Оценка финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от реализации произведенной продукции (выручка от продажи продукции за минусом НДС, акцизов, себестоимости проданной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов) и прибыль от операционных и внереализационных доходов и расходов, отражаемых в форме №2 «Отчет о прибылях убытках» (приложение 2). Анализ балансовой прибыли начинается с изучения динамики за 2004–2006 годы массы прибыли и изменения ее структуры. Для этого составляется таблица 5 с исходными данными для расчета показателей прибыльности работы ООО «Хлебозавод Багаевский».
Таблица 5 – Показатели прибыльности работы ООО «Хлебозавод Багаевский» в 2004–2008 гг. (руб.)
В 2004–2005 гг. конечный финансовый результат пекарни ООО «Хлебозавод Багаевский» представлял собой убыток: в 2004 году – в сумме 47444 рублей, в 2005 году – 7270 рублей. Начиная с 2006 года предприятие начало получать прибыль: в 2006 году – она составила 20135 рублей, а в 2007 году возросла до 23178 рублей, в 2008 году – до 28989 рублей. Расход от внереализационных операций возрос с 5815 рублей в 2004 году до 18172 рублей в 2008 году. Динамика финансового результата пекарни прослежена в таблице 6. Таблица 6 – Динамика финансовых результатов пекарни ООО «Хлебозавод Багаевский» в 2004–2008 гг. (в процентном отношении к предыдущему году)
В 2004 г. убыток от деятельности пекарни сократился почти в 6,5 раз (по сравнению с 2005 г.). В 2006 году финансовый результат превысил прошлогодний показатель в 3,8 раза (377%). Следующие два года (2007–2008 гг.) показывают относительно стабильный рост прибыли (таких скачков как в предыдущие годы – более чем в 3 раза – не наблюдается). Резкое сокращение убытков в 2005 году обеспечивалось 131% ростом объема реализованной продукции на фоне 116% повышения ее себестоимости (динамика роста выручки в 2 раза превышает динамику роста себестоимости). Эта же тенденция, чуть в более скромных масштабах, сохранилась и в 2007 году – четырехкратное (377%) сокращение убытков произошло за счет 125%-увеличения выручки и 118%-повышения себестоимости (динамика роста выручки в 1,5 раза превышает динамику роста себестоимости). Относительно стабильный рост прибыли предприятия в 2007–2008 гг. объясняется уравновешиванием динамики роста объемов выручки и себестоимости продукции (в 2007 году темпы роста себестоимости обогнали темпы роста выручки всего на 1%, а в 2008 г. – эти показатели сравнялись). Для того чтобы узнать причины роста прибыли предприятия, проанализируем влияние отдельных ее составляющих на конечный финансовый результат. Исходные данные для проведения факторного анализа деятельности организации представлены в таблице 7. Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа прибыли
В 2008 г. пекарня получила наибольшую прибыль от реализации пшеничного хлеба (выручка по этому виду продукции почти в 9 раз превышает выручку от реализации батонов, а себестоимость осталась ниже себестоимости батонов на 25%). Проведем анализ степени влияния различных факторов на изменение суммы прибыли от реализации хлеба «Пшеничный» в 2008 году (способом цепной подстановки). Прибыль от реализации пшеничного хлеба (П) равна:
П = (Ц – С) * О, (5)
где Ц – цена 1 булки пшеничного хлеба, С – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба, О – объем реализации пшеничного хлеба. Прибыль от реализации пшеничного хлеба составила: – в 2006 г.: (5,3 – 5,06) * 112081 = 26899,44 руб., – в 2007 г.: (6,4 – 6,09) * 133021 = 41236,51 руб. Общее изменение прибыли (∆П) от реализации пшеничного хлеба в 2008 г. по сравнению с 2007 г.:
∆П = П2008 – П2007, (6)
где П2008 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2008 году, П2007 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2007 году. ∆П = 41236,51 – 26899,44 = 14337,07 руб. Отклонение прибыли за счет изменения цены реализации пшеничного хлеба (∆Пусл1):
∆Пусл1 = Пусл.1 – П2006, (7) где Пусл.1 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2007 году по ценам реализации 2008 года: Пусл.1 = (Ц2008 – С2007) * О2007, (8) где Ц2008 – цена 1 булки пшеничного хлеба в 2008 г., С2007 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2007 г., О2007 – объем реализации пшеничного хлеба в 2007 г.
Пусл.1 = (6,4 – 5,06) * 112081 = 150188,54 руб. ∆Пусл1 = 150188,54 – 26899,44 = 123289,1 руб.
Отклонение прибыли за счет изменения себестоимости пшеничного хлеба (∆Пусл2):
∆Пусл2 = Пусл2 – Пусл.1, (9) где Пусл.2 – прибыль от реализации пшеничного хлеба в 2007 году по ценам реализации и себестоимости 2008 года:
Пусл.2 = (Ц2008 – С2008) * О2007, (10)
где С2008 – себестоимость 1 булки пшеничного хлеба в 2008 г. Пусл.2 = (6,4 – 6,09) * 112081 = 34745,11 руб., ∆Пусл2 = 34745,11 – 150188,54 = – 115443,43 руб.
Отклонение прибыли за счет изменений в объеме реализации (∆Пусл3):
∆Пусл3 = П2008 – Пусл.2, (11)
∆Пусл3 = 41236,51 – 34745,11 = 6491,4. Правильность расчетов отклонения прибыли за счет влияния различных факторов можно проверить следующей формулой: ∆П = ∆Пусл1 + ∆Пусл2 + ∆Пусл3 (12) И, действительно: 14337,07 руб. = 123289,1 + (– 115443,43) + 6491,4 руб. Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 14337,07 руб., в том числе, за счет изменения: - отпускной цены пшеничного хлеба: + 123289,1 руб., - количества реализованной продукции: + 6491,4 руб., - себестоимости пшеничного хлеба: – 115443,43 руб. Основная доля прибыли в 2008 году была получена за счет увеличения цены реализации пшеничного хлеба и незначительного роста объемов его продаж. Изменение себестоимости пшеничного хлеба оказало негативное воздействие на доходы пекарни в 2008 году: за счет этого фактора предприятие недополучило прибыль в размере 115443,43 руб. Основным резервом роста прибыли пекарни в 2009 году является снижение себестоимости производимой продукции и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта). Себестоимость хлеба и хлебобулочных изделий можно понизить за счет покупки более дешевых ингредиентов (муки, маргарина, яичного порошка), путем заключения договоров с новыми поставщиками сырья и автотранспортными предприятиями. Объемы реализации можно увеличить за счет приобретения новых рынков сбыта (заключение договоров на поставку хлеба и хлебобулочных изделий с другими магазинами) и путем расширения ассортимента производимой продукции.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |