I. МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ФИЛИАЛ МГУ в г. СЕВАСТОПОЛЕ
В.Н. Ковалев, Н.Н. Лопатина, Д.Н. Лебеденко СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ Севастополь 2013 УДК 316.49 (075)
Авторы-составители: Ковалев Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Лопатина Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Лебеденко Дарья Николаевна, студентка V курса факультета психологии.
Рецензенты: Дьяков Сергей Иванович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Шихматова Елена Борисовна заведующая кафедрой общей психологии Севастопольского экономико-гуманитарного института Таврического национального университета имени В.И. Вернадского, кандидат психологических наук, доцент.
Ковалев В.Н., Лопатина Н. Н., Лебеденко Д.Н. Сборник ситуационных задач по конфликтологии. Севастополь: Изд. СФ МГУ, 2013. – 91 с. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Протокол № __ от 22 декабря 2012 года.
Учебное пособие содержит комплекс разнотипных ситуационных задач для индивидуального и группового решения студентами на занятиях по спецпрактикуму к учебной дисциплине «Основы конфликтологии». В пособии приведены алгоритмы, схемы и картографические модели анализа и разрешения конфликтов. Пособие предназначено для студентов 3 – 4 курсов факультета психологии. УДК 316.49 (075)
Ó Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Ó Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н., Лебеденко Д.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………………...4 I. Методы анализа конфликтов……………………………………………….5 II. Техники и модели разрешения конфликтов……………………………..21 III. Конфликтные ситуации для анализа и разрешения ……………….…..28 3.1. Производственные конфликты……….………………………………..28 3.2. Педагогические конфликты и конфликты, возникающие в учебно-воспитательном процессе ……………………………………………………44 3.3. Экстремальные конфликты (отклоняющееся поведение)……………..69 3.4. Семейные и полоролевые конфликты………………………………….72 IV. Игры на принятие совместных решений в конфликтных ситуациях…92 Список литературы……………………….……………………………...95 ВВЕДЕНИЕ История развития человечества показывает, что конфликты всегда были и являются объективной реальностью, неотъемлемой частью жизни человека и социума. Они затрудняют нашу коммуникацию, снижают продуктивность деятельности, приводят к разрыву отношений, становятся причиной острых негативных переживаний, агрессивных действий, стрессов и неврозов. Вместе с тем именно они в потенциале являются мощным стимулом мобилизации сил, личностного роста, развития человеческих отношений, т.к. сигнализируют нам о назревшей необходимости выхода на более высокий, продуктивный уровень отношений к себе, к людям, к деятельности, к окружающей действительности. В современных концепциях разрешения межсубъектных конфликтов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан) убедительно показана значимость становления у людей конструктивного отношения к конфликтным ситуациям. Это и является одной из важнейших задач формирования коммуникативной культуры современного человека. Вместе с тем успешность поставленной задачи с позиций когнитивистского подхода невозможна без адекватного оценивания рассматриваемого феномена, его компонентов и понимания сущности межсубъектных отношений в конфликте во всей многообразной палитре чувств, когниций, поведенческих действий. Овладение культурой управления конфликтами - одна из задач формирования профессиональных компетенций педагогов, психологов и других представителей социономических профессий. Но в научной литературе нет однозначности в определении понятия «конфликтологическая компетентция», недостаточно четко определены ее структура, функции, критерии оценки уровней сформированности. Основной проблемой реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов профессиональной сферы «человек-человек» является не разработанность методики формирования основного, т.е. поведенческого компонента конфликтологической компетенции профессионала. С точки зрения А.Я. Анцупова, конфликтологическая компетенция представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.Б.И. Хасан рассматривал её как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению. А.Б. Немкова считает, что конфликтологическая компетенция - это готовность к осуществлению деятельности по профилактике конфликта, в реальном конфликте как способность минимизировать деструктивные формы конфликта и перевести их в конструктивное русло, и выступить посредником в разрешении конфликта. Л.В. Беззубко и А.В. Калина указывали на то, что конфликтологическую компетенцию можно рассмотреть как жизненный опыт решения конфликтов, в который входят личностные качества (которые развиваются в процессе сопротивления и устойчивости к негативному влиянию конфликта), когнитивные составляющие и репертуар стратегий поведения в конфликте, соответствующие ситуациям. Анализ понятий показал, что в структуру конфликтологической компетенции большинство конфликтологов включают определенные знания, умения, опыт, личностные качества, конструктивные стратегии поведения, некоторые способности и готовность. В число основных конфликтологических профессиональных компетенций психолога также входит умение анализировать и разрешать разнотипные конфликты. С целью их формирования составлено данное учебное пособие, содержащее основные методы анализа конфликтов, техники их разрешения и более сотни конфликтных ситуаций для анализа.
I. МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОНФЛИКТОВ Эффективность разрешения конфликтов во многом определяется правильностью и полнотой их анализа. Однако мастерство анализа конфликтных ситуаций требует знания основных методов, которые накоплены в сокровищнице современной психологии. В настоящем пособии мы излагаем наиболее эффективные и вместе с тем сравнительные простые методики зарубежных и отечественных ученых психологов. Методика анализа педагогических конфликтов М.М. Рыбаковой Первостепенное место в решении любой конфликтной проблемы занимает её анализ. Грамотно совместно осуществленный анализ конфликтной ситуации – это, по мнению Шошаны Фейр, три четверти пути к ее разрешению. В научной литературе не так много методов и методик, позволяющих осуществлять тщательный и полный анализ конфликтов. В настоящем пособии мы излагаем наиболее действенные из них. Маргарита Михайловна Рыбакова - специалист в области межличностных педагогических конфликтов, отмечает существование в практике четырех способов анализа конфликтных ситуаций. Первый способ – состоит в перечислении поступков учеников, а также педагогических приемов и действий учителя, которые должны восстановить порядок. Это инструментарий авторитарной педагогики, который может принести лишь сиюминутную выгоду только одной стороне- учителю, но не приведет к конструктивному решению проблемы для ученика. Для второго способа анализа конфликтных ситуаций характерно фрагментное привлечение психологических знаний без глубокой их переработки. Здесь знания используются лишь для обоснования педагогических приемов воспитательного воздействия, а не для анализа мотивов, интересов, поступков, потребностей ребенка. Для третьего способа характерен перенос внимания педагога, при анализе ситуации, с поступка на личность, тогда центром внимания становится не сама ситуация или поступок, а ученик, его личность. Этот способ также предполагает анализ поведения не только ребенка, но и самого педагога. Он затрагивает глубинные пласты проблемы. Дает возможность вскрыть первопричины педагогического конфликта, но не позволяет определить пути и средства решения проблемы. Четвертый способ – включает рассмотрение вариантов предупреждения конфликтов путем нестандартного его разрешения (возможно, в нескольких вариантах), в чем проявляется подлинное педагогическое мастерство учителя. М. М. Рыбакова предлагает педагогам альтернативный вариант анализа педагогического конфликта с использованием трех нижеследующих опорных схем.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |