Выполнила: Заболотская У.А., группа 23, ИИГСО
Тема доклада: Основы семейного воспитания
Семья – первичная ячейка многогранных человеческих отношений – хозяйственных, нравственных, духовно-психологических, эстетических. В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье.
Функции семьи Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций: 1) хозяйственно-экономическая, предусматривающая ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи; 2) репродуктивная, связанная с рождением и выращиванием детей; 3) воспитательная, направленная на создание условий для личностного формирования и развития детей, передачу им социального опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных отношений, оказание морально-психологической поддержки каждому члену семьи; 4) коммуникативная, организующая внутрисемейное общение, взаимосвязи с другими людьми, семьями и социальными группами; 5) рекреативная, направленная на организацию досуга и развлекательной деятельности, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.
Существует несколько вариантов классификации семей, обусловленных разными критериями: 1) по количеству детей – бездетные, однодетные, малодетные, многодетные; 2) по составу – однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прародители, родители, дети живут под одной крышей); 3) по структуре – полные и неполные; 4) по характеру взаимоотношений – благополучные и неблагополучные. Современная семья характеризуется рядом кризисных черт. Во-первых, на семейное воспитание негативно влияет расслоение общества на богатых и бедных. Нередко материальный достаток родителей приводит к формированию у детей пренебрежения к материальным и духовным ценностям, потребительской направленности личности, эгоизма, тунеядства. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению количественного состава семьи. В однодетной семье ребенок часто испытывает трудности в общении с другими детьми, не может обогатить себя опытом коллективных взаимоотношений. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. А в полных семьях отец зачастую утратил роль экономического главы семьи. В таких семьях дети лишены общения с одним из родителей, чаще всего с отцом. Чтобы удовлетворить эту потребность, подростки ищут ему замену в лице лидера уличной группировки, приобретают опыт негативного поведения. В-четвертых, низкий материальный достаток и низкий культурный уровень многих семей, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают детскую безнадзорность и беспризорность, проблему так называемых социальных сирот. В целом кризис современной семьи выражается в том, что семья все хуже выполняет свою воспитательную функцию. Его основная причина – утрата традиционных семейных ценностей, падение морали в обществе.
Принципы воспитания в семье (по А. С. Макаренко). 1. Родители на глазах у детей должны жить полной, радостной, общественно-полезной, гражданской жизнью (это основа подлинного родительского авторитета). В «Книге для родителей» А.С. Макаренко называет самочувствие родителей одним из основных методов воспитания в семье. Будьте веселыми или гневными, но не будьте серенькими, – призывает педагог родителей. Надо, чтобы родители были довольны жизнью. Мать, воспитывающая 2–3 детей дома, делает большое государственное дело. Но пусть она найдет себе приложение и в общественной жизни. Родители не должны становиться прислугой своих детей. Надо жить жизнью человеческой, гражданской. 2. Семья – это непременно коллектив. Один ребенок в семье – более трудный объект воспитания, чем несколько детей. При этом семья — не просто коллектив, но коллектив трудовой. Посильные трудовые поручения (общие и персональные) должны даваться детям с самого раннего возраста (с 2-х лет). В совместном труде крепнет чувство солидарности, которое является источником нравственности личности. Семья должна воспитывать социальный опыт, упражнять человека в разнообразных солидарных действиях, в преодолении препятствий. В семье нельзя допускать забывчивого отношения к мелочам. Съеденный сыном кусок пирога, приготовленный для отца, нельзя оставлять без внимания. 3. Близость родителей и детей должна иметь предел. В глазах ребенка родители должны быть чем-то выше. Должны иметь место некоторая неофициальная дистанция, почтительность. Недопустимы слишком откровенные разговоры о половых вопросах. Необходима черта деликатности и молчаливого доверия в семье. Нужно также, чтобы иногда правота родителей проходила без доказательств. Если ребенку все доказывать, он вырастет циником. 4. Соблюдение меры, «золотой середины» воспитания активности и «тормозов» у детей. С первого года нужно так воспитывать, чтобы ребенок мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться, и в то же время чтобы у него постепенно образовывались «тормоза» для вредных желаний. Например, карманные деньги давать детям нужно, но они не должны тратить их бесконтрольно. 5. С 3–4 лет нужно воспитывать чувство ориентировки («свой» или «чужой»). Ребенок должен уметь разбираться в окружающей обстановке, например, кому можно доверять, а кому нет. 6. Не оберегать ребенка от зла, а учить сопротивляться ему. 7 Ребенка не любят «для себя», им не хвастаются. Ребенок, воспитанный «напоказ», рискует вырасти избалованным эгоистом. 8. Несомненно вредным является специальное половое просвещение детей и подростков. Необходимо воспитание интимного уважения к вопросам пола, деликатности. В «Книге для родителей читаем: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую стороны любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным». Очень ценным является опыт семейного воспитания педагогов-новаторов Никитиных. Во-первых, они разработали систему закаливания и здорового питания детей. Во-вторых, систему развивающих занятий. В их системе можно выделить три основных принципа: богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода детей в занятиях и играх, искренняя заинтересованность родителей во всех делах. В доме оборудована комната-мастерская, где можно клеить, резать, пилить, забивать гвозди, вообще проявлять себя в разных видах творчества. Есть домашняя швейная мастерская, где дети получают деньги в зависимости от своей «квалификации» и расписываются в ведомости и т. д. В хорошей семье, оказывающей благотворное влияние на детей, господствует дух сотрудничества, трудолюбия, взаимопомощи, доверия друг к другу, взаимного уважения; это содействует формированию человека прямого, открытого, всегда готового прийти на помощь другому. Воспитательный потенциал семьи увеличивает связь школы с семьей, которая осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы. Психолог и педагог П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей. Сухомлинский В.А. в книге «Разговор с молодым директором школы» пишет: «Многолетний анализ процесса воспитания во многих школах нашей страны, обобщенный на занятиях школы педагогической культуры, привел нас к выводу, что педагогические убеждения, взгляды родителей – это результат целенаправленной работы педагогического коллектива и актива родителей».
Содержание и формы взаимодействия школы и семьи. Формы взаимодействия школы и семьи делятся на коллективные и индивидуальные. Коллективные формы взаимодействия – родительские собрания, родительские комитеты, педагогические лектории, родительские университеты, родительский клуб и др. Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы – консультации, посещение семей, педагогические поручения и др.
Коллективные формы взаимодействия семьи и школы: 1. Родительские собрания – традиционная форма коллективной работы с родителями. Они бывают общешкольные и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в четверть. На них подводятся итоги работы школы за определенный период, обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях более подробно анализируется состояние успеваемости и поведения учащихся класса, происходит обмен опытом воспитания детей в семье. Повестка дня не должна сводиться лишь к вопросам успеваемости и дисциплины. На родительских собраниях надо ставить конкретные вопросы жизни и воспитания детей в семье: как отправлять ребенка в школу (для родителей первоклассников), как организовать режим дня учащихся разных возрастов, особенности воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников, как приучить детей к труду, организовать их досуг в семье, как укреплять родительский авторитет и др. Родительское собрание не должно превращаться в судилище над родителями «трудных» учеников. Классный руководитель должен сделать так, чтобы родители не опасались доверить ему любую информацию о своих детях. Родители нуждаются в квалифицированном совете, а не в поучениях, упреках и жалобах на детей. К родительскому собранию нужно готовиться: организовать выставку творческих работ учащихся за четверть, подготовить небольшие доклады, посвященные знаменательным датам, научным открытиям и т. д. 2. Родительские комитеты – участвуют в управлении школой и решают следующие вопросы: устанавливают обратную связь «родители → школа»; помогают классному руководителю в организации родительских собраний, обмена опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников. 3. Педагогические лектории – организуются с целью ознакомления родителей с основами теории и методики обучения и воспитания детей. Лектории проводятся в форме лекций, докладов. 4. Университеты психолого-педагогических знаний – отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия, «круглые столы» по обсуждению материалов периодической печати, обмен опытом. 5. Научно-практические конференции для родителей.
Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы: 1. Психолого-педагогические консультации – чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. 2. Посещение семей – имеет своей целью не только диагностику условий проживания ребенка, но и оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания. 3. Педагогические поручения – привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Особой формой взаимодействия семьи и школы является формирование культуры семейных отношений у школьников.
Принципы взаимодействия родителей и педагогов Организуя работу с родителями учащихся, нужно помнить следующее: 1. Нельзя перекладывать на родителей собственные неудачи: «Ваш ребенок плохо учится – примите меры!», «Ваш сын на уроках не слушает – примите меры!». Формирование педагогически верной воспитательной позиции родителей возможно в том случае, если просьбы и советы учителя будут восприняты ими как вытекающие из нужд и интересов детей, становления их личности, характера, развития способностей. Обращение к чувству родительской любви, ее уважение – первый принцип классного руководителя. 2. Характеризуя детей, не следует только «выливать негатив», жаловаться на ученика. Беседуя с родителями недисциплинированного ученика, надо договориться с ними о единых требованиях и педагогически оправдавших себя мерах воздействия. 3. Беседуя с родителями, нужно не только давать советы, но и прислушиваться к их предложениям. Нельзя допускать поучающий тон, читать нотации. Родители нуждаются в квалифицированной помощи педагога как специалиста по воспитанию, в товарищеском совете, а не в упреках или нотациях. Гораздо больше пользы принесет спокойная деловая беседа о разумных мерах воздействия на ученика. Необходимо расположить родителей к себе, добиться доверия и откровенности. 4. Важна связь с родителями не только младших школьников и подростков, но и старшеклассников. Необходимо, например, прийти на помощь родителям в формировании и развитии интереса к профессиям, нужным обществу.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |