Лекция №6. Поведение фирмы в различных типах рыночных структур
1. Типы рыночных структур и основные черты рынка совершенной конкуренции. 2. Монополия, монопольная власть. 3. Ценовая дескриминация и условия максимизации прибыли при монополии. 4. Основные черты рынка монополистической конкуренции. 5. Олигополия: модели, ценовые войны, максимизация прибыли. 1. Любая фирма, работая на рынке попадает в определённую рыночную структуру на определённый тип рынка, которые отличаются такими характеристиками как: · Количество продавцов и покупателей; · Особенности продукции; · Степень конкуренции; · Возможность входа на рынок (при создании бизнеса); · Степень госрегулирования; · Степень информированности продавцов и покупателей о ситуации на рынке. В экономической теории рассматриваются следующие типы рыночных структур: 1. Совершенная конкуренция (в реальности не существует); 2. Монополия; 3. Монополистическая конкуренция; 4. Олигополия. Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки: · множество мелких продавцов и множество покупателей продукции; · однородность выпускаемой продукции, т.е. товары, предлагаемые конкурирующими фирмами одинаковые; · свободный вход на рынок, отсутствие барьеров для создания бизнеса; · продавцы и покупатели не могут воздействовать на цену, следовательно, она у всех одинаковая; · совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка. Любая фирма стремится к максимизации прибыли, которая представляет собой разницу между валовым доходом (валовой выручкой) и совокупными издержками. Прибыль определяется по формуле: П = RT – TC TR = Q P где TR – валовая (общая) выручка; TC – валовые (общие) издержки; Q – объём продукции; P – цена. В краткосрочном периоде фирма анализирует все виды издержок: · Постоянные; · Средние; · Переменные; · Предельные. В условиях совершенной конкуренции цена на продукцию является постоянной величиной, не зависящей от объёмов производства. Условием максимизации прибыли при определении требуемых объёмов производства является равенство предельных издержек и цены продукции: MC = P Объём выпуска, который максимизирует объём прибыли называется максимальным.
2. Монополия – это тип рыночной структуры, при которой существует только один продавец, контролирующий всю отрасль (рынок) определённого товара, не имеющего близкого заменителя. Существуют следующие виды монополий: · Закрытая – защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентами, авторскими правами (вакцина, лекарство). · Естественная – отрасль, в которой издержки производства будет минимальными, если только одна фирма будет обслуживать государство (коммунальные предприятия, РЖД). · Открытая – ситуация, когда одна фирма на определённое время поставляет продукцию или услуги без защиты. · Чистая – существует единственный продавец товара, которому нет близких заменителей, они существуют чаще на местных рынках, в том числе при покровительстве органов власти, государства. Таким образом, основными чертами любой монополии является отсутствие у товаров заменителей, свободы входа на рынок и установление монополистом цены на свой товар. Монополистическая власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар и контролировать рынок, но степень монопольной власти может определиться даже для нескольких конкурентов. В качестве измерителя монопольной власти используется индекс Лернера: L > 0, но меньше 1. Поведение фирмы монополиста при определении объёма выпуска и цены товара определяется его затратами и потребительским спросом на товары определённой ценой.
Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи данного товара при данном объёме по разной цене разным покупателям. Занимаются для увеличения прибыли. Это понятие в 20 веке придумал и ввел Пигу.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |