Сцена хеб-седа из гробницы Херуэфа. XVIII дин. Эль-Ассасиф ( TT 192)
Магическое бегство (продолжение) Часть 15 ( Из аудиолекции №37 Андрея Зубова «Древнеегипетская монархия. Праздник хвоста») Царские праздники. «Праздник хвоста» (хеб-сед) Тремя основными царскими ритуалами в Египте были: возведение на престол, которое, если в обществе все было нормально, происходило сразу же после смерти предшествующего царя; коронация, которая была разнесена во времени с возведением на престол и происходила обычно в начале года или в начале сезона, когда после разлива Нила начинались сельскохозяйственные работы, то есть она приходилась на время посева, когда жизнь начинала осуществляться, и царская власть символизировала это. Эти ритуалы есть во всех монархиях до сего дня. А вот третья составляющая – это очень своеобразный, чисто египетский, ритуал, о котором много написали египтологи, но однозначного понимания, что это такое, у египтологов нет. Важно, что это очень существенная часть именно царского аспекта – царственности в Древнем Египте. Я говорю о хеб-седе. Первое слово – «хеб» – означает праздник. «Хеб-сед» буквально означает «праздник хвоста». Почему хвоста – я объясню чуть позже. При этом хвост там имеется. Суть же этого праздника заключалась в том, что живой царь как бы умирал. И все, что связано с ритуалом хеб-седа, было, в первую очередь, связано со смертью и возрождением живого, не собирающегося умирать царя. Деталь печати из черного дерева фараона Дена, изображающая празднование хеб-седа. Ок. 3000 г. до Р.Х. Британский музей. EA 32650 Изображения «хеб – седа» многочисленны. Но тем не менее, откуда мы о них знаем. В первую очередь, из того, что у царей, и не только, правда, у царей, тоже интересно, – у многих вельмож тоже – у многих богатых людей, кроме их основной гробницы, где покоится его тело, при жизни возводились другие гробницы, в которых не было никакого тела, в которых саркофаг был пуст, а часто даже по размерам он не был равен взрослому телу, он был маленьким. Порой в этих гробницах мы находим только один элемент, кроме саркофага, это статую царя, но в позе Осириса лежащего – в позе умершего. Хеб-седное изображение царя Аменемхета-Собекхотепа ( XIII династия) (прорисовка). Храм Монту в Медамуде Мы знаем, что праздник хеб-сед был связан с битвой сынов Гора и последователей Сета. Эту битву изображали люди – мы не знаем, жрецы ли, добровольцы ли, или два отряда воинов, – но есть изображения, как люди с палками (очень архаично!) бросаются друг на друга. Наверное, никто никого не убивал, это было, в общем, символическое действо. Но бросаются с палками друг на друга дети Гора и последователи Сэта. Т. е. мы видим поединок. И сейчас мы поймем, в чем тут дело.
Сцена хеб-седа из гробницы Херуэфа. XVIII дин. Эль-Ассасиф ( TT 192) После этого происходило воздвижение столпа Джед. Джед, как вы помните, это такой особый столп, как бы перехваченный обручами. Этот столп, по мнению большинства египтологов (и в Текстах пирамид это сказано впрямую), – это спинной столб, позвоночник Осириса. То есть воздвижение Джед - это воздвижение Осириса.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |