Работа педагогического коллектива Псковского детского дома по решению и профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По результатам исследования видно, что воспитанники детского дома считают, что они достаточно подготовлены: · к самостоятельному решению бытовых проблем; · к взаимодействию, общению с различными людьми; · к организации своего досуга; · к заботе о своём здоровье. И недостаточно подготовлены: · к продолжению образования; · к материальному самообеспечению; · к созданию собственной семьи; · к решению сложных жизненных проблем, конфликтных ситуаций; · к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями; · к защите своих законных прав. Однако анализ ответов бывших воспитанников показал, что они наиболее часто попадают: · в алкогольную зависимость; · совершают правонарушения; · ведут иждивенческий образ жизни; · теряют жильё; · перенимают асоциальный образ жизни родителей; · не создают семью; · разводятся; · бросают учёбу; · не могут долго работать. Данные приведены в диаграмме «Соотношение групп по фактору риска» (с.63). Наиболее часто встречающиеся проблемы бывших воспитанников: · защита своих законных прав; · жилищная проблема; · материальное самообеспечение; · решение сложных жизненных проблем; · забота о своём здоровье; · взаимодействие с государственными учреждениями; · решение бытовых проблем; · отсутствие возможности посоветоваться; · продолжение образования; · взаимодействие и общение с людьми. Это можно увидеть на круговой диаграмме «Наиболее часто встречающиеся проблемы, выявленные у выпускников» (с.64). Анализ ответов воспитанников и выпускников показывает реальное существование социальных проблем у детей-сирот, их остроту на современном этапе. Отсюда следует, необходимость оптимизации работы по решению этих проблем. Таким образом, социальная защита воспитанников является одним из самых важных направлений работы социального педагога как в детском доме, так и во всех учреждениях интернатного типа.
Соотношение групп по фактору риска
Наиболее часто встречающиеся проблемы, выявленные у выпускников
В Псковском детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организована локальная служба медико-социально-психолого-педагогической помощи, в которой каждый специалист ведёт работу в своём направлении. Деятельность каждого специалиста обеспечивает квалифицированную помощь детям и педагогам в решении проблем, актуальных для развития воспитанников. Так, медицинский работник информирует о состоянии здоровья детей, обеспечивает лечебно-профилактическую работу и работу по формированию здорового образа жизни и у воспитанников детского дома. Практический психолог совместно с социальным педагогом внимательно изучает медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, к учёбе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребёнка. Также психолог составляется банк данных, оказывает психолого-коррекционную, реабилитационную и консультативную помощь. Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности ребёнка и его микросреды, условия жизни, выявляет группы риска, оказывает социальную помощь и поддержку при соблюдении прав детей, создаёт условия для их успешной социализации. Учитель класса коррекции и логопед проводят обследование вновь, прибывших детей и детей, имеющих проблемы в развитии, поведении и обучении для выявления уровня школьных знаний и умений, оказывают консультативную помощь педагогам в организации коррекционной работы с детьми. Рассмотрим поподробнее основные направления деятельности педагогов и специалистов детского дома по социальной защите воспитанников, их социализации и по профилактике проблем, возникающих у выпускников детского дома. Решение жилищного вопроса, взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями, защита своих законных прав и интересов. Эти три проблемы связаны между собой, а, следовательно, требуют к себе комплекс профилактических мер, а именно: социальный педагог детского дома в паре с воспитателем учит воспитанника ориентироваться в правовых вопросах. Социальный педагог ведёт работу по соблюдению жилищных прав воспитанников, несёт ответственность за своевременную подготовку документов для получения жилья и его подбора, систематически ведёт работу по сбору информации и накоплению документов, необходимых для решения жилищных вопросов выпускников, а также документов юридического статуса ребёнка. Воспитатель совместно с социальным педагогом проводит следующую работу: · беседы с воспитанниками выпускных групп о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о льготах данной категории детей; · посещение с этими детьми учреждений различных государственных структур и инстанций в рамках ознакомления с их деятельность горадминистрация, гороно, юридическая консультация и др.); · практические занятия, на которых разыгрываются ситуативные задачи, с последующими обсуждениями путей их решения (деловая игра «На приёме у юриста» и др.). Проблема самообеспечения (в том числе и материального) и бытовые проблемы тесно связаны с социализацией в плане трудовой адаптации. Трудовая подготовка воспитанников является основой их жизненного самоопределения, она играет большую роль в деле социально-психологической реабилитации и формировании необходимых качеств личности. Поэтому работа по трудовой подготовке воспитанников начинается в детском доме уже с первого класса и в тесном взаимодействием всех специалистов: психолога, соцпедагога, воспитателей, инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования. Воспитатель ориентирует ребёнка на самообслуживающий труд (уборка помещений, стирка личных вещей, благоустройство быта, ремонт одежды), знакомит с миром профессий (беседы о людях, работающих в детском доме, экскурсии на предприятия – хлебзавод, пищекомбинат, швейную и мебельную фабрики, в учреждения – почта, дом быта, магазин). Инструкторы по труду организуют работу в учебных мастерских, учат пользоваться оборудованием мастерских, организуют и проводят мелкий ремонт мебели, одежды. Социальный педагог знакомит с миром профессий, организуя встречи с людьми разных профессий, праздники («Все работы хороши»), конкурсы («Защита профессий»), проводит посещение магазинов. Рынков с целью финансово-денежной ориентации. Педагоги дополнительного образования учат детей народно-прикладному искусству (кружки «Рукоделие», «Золотая соломка», клуб «Юная хозяюшка», «Смак»). Психолог выявляет интересы и склонности воспитанников, проводит диагностику старшеклассников на профпригодность, чтобы помочь им сориентироваться в мире профессий и выбрать профессию в соответствии с их интересом и возможностями. Кроме того, педагоги детского дома поддерживают тесную связь с УПК, где, начиная с 8 класса, воспитанники обучаются профессиям строительным и профессиям сферы бытовых услуг (повар, швея). Старшеклассники участвуют в ремонте бытовых помещений – групповых и классных комнат, столовой, комнаты отдыха (оклейка обоями, окраска). Проблема заботы о своём здоровье решается во взаимодействии медицинских работников с воспитателем и психологом. Медицинские работники организуют медосмотр (приглашаются специалисты из городской поликлиники: невропатолог, окулист, лор-врач, хирург, педиатр), проводят профилактику инфекционных заболеваний, организуют лечение диспансерных больных (в городской и областной детской больнице, в областной психиатрической больнице), проводят беседы по личной гигиене (цикл бесед Доктора «Нехворай-ка»), организуют встречи с врачом-наркологом (цикл бесед о вреде алкоголя, курения, наркотиков), врачом-гинекологом (цикл бесед о вреде ранней половой жизни, о венерических заболеваниях и др.), проводят практические занятия в клубе «Айболит» по оказанию первой медицинской помощи (с учётом возрастных особенностей воспитанников). Психолог проводит диагностику психического развития вновь поступивших детей, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и проводит коррекционные занятия с целью профилактики школьной дезадаптации. Направление деятельности по профилактике проблемы общения завязано на тесном сотрудничестве воспитателя, социального педагога, педагога-психолога и ближайшего окружения воспитанника (сверстники, товарищи, родственники). Педагог-психолог проводит диагностику с целью выявления нарушений общения, даёт рекомендации воспитателю по организации индивидуальной работе с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении, проводит занятия индивидуальные и групповые по коррекции поведения, по развитию коммуникативных навыков, по предупреждению агрессивности. Воспитатель организует и проводит сюжетно-ролевые игры, праздники в группе («День именинника», «Дары осени», «Рождественские посиделки» и др.), помогает воспитанникам в выборе дела по интересам. Социальный педагог руководит «Клубом интересных встреч», где организует встречи с выпускниками детского дома, с бывшими работниками детского дома, которые находятся на пенсии, с шефами ФСБ с инспекторами ИДН и др., проводит социально-адаптивные игры, полоролевые игры, организует встречи с родственниками (братьями, сёстрами, родителями, бабушками и др.) В систему всех занятий, мероприятий включены разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, а также упражнения, в которых ребёнок сам находит социально приемлемые выходы из жизненных ситуаций. Все занятия и мероприятия опираются на предметно-практическую деятельность детей. Работа по профилактике проблем в создании семьи ведётся в трёх направлениях: · общегигиеническое; · историко-культурное; · социально-сексуальное. В общегигиеническом направлении работа ведётся медицинскими работниками: практические занятия по развитию навыков личной гигиены и здорового образа жизни (беседы о венерических заболеваниях и их последствиях; о влиянии алкоголя, курения, наркотиков на половую систему; об основах интимных отношений; о физической сущности беременности; о контрацепции и др.). Историко-культурное направление – формирование культурно-нравственных представлений о человеке. Работа в этом направлении ведётся психологом, социальным педагогом, воспитателем в тесном взаимодействии. Вся работа строится с учётом возрастных особенностей воспитанников. В начальных классах дети знакомятся с составом семьи, кто кем приходится в семье, составляют семейный портрет, проводятся праздники («Семейные посиделки», «Спортивная семья» и др.). Воспитанники среднего и старшего возраста знакомятся с историей возникновения семьи, с семейными ролями, из чего строится семейный бюджет, узнают о психологических особенностях семьи. Социально-сексуальное направление работы – это беседы о поло-ролевых семейных отношениях (отношения супружества, сознательное родительство). Вся работа по профилактике проблем в создании семьи (беседы, тренинги, праздники) строится с учётом возрастных особенностей воспитанников. Такая совместная работа социального педагога и других специалистов детского дома по социализации воспитанников обеспечивает защиту прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, жильё, трудоустройство, отдых. Подведя итоги сказанному, отметим, что: 1. Эффективная социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, возможна только при взаимодействии в работе социального педагога с государственными учреждениями и педагогами и специалистами детского дома по социализации воспитанников. 2. Профилактику социальных проблем надо проводить постоянно во все время пребывания воспитанников в детском доме. 3. Социализация и социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, должна быть одним из главных направлений работы социального педагога.
Заключение Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование, на профессиональную подготовку. Сложилась система содержания, воспитания и обучения сирот в детских учреждениях интернатного типа, в частности, в детском доме. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся в попечении государства, механизмы защиты их прав и законных интересов. Даже в нынешнее сложное время на нужды детей-сирот выделяются необходимые средства. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни. Однако трудности перехода воспитанников государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовали всегда, во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жильё, с трудом создают семью, легче становятся жертвами суицида. То есть, вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Особенности социально-психологического статуса воспитанника детского дома обусловлены ситуацией развития, для которой характерно возникновение психических деприваций (включающий в свою сложную структуру материнскую, когнитивную, эмоциональную и социальную), плюс ко всему они усугубляются специфическими условиями жизнедеятельности воспитанников в детском доме. Особенности жизни детского дома: полузакрытый характер, коллективное содержание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора принятия решения ограничивают возможности социализации. Невозможность обеспечения полноценных условий в детском доме приводит к нарушению процесса социализации ребёнка-сироты, формированию в его психике таких черт, которые серьёзно затрудняют дальнейшую адаптацию к реальной жизни в социуме. Изучение и обобщение опыта работы интернатных учреждений и Псковского детского дома для детей школьного возраста позволило определить оптимальные пути и средства обеспечения социальной защиты путем создания службы медико-социально-психолого-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Литература
1. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. Трудов / Под ред. Е. М. Рыбинского. М.: НИИ детства РДФ, 1994. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва,1980 год. 3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Москва, 1980. 4. Аверкин В.В. В помощь тебе, выпускник!//Защити меня! №4, 2000. 5. Бардышевская М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей//Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения М.,1995. 6. Бгажнокова И.М.,Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта//Дефектология №1, 1997. 7. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н.Социальный педагог специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушением интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы//Дефектология №6, 1998. 8. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России, Исторический очерк. – М., 1993. 9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993. 10. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования//Вестник№3,1999. 11. Бобкина Н.Н.Новые подходы в планировании воспитательных занятий по реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, в условиях интернатного учреждения.//Дефектология № 3, 2000. 12. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства.М.,1998 13. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1998. 14. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва, 17-19 октября 1995г. М., ТОО «Симс», 1996. 15. Все дети – наши: Сборник материалов II Всероссийских педагогических Католиковских чтений. М., 1998. 16. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия / Ред.-сост. Н.П. Иванова М.: АПО, 1996. 17. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М., 1999. 18. Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации». М., 2002г. 19. Григорьева Е. Вечное братство сирот//» Семья и школа»№5,1995. 20. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.Л. Стребелёвой. М.: Полиграф, сервис, 1998. 21. Дзенушкайте А.И. Наш дом: из опыта работы. – М.;1983. 22. Дольто Ф. На стороне ребёнка. СПб.; «Санкт-Петербург-XXI век», 1997. 23. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Просвещение, 1990. 24. Ермолаева-Томина Л.Б. Формирование психической культуры у воспитанников детских домов и школ-интернатов. 25. Журавлёва Н. Зона безопасности для сирот//Социальная защита № 5, 2000. 26. Забрамная С.Д. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к систематическому школьному обучению//Дефектология № 1, 1996. 27. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М., 1986. 28. Захарова Н.Г. Система дополнительного образования в Туголесском детском доме//Вестник№4, 1996. 29. Иванова Н.П. О причинах социального сиротства в современных условиях. М., 1995. 30. Камаева Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей// Вестник №1, 1999. 31. Ковалёва А.И. Социализация личности: норма и отклонения. Москва,1996. 32. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. С.-Пб,2000. 33. Кондрошин В.И. Влияние особенностей развития детей-сирот с задержкой психического развития на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната//Дефектология №1,1991. 34. Кочерга Г.Ф., Супрун А.Н. О некоторых проблемах детских учреждений для сирот//Дефектология №1, 1992. 35. Красницкая Г.С. Усыновление: вопросы и ответы. М.,1997. 36. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган-Челябинск,1995. 37. Лангмайер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авицениум, 1984. 38. Лачинов С.Ю. Методы технологии социальной работы. Орёл,1998. 39. Лиханов А.А, Дети без родителей. М., 1987. 40. Минкова Э.А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи//Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.,1995. 41. Москаленко Н.В. Новые формы работы по социальной адаптации детей-сирот //Дефектология № 4,1999. 42. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. – М., 1997. 43. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1991. 44. Мухина В.С. Дети детских домов и школ-интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращённость в настоящее и будущее) //Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. Составитель В.С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. 45. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатном учреждении. Москва, 1995. 46. Мухина В.С. Развитие личности ребёнка: проблемы, решения, поиск. М., 1995. 47. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. (История и современность) М.: ЮОМ, 1994. 48. Нечаева А.М. Ребёнок под опекой. М.,1993. 49. Нелидова А.Л., Щелина Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома//Вестник психосоциальной реабилитационной работы №2,2003 г., стр.31-40. 50. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России//Вопросы психологии, №3, 2001. 51. Олонцева О.Ф. Опыт социальной адаптации и подготовки к взрослой жизни воспитанников дома детства №1 в Перми//Вестник №3, 1996 52. О порядке комплектования групп постинтернатной адаптации//Социология, №5, 2001. 53. Особенности развития личности ребёнка, лишённого родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. /Под ред. Мухиной В.С. М., 1989. 54. Очерки о развитии детей, оставшихся без попечения родителей /Под ред. Лазутовой М.Н. – М., 1995. 55. Овчарова Р.В, Истоки трудного детства. – Архангельск: ИППК, 1991. 56. Петрова С.М. Детский дом – школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве (из опыта работы)//Дефектология №1, 2001. 57. Платонова А.А.Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов//Вестник №4, 2001. 58. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. 59. Преодоление трудностей социализации детей-сирот //Под редакцией Байбородовой Л.В. Ярославль,1997. 60. Проблемы и перспективы совершенствования воспитательной работы в детском доме. Москва,1990. 61. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) /Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 1996. 62. Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России: Что делать? – М., 1997. 63. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-психолого социальные проблемы). – М., 1994. 64. Сафонова Т.Я., Цылебал Е.И. Жестокое обращение с детьми. М., 1993. 65. Семья Г.В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищённости выпускников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Полиграф, сервис, 2001. 66. Семья Г.В., Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: Полиграф, сервис, 2001. 67. Травникова Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома. СПб.; 1999. 68. Трудные судьбы подростов – кто виноват? – М., 1991. 69. Фурман И.А. и др. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечения. «Тессей», 1999. 70. Холод В.Л. Инновационные процессы в совершенствовании содержания и обучения и воспитания в интернатных учреждениях. М., 1995. 71. Шипицына Л.М., Иванова Е.С., Виноградова А.Д. и др. Развитие личности ребёнка в условиях материнской депривации. СПб.: ЛОГУ, 1997. 72. Шипицына Л.М. ,Виноградова А.Д. и др. Постинтернатная адаптация. СПб.; ИСПиП, 2001.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |