Технология перевозки туристов железнодорожным транспортом
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра гостиничного и туристического бизнеса
РЕФЕРАТ
по дисциплине: __ Введение в специальность ____________ ___ тема: Путешествия по железной дороге______________________ Выполнил студент заочной формы обучения Специальности: Менеджмент организации Специализации: гостиничный и туристический бизнес Курса, Г и ТБ – 3 – 2002/2 группы № студенческого билета (зачетной книжки): 01-799 ________________ (личная подпись. Проверил преподаватель _____________________ ____________ _______________ (ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)
Москва, 2003
Содержание:
Введение
1.Правовые основы обслуживания туристов железнодорожным транспортом. 2. Общие правила и технология перевозки туристов на железнодорожном транспорте. 2.1 Общие правила перевозки пассажиров на федеральных железных дорогах. 2.2 Технология перевозки туристов железнодорожным транспортом. 3. Подвижной состав пассажирского железнодорожного транспорта для туристических перевозок в России и ответственность перевозчика. 3.1 Подвижной состав пассажирского железнодорожного транспорта для туристических перевозок в России. 3.2. Билеты, тарифы, льготы, перевозка багажа 3.3 Ответственность и обязанности перевозчика. 3.4 Перевозка туристких грузов в железнодорожном сообщении 4. Специфика обслуживания туристов железнодорожным транспортом за рубежом Литература Ответы на тесты
Введение
Туристский поток на железнодорожном транспорте в России снизился с 29,8% - в 1991 г. до 14,6% - в 1999 г. в силу ряда объективных причин: - значительного уменьшения числа предоставляемых туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения; - длительности поездки; - низкого качества обслуживания туристов в пути следования; - высоких тарифов и др. Однако железнодорожные перевозки туристов имеют преимущества перед другими видами транспорта, если они осуществляются на короткие (до 150 км) и средние (до 800 км) расстояния, включая международный и внутренний туризм. Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в бывшие республикиСССР. В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях. В России перевозка туристов осуществляется на скорых (от 1 по 149 номер), скоростных (от 150 до 169) и пассажирских (от 170 до 699) поездах как отечественного, так и зарубежного производства. В данном реферате будут рассмотрены вопросы перевозки туристов и туристического грузобагажа по железной дороге в России и за рубежом.
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Общие правила перевозки пассажиров в международном сообщении, в том числе железнодорожным транспортом, регламентируются межправительственными соглашениями в рамках «Международной конвенции по контракту на путешествие», принятой 22 октября 1970г., «Конвенцией и Статусом о свободе транзита», принятой 20 апреля 1921 г., Бернской (1961г.) Конвенцией ООН и др. Перевозки туристов в рамках СНГ регулируются межправительственными соглашениями, а также рекомендательным законодательным актом «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», принятым 29 октября 1994г. Осуществление транспортных путешествий с использованием железнодорожного транспорта во внутреннем сообщении регулируется Законом РФ от 25 августа 1998 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», Законом РФ от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», «Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. №277). Перевозка туристских грузов и багажа регулируется «Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге в межгосударственном сообщении». При осуществлении перевозок туристов по системе туристского поезда целесообразно использовать (с изменениями и дополнениями) инструкции бывшего Центрального Совета по туризму и экскурсиям: «О руководителях туристских групп туристских транспортных маршрутов» (№ 10-18 от 24.04.84 г.); «Должностные обязанности работников туристско-экскурсионного поезда» (№ 10-19 от 26.06.83 г.); «Об организации отдыха родителей с детьми на туристских железнодорожных маршрутах» (№ 26-7 от 25.11.83 г.) и др.
