Влияние коммуникативных процессов и любительской деятельности на всестороннее развитие личности
Проблематика совместной деятельности, разрабатываемая в социальной психологии, глубоко связана с психолого-педагогическими и педагогическими проблемами: процесс воспитания и образования осуществляется в условиях совместной деятельности родителей и детей, учителей и учеников. Именно в этой совместной деятельности осуществляется достижение основной воспитательной цели – всестороннее развитие личности. Особое место в достижении этой цели занимает так называемая любительская деятельность, под которой мы понимаем деятельность, осуществляемую в свободное время: занятия спортом, техникой, художественной самодеятельностью, кройкой и шитьем и т.д. Данные виды деятельности осуществляются долговременно, более - менее систематически с подчеркнутым интересом или с сильной мотивацией. Они предъявляют к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, являются активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности. Совершенно очевидно, что такого рода деятельность особенно значима для детей и молодежи. Именно здесь безгранично широки, ее возможности повлиять на всестороннее развитие человека. Влияние любительской деятельности на этот процесс во многом зависит от того, как в ходе любительской деятельности протекают процессы общения. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проведенными психологами в разные годы.1 Исходным положением исследования явилось положение о том, что все виды изучаемой любительской деятельности - особенно спортивной, технической, культурной – в определенной мере, форме или на некоторых фазах ее развития, и ее освоением отдельным лицом выступают в качестве совместной деятельности. Следовательно, ее важнейшим компонентом являются коммуникативные процессы.
___________ 1. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М, 1987. - С.218-228.
По результатам исследований совместное осуществление любительской деятельности в соответствующих формах поддерживает развитие этой деятельности, ее долгосрочное осуществление, что и оказывает особо благоприятное воздействие на всестороннее развитие личности. Это можно объяснить таким образом, что именно совместное осуществление деятельности помогает в деле достижения положительных результатов, в деле преодоления затруднений и препятствий, оно удовлетворяет целый ряд потребностей отдельного лица, формирует его жизненные перспективы, мотивацию, силу воли и т.д. Оно облегчает и усиливает формирующее воздействие основных видов деятельности в тех социальных группах, в которые включен человек. Таким образом, оно способствует развитию деятельности, межличностных отношений и личности. В совместной любительской деятельности осуществляется несколько взаимосвязанных функций, среди которых можно выделить следующие: приобретение сведений о деятельности, ее условиях и ходе осуществления, приобретение методического руководства, исправление и оценка на пути самостоятельных попыток осуществления деятельности (особо на ее первоначальных стадиях и при переходе к более сложным формам или условиям), обучение контролю и регулированию деятельности, приобретение навыка получать обратную связь о ходе и частичных результатах деятельности и использовать ее для руководства этой деятельностью. Таким образом, делается возможным индивидуальное освоение общественного опыта и осуществление деятельности. Начинается формирование групповых, коллективных и личных отношений людей, участвующих в совместной деятельности. Отдельная личность учится сотрудничеству, социальной интеракции и коммуникации, она приобретает социальные роли и способности, существенные в самых различных областях ее настоящей и будущей жизни – для включения в семью, рабочий коллектив, в общество как целое и для личного ощущения жизненного удовлетворения и счастья. Все вышеуказанные составные части и функции совместного осуществления любительской деятельности весьма важны для всестороннего развития человека: для его деятельности – любительской и трудовой, для развития его мотивов, знаний и способностей, в том числе и социальных. В совместной любительской деятельности с теоретической точки зрения можно выделить целый ряд компонентов и функций, которые взаимосвязаны: передача информации, способ ее передачи, прием и обработка; передача опыта из поколения в поколение, использование общественного опыта отдельным лицом, помощь общества в данном направлении; учеба, приобретение знаний и способностей, формирование мотивации, подхода, интереса, способностей, волевых и других свойств; действие закона о формировании психики в деятельности или в совокупности психологическими, подчас социально-психологическими движущими силами, или с законами социального учения, социализации, социальной интеракции и коммуникации, групповых и профессиональных коллективных отношений; в некоторых случаях непосредственно воспитательно-образовательное воздействие в дидактических (методических) и воспитательных целях с учетом законов воздействия различных методов воспитания и руководства. Человек в своем развитии не ограничивается пассивным ожиданием того, создадутся ли благоприятные внешние условия для совместной любительской или другой деятельности. Случаи отыскания и стимулирования человеком партнеров или групп в интересах совместной любительской деятельности считается важным проявлением активности личности в процессе ее развития, которая может существенным образом помочь в преодолении неудовлетворительных условий жизни, а затем и в деле создания условий, необходимых для всестороннего развития человека. Психологами формулируется соответствующее отношение предварительно как закон активного поиска и стимулирования партнеров по любительской деятельности. Проведенные исследования показывают, что современные люди, перегруженные в рабочее время чрезвычайно обильными контактами с людьми в неспокойных, подчас стрессовых ситуациях, приветствуют любительскую деятельность, осуществляемую отчасти индивидуально, отчасти в контактах с небольшими коллективом лиц, связанных общим интересом и действующих в условиях благоприятного эмоционального климата. Для них это ценное равновесие разного рода деятельностей, важный фактор поддержания всестороннего развития. Заключение
Изучение и анализ теоретических и практических материалов по исследованию данного вопроса позволяет сделать следующие выводы. В настоящее время организация эффективной деятельности любой фирмы зависит от системы взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, где главным выступает человеческий. Соответственно условия профессионального и личностного роста рассматриваются как с позиций общей психологии (теории деятельности, личности, развития); социальной психологии, изучающей психологические явления организаций (мотивирование, лидерство, стиль руководства, самореализации, социально-психологического климата, общения), так и с позиций психологии труда и других прикладных направлений психологии. Основой любой деятельности является мотивация. Важнейшими факторами мотивации являются – возможность личных достижений, профессионального и карьерного роста, признание заслуг, материальное поощрение. Возможных приемов мотивирования – великое множество, а овладение методами мотивирования - залог успеха менеджерской деятельности, которая оценивается только по успехам целой организации. Результаты многочисленных исследований показывают, что на производительность труда оказывают влияние не только технико-экономические факторы, но и психологическая атмосфера коллектива. Благоприятный СПК коллектива стимулирует все виды трудовой активности людей, и улучшает их настроение и самочувствие. Факторы, влияющие на его состояние, определяются культурой организации труда и управления, а также культурой человеческих отношений. Одним из факторов, влияющих на условия личностного и профессионального роста, является умелое руководство, его оптимально выбранный стиль. Проблематика совместной деятельности и условий всестороннего развития личности, разрабатываемая социальной психологией, тесно связана с психолого-педагогическими проблемами воспитания и образования. Человек в процессе жизни развивает свои способности и знания не только в процессе трудовой, но и любительской деятельности – технической, спортивной, культурной. Совместное осуществление такой деятельности удовлетворяет ряд потребностей отдельного лица, формирует его жизненные перспективы, мотивацию и силу воли. Таким образом, организация и совершенствование оптимальных условий личностного и профессионального роста, предполагает перенос акцента на человека. Это обусловливает основную тематическую направленность изучения таких условий – проблемы человеческого развития в организациях и способов их эффективного решения, используя с этой целью активные методы изучения и обучения – социально-психологический тренинг, анкетирование, тестирование, ролевые игры, моделирование профессиональной деятельности. В идеале необходимо стремиться использовать все методы в комплексе – экономический, социальный, психологический. Следует стремиться, чтобы каждый из рычагов, затронул как можно более широкий круг устремления людей, чтобы каждый человек видел в осуществленных мероприятиях свой интерес: один – нравственный, другой - материальный, третий – свой профессиональный рост, четвертый – улучшение условий труда и быта. Литература
1. Аверин В. Психология личности: учеб. Пособие. - СПб.: Издат. Михайлова В., 2001. - 191с. 2. Ангелов Г., Шувалов С. Социология управления: Учеб. Пособие. - К. - Одесса, 1996. - 214с. 3. Берн Э Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. - Екатеринбург: Изд. - во "Литур", 2001. - 320с. 4. Большаков А. Менеджмент. Стратегия успеха. - СПб: Изд. Дом "Литера", 2001. - 224 с. 5. Личность. Внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды. - СПб: Изд. Михайлова В., 1996. - 218с. 6. Ломов Б. Человек и техника. - М.: Наука, 1996. - 169с. 7. Общение и оптимизация совместной деятельности /под ред.Г. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд. - во Московского университета, 1987. - 218с. 8. Парыгин Б. Социальная психология: проблемы, методология, история и теория. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592с. 9. Психология: учебник /под ред.А. Крылова. - М.: Проспект, 1999. - 584с. 10. Фосис П.30 минут…для овладения методикой мотивации персонала. - М.: Лори. - 2001. - 80 с. 11. Хохель С. Секреты победителя: книга развития личных качеств. - СПб.: Изд.-во "Невский проспект", 2000. - 192с. 12. Чижов Н. Кадровые технологии. - М.: "Экзамен", 2000. - 352с.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |