Программа воспитания и социализации учащихся основного общего и среднего общего образования0.00 из
5.000 оценок
МАОУ СОШ №135
С углубленным изучением предметов
Образовательной области «Технология» г. Перми
Программа воспитания и социализации учащихся основного общего и среднего общего образования
Название программы
Программа воспитания и социализации учащихся МАОУ СОШ №135 г. Перми
Основана на Законе «Об образовании», Федеральном Государственном образовательном Стандарте общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Программа воспитания и социализации учащихся МАОУ СОШ № 135 разработана с учетом: достижений педагогического коллектива в области воспитания культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей г. Перми и Пермского Края запросов семей и других субъектов образовательного процесса
Тип программы
Комплексная
Вид программы
Парадигма программы
Гуманистическая (индивидуальные и коллективные формы работы осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии)
Концепция программы
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Инновационность программы
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном
социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него
воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению,
компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда
позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в
процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком
знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность,
культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой
культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот
конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни,
морального релятивизма. Уклад школьной жизни создает условия для противодействия этим негативным тенденциям. Прежде всего, корректируется сложившееся в течение
последних десятилетий понимание воспитания преимущественно как управления
процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности.
Структура программы
Программа содержит шесть разделов.
Первые два – «Цель и задачи воспитания и социализации учащихся» и «Ценностные
установки воспитания и социализации учащихся» соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на МАОУ СОШ №135
В третьем разделе – «Основные направления воспитания и социализации учащихся »
– задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и
социализации:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека;
– воспитание нравственных чувств и этического сознания;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание);
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Четвертый раздел – «Содержание воспитания и социализации учащихся» – включает
характеристику современных особенностей воспитания и социализации, раскрывает
основные подходы к организации воспитания и социализации учащихся.
В этом разделе общие задачи воспитания и социализации российских школьников
конкретизируются с учетом младшего особенностей МАОУ СОШ №135.
Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по
воспитанию и социализации учащихся» – формулирует и раскрывает:
основные условия повышения эффективности совместной воспитательной
деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных
условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей,
взаимодействия школы с общественными и другими организациями.
В шестом разделе – «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые
должны быть сформированы у учащихся по каждому из направлений воспитания и
социализации.
Содержание воспитания
Воспитательная система МАОУ СОШ №135 имеет следующую структуру.
Ее компоненты:
• Цели – совокупность идей, для реализации которых она создана;
• Деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
• Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;
• Отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в
некую общность;
• Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и
развитие этой системы.
ВС школы носит гуманистический характер и сформирована на естественном
основании. И это основание есть идея: ребенок самоопределяющаяся, самоуправляющаяся личность.
Смыслы воспитания
Цель воспитания и социализации – воспитание и развитие свободной, талантливой,
физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, уважающей свою
Родину, готовой к преобразовательной деятельности и нравственному поведению в
социуме, личности со сформированной технологической культурой, умеющей выстраивать профессиональную и личную карьеру.
Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить эти задачи в 5-ти основных сферах жизнедеятельности:
1. Сфера познания (учеба, информация, знания);
2. Сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки,
формирование основных компетенций, приобретение практического опыта);
3. Сфера игры (игровая активность, реализация природных и творческих
возможностей, способности);
4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей);
5. Сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).
Ценности воспитания
Приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляет образовательный процесс на воспитание школьников в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально - ответственного поведения в обществе и в семье.
Средства воспитания
познавательную – урочную: уроки, семинары, беседы, лекции, проекты и их защита,
доклады, публичные выступления, зачеты и т. д.;
-- внеурочную: экскурсии, тестирования, предметные недели,
конференции, факультативы, НОУ и т. д.;
спортивно-оздоровительную - общефизическая подготовка, секции, состязания и
соревнования, спартакиады, зарядка, физкультминутка, гимнастика для органов зрения и осанки и прочее;
общественно-организационную – самоуправление учащихся, управляющий совет,
сборы центров и актива самоуправления, учеба актива самоуправления и т. д.;
игровую - интеллектуальные игры, деловые игры, деятельностно-ролевые игры и т.
творческую – концерты, творческие смотры и конкурсы, фестивали песен,
музыкальная студия, факультативы, творческие кружки;
ценностно-ориентировочную – мероприятия, затрагивающие нравственные темы,
занятия по этикету, практикумы, уроки ОБЖ и социального формирование технологической культуры, акции и т. д.
досуговую – праздники, вечера отдыха, посещения учреждений культуры и
искусства, «Огоньки», викторины и т. д.;
допрофессиональную - элективные курсы, курсы по выбору, факультативы, кружки,
УТМ, профессиональные пробы и практики;
социальную – проектирование, социальные и личностные пробы, коммуникации,
выстраивание партнерских отношений, практики взрослой жизни.
Принципы воспитания
Важнейшие принципы жизнедеятельности:
гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса;
компетентностный и системно-деятельный подход к воспитанию.
индивидуализация, сопровождаемая тьюторами
Направления воспитания
·
интелектуальное и культуротворческое:
- развитие техносферы в школе
- формирование технологической культуры
- повышение мотивации к научным исследованиям
- выявление, поддержка и развитие интеллектуальных и творческих способностей
учащихся
·
здоровьесберегающее:
- профилактика вредных привычек и различных форм асоциального поведения
- развитие ЗОЖ и социального здоровья
- развитие условий для занятий физической культуры
·
социокультурное и медиакультурное:
- предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности
- организация интернационального воспитания
- профилактика экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.
·
экологическое;
-организация экологического всеобуча
·
гражданско-патриотическое:
- межпоколенческое взаимодействие
- краеведческая деятельность
- профориентационная работа
- туристско-экскурсионная деятельность
- организация работы школьного музея
·
нравственное и духовное:
- нравственного просвещения
- приобщение к культурам народов России
- формирование культуры толерантности
Формирование активной жизненно
позиции
·
культуротворческое и эстетическое:
-организация деятельности творческих объединений
- проведение творческих конкурсов
- развитие эстетического воспитания
- создание условий для посещения театров, музеев и других учреждений культуры
·
трудовое и профориентационное:
- знакомство со спецификой различных профессий, в том числе в регионе
- организация повышения мотивации к обучению
- дополнительное образование, в том числе во внеурочной деятельности
·
семейное:
- формирование семейных ценностей
- популяризация семейных традиций
- организация совместных образовательных событий с родителями
- вовлечение родителей в образовательный процесс
Все вышеперечисленные направления лежат в основе Уклада Школьной Жизни.
Субъекты воспитания
Обучающиеся, педагоги, родители
Ведущая идея программы
Цель воспитания и социализации – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, уважающей свою Родину, готовой к преобразовательной деятельности и нравственному поведению в социуме, личности со сформированной технологической выстраивать профессиональную и личную карьеру.
Возрастная модификация
-
Механизмы реализации программы
-
Воспитательная система
Уклад Школьной Жизни, который охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность детей, организованную в пространстве школы, а так же разнообразную деятельность в социуме, с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды и расширяющегося образовательного пространства.
Модель воспитания
Выпускник МАОУ СОШ №135– это…
Человек культуры
Методологической и интеллектуальной
Здоровьесберегающей
Коммуникативной
Информационной
Экологической
Профессиональной
Правовой и политическаой
Нравственной и эстетической
Социально-ориентированная, конкурентноспособная,
творческая личность, способная к… самопознанию самоопределению саморегуляции
саморазвитию самореализации в роли: Гражданина Отечества Профессионала Семьянина
Модель личности обучающегося
Результатом воспитательной деятельности является, личность:
свободная,
талантливая,
обогащенная научными знаниями,
знающая и уважающая Законы своего государства,
ведущая здоровый образ жизни,
способная к самореализации и нравственному поведению в социуме,
готовая к постоянному изменению, развитию человеческой,
работающая над формированием технологической культуры,
готовая к преобразовательной деятельности,
мотивированная на выстраивание профессиональной и личной карьер.
Подходы, теории программы
Системно-деятельностный подход
Технология реализации программы
-
Возможность внедрения программы
-
Условия реализации программы
-
Недостатки программы
Не определена возрастная модификация обучающихся, в программе не указана технология реализации программы.
Заключение:
Данная программа соответствует определению «программы» и «программы воспитания». В Программе конкретизуются задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации учащихся ОУ, взаимодействие с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и другими организациями - партнерами, развитие ученического самоуправления, участие учащихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. Все это составляет воспитательную систему МАОУ СОШ №135, определяемую иначе, как Уклад Школьной Жизни, который охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность детей, организованную в пространстве школы, а так же разнообразную деятельность в социуме, с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды и расширяющегося образовательного пространства.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...