2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2.1 Общие правила перевозки пассажиров на федеральных железных дорогах
Железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, грузобагажа, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создание необходимых для пассажиров удобств, сохранность перевозимых багажа и грузобагажа. Железные дороги обязаны обеспечивать движение пассажирских поездов по расписаниям. Железные дороги обязаны произвести перевозку пассажиров по кратчайшему пути следования с минимальным числом пересадок. Поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории: скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения; дальние, местные и пригородные в зависимости от расстояния их следования. При дальнем сообщении перевозка осуществляется в пределах двух и более дорог, при местном - в пределах одной дороги и пригородном - на расстоянии до 150 км. Железная дорога должна обеспечивать своевременной и достоверной информацией пользователей услуг железнодорожного транспорта, которым предоставляются следующие сведения: а) перечень работ и услуг, их стоимость; б) время отправления и прибытия поездов; в) стоимость проезда пассажиров и провоза излишней ручной клади, а также перевозки грузов, багажа и грузобагажа; г) работы и услуги при продаже проездных документов (билетов); д) сроки продажи проездных документов (билетов); е) предметы и вещи, запрещенные к перевозке в виде ручной клади, багажа и грузобагажа; ж) предметы и вещи, запрещенные к хранению в виде ручной клади; з) время работы билетных и багажных касс, товарных контор, камер хранения; и) время прибытия на станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования; к) расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, мест взвешивания ручной клади; л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка; м) категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества; н) порядок обязательного и добровольного страхования; о) сервисные услуги, входящие в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности; п) наименование и юридический адрес железной дороги, которая уполномочена принимать претензии. Сведения об изменении тарифов на перевозки пассажиров, а также соответствующих сборов доводятся до граждан через средства массовой информации не позднее чем за 5 дней до их введения в действие, а сведения об изменениях тарифов на перевозки грузов, а также соответствующих сборов - не позднее чем за 10 дней до их введения в действие. Указанная информация предоставляется на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей на русском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения. Пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами, вокзальными помещениями и бережно относиться к имуществу организаций железнодорожного транспорта. По договору перевозки железная дорога обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж грузоотправителей. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа - его провоз, а грузоотправители грузобагажа - провоз грузобагажа. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа - багажными, грузобагажными квитанциями соответственно. Пассажиры обязаны иметь проездные документы (билеты), а железная дорога обязана оформить их выдачу при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот для граждан определенных категорий. Лица, имеющие право проезда со скидкой, пользуются этим правом в поездах и вагонах всех категорий, а лица, имеющие право бесплатного проезда, - в жестких вагонах с 4-местными купе скорых поездов и в вагонах и поездах более низких категорий, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Приобретение проездного документа (билета), кроме билетов на пригородные поезда, производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении). При оформлении проездного документа (билета) на поезда дальнего и местного следования указание фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным. Пассажир обязан проверить правильность указанных в проездном документе (билете) фамилии и номера документа, удостоверяющего личность, а также реквизиты поездки. Отдельные категории граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на внеочередное приобретение проездных документов (билетов). При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд не допускается. Возврат денег по таким проездным документам (билетам) производится в случаях и порядке, определяемых правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не может быть осуществлена железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются. При наличии возможности восстановить или идентифицировать указанные проездные документы (билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ (билет) без взимания стоимости проезда. Восстановленные утерянные проездные документы (билеты) возврату и переоформлению не подлежат. Возврат денег по испорченным проездным документам (билетам) производится железной дорогой при наличии отметки железнодорожной станции о времени обращения пассажира в билетную кассу. Возврат денег по неиспользованным проездным документам (билетам) производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира. Восстановление проездных документов (билетов) производится только в случае утраты или порчи проездных документов (билетов), оформленных на проезд от и до железнодорожных станций российских железных дорог в поездах и вагонах формирования российских железных дорог. Восстановление проездных документов (билетов) на обратный проезд производится в пунктах их приобретения или в кассах железнодорожной станции отправления. Пассажир, предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, . удостоверяющем личность пассажира, считается безбилетным. Пассажиры имеют право для проезда в поездах дальнего и местного следования: · приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров; · провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом; · провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа, грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте; · сдавать для перевозок багаж согласно перевозочным документам за плату в соответствии с тарифом; · делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток; · продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, в случае непредоставления пассажирам мест в поезде на время до отправления следующего поезда, в котором пассажирам будут предоставлены места; · выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе; возобновить действие проездных документов (билетов) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с момента отправления поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. Проезд детей в поездах дальнего и местного следования в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых не допускается, за исключением учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения школы. При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поездах дальнего следования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право: · не позднее чем за 15 часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; · менее чем за 15 часов, но не позднее чем за 4 часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты; · менее чем за 4 часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее чем за 24 часа до отправления поезда пассажиру выплачивается стоимость проезда, при возврате проездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправления поезда - стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте обратного отправления действует порядок, установленный настоящим пунктом. Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки отправления поезда, непредоставления указанного в проездном документе (билете) места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира. · Удержание стоимости проезда при возврате проездного документа (билета) не производится при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по вине железной дороги; · получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние при прекращении поездки в пути следования. Возврат причитающейся пассажиру суммы осуществляется в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им расстояния; по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда. Пассажир имеет право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте. Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право приобрести билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы; провозить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет; провозить с собой ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте. Железные дороги осуществляют по предварительным заявкам организаций продажу им проездных документов (билетов) для перевозок групп пассажиров. При возврате приобретенных организациями по предварительным заявкам проездных документов (билетов) в железнодорожные билетные кассы менее чем за семь суток до отправления поезда и не позднее чем за трое суток до отправления поезда удерживается 50 процентов стоимости плацкарты, а при возврате таких проездных документов позднее чем за трое суток до отправления поезда стоимость плацкарты удерживается полностью. Прием от организаций предварительных заявок на продажу проездных документов (билетов) для перевозок групп пассажиров и выплата стоимости возвращенных ими проездных документов (билетов) осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда. При перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд всем пользователям услуг железнодорожного транспорта предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При проезде в поездах дальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания пассажиры по их желанию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного белья включена в стоимость проезда. В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы за комплекс сервисных услуг. Комплекс услуг и порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортности определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В поездах дальнего и местного следования пассажиры за отдельную плату обеспечиваются питанием в вагонах-ресторанах или вагонах-кафе (при наличии их в составах указанных поездов). Порядок организации работы вагонов-ресторанов и вагонов-кафе определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случае задержки отправления поезда дальнего или местного следования или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа, предусмотренного статьей 130 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», в адрес железной дороги отправления или назначения по своему усмотрению. При этом к указанной претензии пассажир прилагает проездной документ (билет). Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии. Уплата штрафа производится железной дорогой из расчета за каждый полный час задержки отправления или опоздания поезда. При этом задержка отправления или опоздание поезда менее чем на 1 час в расчет не принимается. При частичном удовлетворении или отклонении железной дорогой претензии заявителя в уведомлении железной дороги должно быть указано основание принятого ею решения В случае удовлетворения железной дорогой претензии заявителя деньги в размере суммы штрафа по просьбе пассажира пересылаются по месту его жительства или выдаются ему непосредственно на руки. Пассажир вправе отказаться от проезда в случае задержки отправления поезда. При этом железная дорога возвращает пассажиру деньги в размере провозной платы. Каждый пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на 1 проездной документ (билет) кроме мелких вещей также ручной клади весом не более 36 килограммов, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 сантиметров. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна размещаться в вагонах в специально отведенных для этого местах. Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. Перечень предметов и вещей ручной клади, превышающих вес или габариты, предусмотренные настоящим пунктом, и порядок их перевозки устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. Каждый пассажир имеет право перевозить в поездах домашних животных и птиц за плату. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа Железнодорожные камеры хранения независимо от наличия у граждан проездных документов (билетов) осуществляют хранение ручной клади в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сроки хранения ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. За естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов железная дорога ответственности не несет. Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 килограммов, и каждое место ручной клади должно иметь приспособление, позволяющее его переносить. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается как отдельное место. Железная дорога обязана при предъявлении пассажирами проездных документов (билетов) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон. Пассажиры могут предъявить для перевозки багаж с объявленной ценностью. За объявленную ценность багажа взимается сбор. Перевозка грузобагажа осуществляется в порядке, установленном настоящим Уставом, правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. Для перевозки в качестве багажа от пассажира принимаются такие вещи и предметы, которые по своим размерам и свойствам без затруднений могут быть погружены в багажный вагон и размещены в нем и не могут причинить вред багажу других пассажиров. Масса багажа и требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. Перевозка опасных грузов, перечень которых предусмотрен правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа в пассажирских поездах не допускается. Срок доставки багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, которым отправлены багаж, грузобагаж до железнодорожной станции назначения. Дата отправления багажа, грузобагажа указывается в перевозочных документах. Если багаж или грузобагаж в пути следования подлежит перегрузке, срок доставки багажа или грузобагажа определяется временем следования по данному пути следования согласованных поездов, в состав которых включены багажные вагоны, с добавлением одних суток на каждую перегрузку багажа и двух суток на каждую перегрузку грузобагажа. Дата прибытия багажа или грузобагажа проставляется железнодорожной станцией назначения в перевозочных документах. Багаж или грузобагаж считается утраченным, если не прибудет на железнодорожную станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа или грузобагажа, и его стоимость подлежит возмещению. Если багаж или грузобагаж прибыл по истечении указанного в настоящей статье срока, получатель может получить багаж или грузобагаж и должен возвратить железной дороге сумму, ранее выплаченную ему за утрату багажа или грузобагажа в порядке, предусмотренном настоящим Уставом. В случае отказа в письменном виде от получения багажа, грузобагажа или непредставления получателем решения о судьбе багажа, грузобагажа в течение четырех суток после уведомления получателя в письменной форме о прибытии багажа, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения железная дорога вправе реализовать багаж, грузобагаж в порядке, установленном настоящим Уставом. Багаж выдается на железнодорожной станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов). Выдача багажа проводится в течение всего времени, когда железнодорожная станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа. На железнодорожной станции назначения прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата в порядке, определенном правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте. Багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня его прибытия, а также грузобагаж физических лиц, не востребованный в течение 30 дней с момента уведомления в письменной форме получателей о прибытии грузобагажа, и грузобагаж юридических лиц, не востребованный в течение 10 дней с момента уведомления в письменной форме получателей о прибытии грузобагажа, подлежат реализации в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
Технология перевозки туристов железнодорожным транспортом В Министерстве путей сообщения России пассажирскими и туристскими перевозками ведает Главное пассажирское управление, которому подчинены пассажирские службы в управлениях железных дорог. Туристское путешествие может быть реализовано как обычными графиковыми поездами, так и специализированными туристскими поездами. Перевозка туристов на специализированных туристских поездах, включая дальние расстояния, реализуется без пересадок, в режиме специального графика. Как правило, движение поезда осуществляется ночью, а днем проводятся экскурсии по заранее разработанному плану. Перевозка туристов на железнодорожном транспорте осуществляется по трем основным группам маршрутов: · групповые маршруты; · туристско-экскурсионные поезда; · поезда «Здоровья». Групповые путешествия реализуются, как правило, к месту отдыха и обратно по предварительно спланированному маршруту. На маршруте движения принимающие бюро организуют обслуживание туристов (питание, экскурсии, проживание, трансфер и др.). Туристско-экскурсионные поезда представляют собой полный комплекс обслуживания в поезде (проживание, питание, досуг и др.) за исключением экскурсионного обслуживания. Групповые путешествия и туристско-экскурсионные поезда реализуются как по радиальным, так и по кольцевым маршрутам. Поезда здоровья («Грибник», «Лыжник», «Ягодник» и др.) - это однодневные маршруты с оздоровительными или спортивными целями. В ряде случаев такие маршруты могут быть 2-3 дневными. К числу таких маршрутов относятся и культурно-просветительные, например, вывоз жителей сельских местностей в города для посещения театров, кино, выставок, ярмарок и т.д. Назначение туристско-экскурсионных поездов дальнего следования осуществляется приказом (указанием) начальника железной дороги отправления по заявкам организаций и туристско-экскурсионных бюро. Туристские поезда местного и пригородного сообщений назначаются начальником Пассажирского управления дороги. Туристы размещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются: директору маршрута, штабу турпоезда, врачу (под изолятор). В каждом вагоне должна быть программа обслуживания туристов, ф.и.о. директора поезда, проводников, инструкторов, врача и т.д. На каждый пассажирский туристский вагон дальнего следования назначаются два проводника. Готовность к отправлению туристского поезда (за 6 часов до отправления) проверяется комиссией в составе представителя пассажирской службы отделения дороги, санитарного врача, представителя фирмы - организатора путешествия или арендатора поезда, представителя службы вагонов-ресторанов. Готовность к приемке поезда оформляется актом. В арендную плату входит оплата всех вагонов, включенных в поезд, постельного белья из расчета одного комплекта на туриста на 7 дней, стоимость проезда по установленным тарифам, стоимость холостого (нулевого) пробега, стоимость отстоя поезда на специально оборудованных путях, стоимость 3-4 разового питания и другие расходы. К сумме чистой арендной платы добавляется сумма установленной (объявленной) нормы прибыли. В случае отказа арендатора от аренды после подписания договора за 20 дней до его отправления он уплачивает неустойку в процентном отношении от суммы аренды. Аналогичную неустойку оплачивает дорога при отказе в услугах по договору. В штате туристско-экскурсионного поезда дальнего следования кроме обслуживающих поездных бригад предусматривается: директор турпоезда (руководитель маршрута), инструктор-методист по туризму, культорганизатор, аккомпаниатор, врач. Директор турпоезда назначается из высококвалифицированных туристских работников, имеющих опыт воспитательной, административной и туристско-экскурсионной работы. Он отвечает за работу подчиненного ему персонала, должный порядок во всех вагонах, выполнение плана-графика маршрута, проведение воспитательной, культурно-массовой, экскурсионной работы. Он участвует в комиссии по проверке готовности поезда к рейсу, ведет учет и отчетность, проводит вступительную и заключительную беседы с туристами, отвечает наравне с бригадиром (начальником) поезда за качество предоставляемых услуг в соответствии с договором. Он имеет право удалять с поезда туристов, систематически нарушающих правила внутреннего распорядка. Инструктор-методист составляет планы воспитательной, культурно-массовой и туристско-экскурсионной работы и отвечает за организацию досуга. Он проводит регулярные беседы в туркабинете или по радиотрансляционной сети, знакомит туристов с путевой информацией, организует концерты, плановые экскурсии, встречи и т.д. В его оперативном подчинении находятся культорганизатор и аккомпаниатор. Инструктор-методист отвечает за посадку туристов и их размещение, обеспечение туристскими путевками, получение газет, журналов, личной корреспонденции для туристов. Врач турпоезда работает в соответствии с его должностными обязанностями. Он назначается из лиц, имеющих стаж лечебной работы и прошедших инструктаж по вопросам гигиены и эпидемиологии. Его основной обязанностью является оказание экстренной медицинской помощи в пути следования и профилактика заболеваний, контроль за соблюдением санитарного режима в вагонах и ресторанах. На специальных пунктах отстоя туристских поездов должны быть следующие виды обустройства: · освещение всей территории; · радиофикация, электронные навесные часы; · телефоны; · площадка для стоянки автобусов; · туалеты, умывальники, комнаты отдыха туристов, бытовые комнаты; · устройства для заправки вагонов водой, топливом, зарядки аккумуляторных батарей; · устройства для сбора и удаления мусора. Такие пункты предусматривают питание туристов или в вагонах-ресторанах туристского поезда, или автономно - в городских пунктах питания. Число поездов «Здоровье» в настоящее время сократилось, однако значительно вырос уровень сервиса. Например, поезд Москва-Боголюбово (Владимирская область), где выступает оператором фирма «Росинтур» и компания «Русь-рейл», состоит из комфортабельных вагонов из известных составов «Русь-экспресс», «Президент-экспресс» и «Восточный экспресс». В составе поезда вагоны-рестораны, вагон конференц-зал, вагон-видеосалон, вагон-душевая и др. Пассажировместимость такого поезда 500 человек. Питание туристов на поездах маршрута «Здоровье» (выходного дня) производится также через поездные буфеты либо с помощью выездной торговли. Обязанности персонала поезда «Здоровье» аналогичны вышеописанным. В вагонах туристских поездов и туркабинете должны быть также правила для туристов, доска объявлений оперативной информации, расписание движения по маршруту, план туристскоэкскурсионных мероприятий, график питания, меню, распорядок дня туристов. Чем продолжительнее железнодорожное туристское путешествие, тем оно утомительнее. Наиболее приемлемым для туриста считается путешествие до двух суток. Продолжительные путешествия планируются, как правило, в высококомфортабельных поездах. При этом поездной стресс снижается за счет интересной культурной программы, кратковременных остановок в зеленых и экологически чистых зонах (в лесу, у озера, в горах, на берегу моря и др). На сегодняшний день наиболее известными туристскими железнодорожными операторами являются две фирмы: «Русь-рейл» (Москва) и «Окдайл» (Санкт-Петербург). Они организуются как внутренние, так и международные железнодорожные туристские маршруты. Фирма «Русь-рейл» проводит недельный тур по маршруту «Великий шелковый путь»: Москва - Бухара - Самарканд - Ташкент - Алма-Ата на «Восточном экспрессе». Однако стоимость данного тура 1800 дол. США, как и стоимость северо-западного тура ф
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |