Тема №1. Проблемы зарождения науки и техники
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. Философия науки и техники Методические указания к выполнению контрольной работы для бакалавров (ФГОС-3) заочной формы обучения Одобрено редакционно-издательским советом Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. Саратов 2014 ВВЕДЕНИЕ Курс «Философия науки и техники» предназначен для студентов технических специальностей бакалавриата заочной формы обучения Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. Программа курса ориентирована на формирование целостного представления о процессах современного развития науки, техники, и человека. Данная программа структурирована необходимостью подведения формирующегося мировоззрения студентов под научные основания и критерии. В данном курсе ставится ряд задач: 1) пробудить интерес к изучению проблем истории науки и техники и современного научного и технического знания, 2) способствовать развитию у студентов критического отношения к новым идеям, формированию способностей доказательного мышления, навыков аргументации в дискуссиях и творческих спорах. Программа нацеливает обучающихся на глубокое осознание социальной значимости своей будущей профессии, нравственной и профессиональной ответственности. Структура курса: 1. Философский статус науки и техники 2. История науки 3. Смысл и содержание основных направлений научного знания 4. Методология и методы научного познания 5. Философские проблемы техники Одним из важнейших компонентов успешного освоения курса «Философия науки и техники» является организация самостоятельной работы. Она заключается в написании контрольной работы, в которой используется рекомендованная база источников по философии науки и техники: учебники и учебные пособия, а также работы классиков научной и философской мысли (Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос, М. Бунге, В. Гейзенберг, П. Фейерабент, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет и др.). Для полного изучения курса рекомендуется следующая учебная литература: 1. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2013. 2. Зеленов Л.А. История и философия науки: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2012. 3. Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев /Изд. 2-е. – М.: УРСС, 2010. 4. Канке В.А. История, философия и методология техники и информатики. – М.: Юрайт, 2013. 5. Кохановский В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 6. Концепции современного естествознания: учебное пособие в 2 ч. / Д.И. Заров и др.; под ред. А.С. Борщова. – Саратов: СГТУ, 2012. 7. Степин B.C. История и философия науки: учебник. / В.С. Степин. Учебник. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Контрольная работа является важным средством самостоятельного изучения студентами-заочниками курса «Философия науки и техники» и средством контроля преподавателя за объемом и глубиной усвоения студентами изучаемого курса. 2. В соответствии с учебным планом студенты-заочники должны выполнить по курсу «Философия науки и техники» одну контрольную работу. Эта работа предшествуют экзаменационной форме отчета. 3. Проверенная и удовлетворительно оцененная контрольная работа позволяет студенту выйти на устное собеседование с преподавателем, проверившим его работу. Отчеты по контрольной работе и экзамены принимает лектор.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Тема контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, № 995421 соответствует темам 1,11 и т.д. 2. Содержание работы должно соответствовать избранной теме и раскрывать все вопросы плана. 3. Контрольная работа включает в себя следующие части: оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. Во введении контрольной работы должны быть отражены: актуальность темы работы; цель работы; задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть указанной цели; краткая характеристика структуры работы; краткая характеристика использованной литературы. Основная часть должна раскрывать ключевые вопросы заявленной темы. В заключении должны быть отражены основные выводы по работе. 4. Оформление работы предполагает: а) разборчивость написания текста, его грамотность и логическую четкость; б) нумерацию страниц текста (общий объем 20-24 страницы школьной тетради); в) раскрытые вопросы должны завершаться выводами; г) правильное оформление ссылок на цитируемую литературу (название работы, автор, год издания, номер тома или журнала, страницы). Например: Ваттимо Дж. Техника и существование / Дж. Ваттимо. – М.: Канон, 2013. С. 28.; д) необходимо привести список используемой литературы со всеми выходными данными. Зачтенная контрольная работа дает студенту право на собеседование с рецензентом с целью допуска к экзамену. Тема №1. Проблемы зарождения науки и техники 1. Проблема «начала» науки и техники. Соотношение мифа, религии, философии и науки. 2. Метафизические основания и связь феноменов науки и техники. 3. Логика и язык науки. Реальность и структуры языка.
Список литературы: 1. Аронов Р.А. Происхождение знания: истоки и основы / Р.А. Аронов, О.Е. Баксанский // Вопросы философии, 2008. № 4. 2. Агацци Э. Переосмысление философии науки сегодня // Вопросы философии, 2009. № 1. 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2013. 4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 5. Гетманова А.Д. Логика. Углубленный курс: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2008. 6. Гриненко Г.В. История философии: учебник. – М: Юрайт – Издат, 2011. 7. Гуревич П. С. Основы философии. – М.: КноРус, 2013. 8. Концепции современного естествознания: курс лекций / под ред. А.С. Борщова. – М.: «Экзамен», 2009. 9. Концепции современного естествознания: учеб. пособие. Под ред. А.С.Борщова. – Саратов, 2010. Ч.1. 10. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии. – М.: КноРус, 2013. 11. Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2009. 12. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. – М.: Академический проект, 2008. 13. Мамчур Е.А. Философия и наука // Вопросы философии, 2008. № 7. 14. Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2013. 15. Поппер К. Логика научного исследования. – М.: АСТ ; Астрель, 2010.
Дополнительная литература: 1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. Общее введение в чистую феноменологию. – М.: Академический проект, 2009. 2. Котенко В.П. История и философия технической реальности: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009. 3. Нижников С.А. Философия. – М.: Инфра-М, 2013. 4. Лешкевич Т.Г., Катаева О.В. Основы философии. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. 5. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания. – М.: АСТ, 2004. 6. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? – М.: Территория будущего, 2006. 7. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку. Наука и языкознание / Языки как образ мира. – М., 2003. 8. Кочетков В.В., Кочеткова Л.Н. Этос креативности и статус инженера в постиндустриальном обществе: социально-философский анализ // Вопросы философии, 2013. № 7. С. 3-12.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |