Методы обучения слепых и слабовидящих, их коррекционно-компенсаторная направленность.
Методы обучения слепых и слабовидящих детей, их коррекционно-компенсаторная направленность. Метод (греч. metodos – путь к чему-либо) – это способ достижения цели определённым образом упорядоченной деятельности. Разработкой методов в тифлопедагогике занимались Маргулис, Тупоногов, Феоктистова, Никулина. Эта категория изучалась серьёзно в общей педагогике и по-разному рассматривалась разными исследователями. Бабанский говорил о том, что метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленной на решение задач обучения, воспитания и развития учеников в процессе обучения. Согласно Лернеру, метод обучения – это система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учеников, ведущую к достижению целей обучения. Подласый считал, что метод обучения – это совокупность путей, способов решения задач образования. Махмутов разделял методы обучения на 2 группы – методы учения, реализуемые учениками, и методы преподавания, реализуемые учителем. Исходя из всех определений, можно составить общее определение: Метод обучения – это способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Метод обучения – это система способов взаимодействий в деятельности учителя и учеников, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития личности учеников. Метод обучения по отношению к детям с нарушением зрения – это система способов взаимодействий в деятельности учителя и учеников, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития личности учеников, а также коррекцию их психофизического развития. Метод обучения наиболее эффективно используется, если его поместить в систему, или классификацию, поэтому в педагогической литературе есть несколько классификаций дидактических методов обучения. Самая древняя и самая удобная классификация (появившаяся ещё при Я. А. Каменском) – классификация по источнику знаний (по приёмам и способам чувственного восприятия учебной информации): Словесные методы (обучение посредством слов); Наглядные методы (обучение посредством образов); Практические методы (посредством действий). Классификация Есипова и Данилова – классификация по учебным задачам (дидактическим целям): Методы приобретения новых знаний; Методы формирования умений и навыков; Методы применения знаний; Методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Классификация Лернера и Скаткина – классификация по характеру познавательной деятельности на уроке: Объяснительно-иллюстративный метод; Репродуктивный метод; Метод проблемного изложения; Эвристический метод; Исследовательский метод. Классификация Бабанского – классификация по месту в структуре деятельности: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; Методы стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности; Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Специальных методов обучения для детей с нарушением зрения нет. Процесс обучения опирается на общеобразовательные дидактические методы, но в условиях применения общедидактических методов в чистом виде, без внесения в них некоторых изменений, процесс обучения детей с нарушением зрения был бы не эффективным. Следовательно, существуют некоторые условия использования общеобразовательных дидактических методов в процессе обучения детей с нарушением зрения: Наряду с общедидактическими требованиями к методу необходимо реализовывать тифлопедагогические требования к общеобразовательным дидактическим методам; Наряду с общеобразовательными приёмами необходимо использовать специальные приёмы. Общеобразовательные дидактические методы приобретают коррекционно-компенсаторную направленность и позволяют придать коррекционную направленность всем общеобразовательным урокам при соблюдении определённых требований: Словесные методы Источником знаний при применении данных методов является слово (слова учителя, книги, слова учеников, аудио- и видеозаписи). – метод рассказа (устное изложение учителем содержания учебного материала) – метод учебной лекции (устное изложение материала, бо́льшая ёмкость, чем при методе рассказа, бо́льшая сложность логических построений, образов, доказательств. Занимает целый урок. В начальных классах не используется как самостоятельный метод, используются только элементы.) – метод беседы (диалог учителя с учениками по содержанию учебного материала) – метод устного ответа (воспроизведение знаний учеником; метод важен для развития монологической речи; при его использовании необходимо иметь ввиду особенности речи и знаний детей с нарушением зрения: за внешне благополучным устным ответом могут скрываться формализм, вербализм знаний, а также ребёнок может затрудняться в даче полного словесного описания предмета или объекта). – метод работы с книгой (самостоятельное получение учеником сжатой точной информации посредством печатного слова). – метод работы с фоно-записями (значительно экономит зрительные возможности учащихся, но любое чтение другим человеком (учителем или чтецом) меняет характер восприятия материала, возникает опосредованность, между учеником и текстом появляется ещё один человек, восприятие которого отличается от восприятия ученика). Требования: 1. Необходимо провести предварительную работу, направленную на выявление у детей с нарушением зрения имеющихся представлений об изучаемых предметах и объектах, т.к. отсутствие относительно полных представлений, их ошибочность, неточность, недостаточная обобщённость будут в значительной мере затруднять усвоение новой информации. В целях активизации процесса усвоения материала необходимо также скорригировать, пополнить представления об изучаемых предметах и объектах, а при их отсутствии, сформировать их. 2. Необходимо осуществить правильный выбор пути изложения программного материала: Дедукционный (общее → частное) используется при богатом запасе чувственного опыта у детей, когда нет необходимости детально изучать наглядный материал. Индукционный (частное → общее) используется при бедном запасе чувственного опыта у детей и позволяет подробно познакомить их с изучаемыми объектами и предметами, а затем подвести детей к обобщению. 3. Необходимо обеспечить соответствующее особенностям познавательной деятельности детей с нарушением зрения изложение материала: Объяснение нового материала не только последовательное и объективное, но и с опорой на доступный детям сенсорный опыт, либо на сенсорный опыт, сформированный и скорригированный в ходе целенаправленного процесса; Изложение материала не только точное и логичное, но и образное и выразительное т.к. у детей с нарушением зрения отсутствует или ограничена возможность наблюдать невербальные средства общения. Использование только знакомой детям лексики. Если учитель использует новое слово, он должен выявить понимание, а при непонимании написать, проартикулировать, сформировать правильное написание и артикулирование у детей, сформировать представление о значении слова, обеспечить использование этого слова учениками в контексте. При формировании конкретных представлений необходима демонстрация натуральной, изобразительной, рельефной наглядности, обеспечение её тактильного и зрительного восприятия детьми. Обеспечение целевых установок на восприятие и воспроизведение изучаемых предметов и объектов. Понимание того, что слово учителя и ученика, независимо от употребления в контексте или вне его, должно звучать в соответствии с орфоэпическими нормами произношения. 4. Необходимо обеспечить правильность понимания учебного материала учениками. Учитель должен использовать конкретизирующие вопросы, приём комментирующего обобщения материала с привлечением учеников. 5. Учитель должен обеспечить закрепление учениками изученного материала, а также расширение и закрепление их сенсорного опыта за счёт включения приёмов наглядного и практического методов. 6. Необходимо обеспечить профилактику зрительного и тактильного утомления. Наглядные методы Важны для обогащения чувственного опыта детей. Способствуют компенсации зрительных нарушений. В рамках этих методов используются приём наблюдения и приём экскурсии. – Метод демонстрации (демонстрация изучаемых предметов и объектов, а также приборов и приспособлений, используемых в процессе обучения). – Метод иллюстрации (используются ненатуральные предметы и объекты, а их символическое изображение с помощью карт, рисунков, схем, плакатов, моделей). Закономерность при использовании наглядных методов – чем младше ученик, тем в большей мере используется метод демонстрации, чем старше ученик, тем больше используется метод иллюстрации. Необходимо разделять принцип наглядности (использование большого количества наглядного материала) и методы наглядности (как работать с использованием этой наглядности). Основной приём – приём наблюдения. Успешность наглядных методов зависит от активности детей во время их использования. Эффективность обеспечивается созданием исследовательского характера иллюстрации или демонстрации, что обеспечивает концентрацию внимания учеников не на случайных, а на значимых моментах. Эффективность обеспечивается так же словесным объяснением изучаемого материала учителем и самими учениками. Важен правильный выбор объекта наблюдения: он должен быть безопасен, доступен для непосредственного восприятия и содержать необходимее для восприятия признаки. Необходимо умелое руководство со стороны учителя вниманием учеников и ходом наблюдения. Наиболее целесообразно – сочетание демонстрации (для восприятия в целом) и иллюстрации (для осознания деталей, связей) Лучшее средство наглядности для детей с нарушением зрения – натуральные объекты, а не муляжи, макеты и т.д. Важна полисенсорность восприятия – т.е. восприятие всеми сохранными органами чувств. Практические методы Источником знаний является практическая деятельность учащихся. Данные методы чрезвычайно важны для обучения детей с нарушением зрения. При реализации данных методов используются приёмы постановки задания, контроля, анализа итогов деятельности. – метод упражнений (планомерное организованное повторное выполнение действий с целью их изучения и повышения качества; достоинство метода – эффективность формирования умений и перевод их в навыки). – метод моделирования (воспроизведение учениками под руководством учителя предметов и объектов в 3 измерениях; метод имеет огромное значение для детей с нарушением зрения; позволяет сформировать и проверить конкретные представления). – метод графических работ (передача учителем и усвоение учениками знаний, умений и навыков посредством воспроизведения в 2 измерениях уже сформированных представлений и понятий; рекомендуется использование после моделирования). – метод лабораторной работы (самостоятельное проведение учениками опытов, экспериментов и наблюдения с использованием специального оборудования) – метод практических работ (деятельность учеников, ориентированное на применение сформированных знаний, умений и навыков на практике, их углубление, контроль и коррекцию, а также на стимулирование познавательной деятельности). Требования к практическим методам: В целях уточнения представлений о целях и методах работы на подготовительном этапе необходимо: – познакомить детей с правилами безопасности, – ввести их в проблемную ситуацию, чтобы дети понимали и осознавали необходимость использования инструментов, приборов – научить детей выполнять действия поэтапно, – научить выбирать кинестетические приспособления, обеспечивающие замену неполноценного зрительного контроля на двигательный – обеспечить выработку коррекционных действий и навыков – обеспечить учёт психофизиологических особенностей детей в процессе работы Необходимо использовать специальные приёмы (с одной стороны, это обеспечивает активное участие детей, а с другой – способствует коррекции вторичных нарушений) – приёмы, обеспечивающие доступность материала для детей с различной степенью нарушения зрения – приёмы специфической организации процесса обучения – приёмы, обеспечивающие формирование и использование компенсаторных способов деятельности – приёмы использования тифлотехники Необходимо обеспечить рациональную насыщенность пособий (многофункциональность, доступность для полисенсорного восприятия). Использоваться должны натуральные объекты с учётом возраста и времени прохождения материала (начало, середина, конец), а также запаса зрительных представлений, впечатлений, их полноты, адекватности, степени развития образов, глубины анализа и синтеза признаков изучаемых объектов. последовательное обследование деталей от начальной точки), а также обеспечить наиболее удобные условия для выделения признаков изучаемых объектов (соблюдение регламента зрительной нагрузки, светового режима). форма размер Необходимо правильно организовывать восприятие (общий контур Необходимо умелое руководство со стороны учителя вниманием учеников и ходом наблюдения, постоянное поддержание активности учащихся Важно обеспечение поэтапного восприятия обследования, сопровождаемого словом учителя и комментариями самих учеников. Для сохранения сформированного сенсорного опыта необходимо обеспечить частоту восприятия пособий и воспроизведения сформированных знаний, умений и навыков, а также активизировать уже сформированные представления и включать их в систему уже имеющихся представлений и понятий. Важно обеспечить разноплановость и разнообразность упражнений, т.к. эффективным методом является не само упражнение, а их система, направленная на закрепление и развитие необходимых умений и навыков. Новый материал должен вводиться поэтапно: сначала работа ведётся только с новым материалом, затем комбинируется работа с изученным ранее материалом и с новым, затем даются творческие задания. Ученики должны действовать самостоятельно, но под контролем учителя, все действия должны словесно описываться и объясняться самими учениками.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4139)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |