Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Биологическая реакция организма на многофакторные воздействия окружающей среды отличается значительной сложностью, объединяя в различной степени выраженные реакции многих органов и систем. В зависимости от конкретных условий факторы окружающей среды могут оказывать на организм раздельное, комбинированное, комплексное или сочетанное действие. В деле управления качеством окружающей среды и ограничения неблагоприятного влияния, различных ее факторов на организм важное значение имеет гигиеническое нормирование. Гигиеническое нормирование имеет целью создание условий, обеспечивающих сохранение, укрепление и преумножение здоровья людей. Основные принципы нормирования. 1. Гарантийность. Реализуется в разработке предельно допустимых уровней (ПДУ) и концентраций (ПДК) абиотических факторов внешней среды. 2. Дифференцированность. В зависимости от социальной ситуации для одного и того же фактора могут устанавливаться несколько количественных значений или уровней: оптимальный, допустимый, предельно допустимый, предельно переносимый и уровень выживания. 3. Комплексность. Гигиеническое нормирование и гигиенические нормативы должны предусматривать возможность одновременного действия нескольких факторов среды как положительных, так и отрицательных. 4. Динамичность. Гигиеническое нормирование должно предусматривать периодический пересмотр нормативов. Социально-биологическая сбалансированность. Гигиеническое нормирование должно быть таким, чтобы польза для здоровья от соблюдения норматива (а) и польза от продукта производства, к которому норматив относится (b), в своей суме максимально превышали суму ущерба здоровью, наносимого производством остаточной денатурацией среды (c), и ущерба здоровью (d), связанного с затратами на соблюдение норматива, уменьшающими возможность удовлетворения других потребностей общества: (a + b) - (c + d) = max. Человеческий опыт накопил определенные приемы, методы для обеспечения безопасного взаимодействия со средой обитания, особенно в производственной среде. Безопасность труда – это такое состояние его условий, при котором исключено негативное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Техника безопасности – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Для каждого вида работ существуют определенные правила техники безопасности, человек допускается к работе только после их изучения. В паспорте любого технического устройства изложены правила эксплуатации, выполнение которых делает безопасной работу с этим устройством. Обеспечение безопасных условий на рабочих местах является обязанностью администрации. Охрана труда – система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Производственная санитария – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных фаторов. В заключение следует отметить, что взаимодействие человека со средой обитания – живой и неживой природой, техносферой и социальной средой многогранно и основано на обмене потоками энергии и вещества, энергии и информации. Ряд потоков крайне опасны для человека и представляют угрозу для жизни человека, социальной среды и биосферы. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятиям «жизнедеятельность» и «среда обитания». 2. Какие задачи решает человек, действуя в системе «человек – среда обитания»? 3. Объясните строение биосферы и ее роль в круговороте веществ и энергии. 4. Охарактеризуйте техносферу и техногенный круговорот веществ. 5. Дайте классификацию опасностей по происхождению. 6. Объясните какую роль человек выполняет в системе безопасности? 7. Какие параметры характеризуют совместимость элементов системы «человек – среда обитания»? 8. Охарактеризуйте принципы гигиенического нормирования качества окружающей среды. 9. Какие приемы, методы существуют для обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания в производственной среде?
Литература 1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высш. шк., 1999. – 448 с. 2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 576 с. 3. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – СПб.: Изд. «Лань», 2005. – 448 с. 4. Тверская С.С. Безопасность жизнедеятельности: Словарь – справочник: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 192 с. 5. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с. 6. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 416 с. РАЗДЕЛ II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ» ЛЕКЦИЯ 3. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ План 1. Суть функциональных взаимоотношений системы. 2. Труд и физиология труда. 3. Классификация основных форм трудовой деятельности человека. 4. Параметры физиологической оценки труда. Вопросы эргономики. 5. Формирование трудового навыка.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |