынке. Они выполнялись в сложной технике (исключить несоответствующее): а) резьба по нефриту; б) зернь – узор из множества напаянных шариков; в) скань – на металлическую поверхность напаивался узор из тонкой скрученной проволоки; г) перегородчатая эмаль – узор на металлической поверхности заполнялся разноцветной эмалью.
5) Исключите несоответствующее истолкованию русской иконы, данному философом Е. Н. Трубецким: а) икона передаёт стремление к абсолюту, острое переживание разрыва между действительностью и идеалом; б) икона – не портрет, а символическое изображение; в) икона есть понимание мира бытия; г) святые лики противопоставляют грешному миру иную жизнь.
6) В стиле так называемого «нарышкинского барокко» были построены (исключить несоответствующие): а) Московский Кремль; б) Сухарева башня в Москве; в) Церковь Покрова в Филях; г) Трапезная Троице-Сергиевой лавры.
7) Реформы Петра I способствовали секуляризации русской культуры и подготавливали почву для распространения идей европейского Просвещения в России. Исключите не относящееся к новшествам, появившимся в России в первой четверти XVIII в.: а) открываются первые школы, ориентированные на техническое образование (Навигацкая, Инженерная); б) начали регулярно издаваться газеты и журналы; в) для русской знати устраиваются балы и ассамблеи; г) в страну проникают философские и общественно-политические идеи европейских мыслителей: И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса.
8) В 1764 г. Екатерина II утвердила разработанное И. И. Бецким «генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Императрица ставила целью (исключить несоответствующее): а) воспитать «новую породу или новых отцов и матерей»; б) предусматривалось создать закрытые «воспитательные училища», куда поступали бы дети не старше 5–6 лет; в) надлежало воспитывать такие качества, как страх божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, знание «домостроительства»; г) для обучения и воспитания надо было набирать крестьянских детей.
9) Культурным событием огромной важности с точки зрения отражения национального самосознания стало издание «Истории государства Российского», автором которой является: а) П. Я. Чаадаев; б) Н. М. Карамзин; в) В. Н. Татищев; г) М. М. Щербатов.
10) Русская культура приобретает европейское значение в ходе двустороннего культурного обмена с Европой, не утрачивая при этом своеобразия: а) в XVI в.; б) в ХХ в.; в) в XVIII в.; г) в ХIХ в.
11) К деятелям «серебряного века» русской культуры принадлежат: а) А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев; б) П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский; в) А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский; г) А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (615)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |