Закрепление изученного
Урок музыки. 4 класс
Раздел: "День, полный событий". Тема: "Что за прелесть эти сказки!" Три чуда. Дидактическая цель: целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе; расширить представления учащихся о связи музыки с жизнью, изобразительности и выразительности музыки на примере творчества А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова. Задачи: - Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке; - Познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова ("Сказка о царе Салтане"); - Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова; - Развивать творческие способности и творческую активность учащихся. Оборудование: - компьютер, проектор, экран (для презентации к уроку); - раздаточный материал (2 варианта текста из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", задание для слушания музыкального фрагмента "Три чуда", тест "Проверь себя") для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы. Примерный ход урока: 1. Организационный момент. · Вход в класс под музыку. Песня "В гостях у сказки" · Музыкальное приветствие.
Актуализация знаний
- Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу…со сказками. - А точнее, мы продолжим разговор о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. И сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновили композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений. - "Что за прелесть эти сказки!" - так называется наша встреча. - Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине? - Какое время года очень любил поэт? - Что называл поэт приютом спокойствия и вдохновенья? - Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные лирические стихотворения. - Послушайте музыку, узнаете ли вы ее? · П.И.Чайковский "Осенняя песнь" - слушание. - Назовите это произведение. Кто его композитор? - Как вы думаете, можно ли это произведение назвать лирическим? Почему? (Можно, слушая его, представляешь картину природы, звучит оно задумчиво, спокойно, тихо, напевно) - Какие строки из стихотворения А.С.Пушкина созвучны произведению Чайковского? - Прочитаем эти строки выразительно. (Музыка "Осенняя песнь") - Стихотворение А.С.Пушкина можно назвать лирическим? Почему? Итак: Как вы поняли, что значит лирика в поэзии и музыке? (Слайд) - Как звучат лирические произведения?
Основная часть
- Все мы знаем о том, что у Пушкина была няня, Арина Родионовна. - Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское. - Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки "В некотором царстве, в некотором государстве…" - Пушкин писал брату: "Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма". - Сказки А.С.Пушкина знают все. Откроем страничку книги "Сказки Пушкина" - Посмотрите на иллюстрацию, какие строки вы можете вспомнить? - Правильно, так начинается сказка "Руслан и Людмила" - Сказки Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных сочинений. Так появилась опера – сказка "Руслан и Людмила". Прислушайтесь к музыке и вспомните композитора. - М.И.Глинка - А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыке есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя – Н.А.Римский – Корсаков. - Сам композитор о себе сказал: "Мой род – это сказка, былина… и непременно русские". О чем это говорит? Почему, как вы думаете, Н.А.Римский – Корсаков – это музыкальный сказочник? (Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин). - А на сюжет одной сказки А.С.Пушкина Римский-Корсаков написал оперу. Прислушаемся, о какой сказке идет речь? (Звук из файла). - Итак, это "Сказка о царе Салтане" приглашает нас в гости. - В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, "видишь" что происходит. Римский – Корсаков как бы "нарисовал" сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться. - Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей. - Перед вами 2 варианта текста из "Сказки о царе Салтане". Вслушайтесь в музыку, всмотритесь в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает это музыкальный фрагмент. · Н.А.Римский – Корсаков. Вступление ко 2 действию оперы "Сказка о царе Салтане" - слушание (работа в парах) - Итак, прочитайте ваши строки к услышанному музыкальному фрагменту. ("В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…) - Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков! Удивляешься, неужели это все может нарисовать музыка? - При помощи чего композитору удалось так точно изобразить эту картину? (при помощи голосов, или тембров музыкальных инструментов) - Какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов? (- рокот волн, плывущая по волнам бочка – струнные, - мерцание и блеск звезд – челеста - мрачная туча – литавры, фаготы - стон и плач царицы – струнные, флейта). - В каждой сказке есть чудо. А в "Сказке о царе Салтане" их три. - Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица? (1 чудо – "Белочка", 2 чудо – "Богатыри", 3 чудо – "Царевна – Лебедь") - Поиграем в композиторов. - Если бы вы были композиторами, то какая была бы у вас тема "Белочки"? На слайде исключите лишнее. - Какой бы вы сочинили тему "Богатырей"? - А тему "Царевны – Лебедь" вы написали бы ….? - Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского- Корсакова. Послушаем, как звучат темы, и какие музыкальные инструменты их изображают? - Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте в таблице то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии (песенный, танцевальный или маршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти темы. · Вступление к 4 действию "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.А.Римский – Корсаков - слушание - Итак: "Белочка" - танцевальный характер, звучала флейта. - А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что "белка песенки поет да орешки все грызет"? (исполним русскую народную хороводную "Во саду ли в огороде") - исполнение - "Богатыри" - маршевый характер, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь. - " Царевна – Лебедь" - песенный характер, скрипка, арфа, гобой. Итак: Как мастерски, точно композитор изобразил сказочных героев! Можно сделать вывод, что Н.А.Римский – Корсаков не только композитор, но и "музыкальный художник". Согласны? - Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями. - Дома вы попробуете изобразить красками то, что изобразил Н.Римский- Корсаков музыкой. Нарисуйте рисунок к наиболее вам понравившемуся фрагменту или музыкальной теме героев "Три чуда". И в презентации вместо иллюстраций знаменитых художников могут оказаться ваши работы.
Закрепление изученного
- А теперь "Проверь себя" 1. Какого композитора называют музыкальным сказочником? 2. Узнай музыкальный фрагмент. Самопроверка. - Какую песню, известную вам и созвучную нашей теме, вы могли бы вспомнить? - Как ее нужно исполнять? · "Сказки гуляют по свету" - исполнение. 5. Итог урока: - Подводя итог нашей встречи, мне очень хотелось бы знать, что нового вы узнали? - Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях. - Вы сегодня были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, попробовали себя в роли композиторов. Дома вы попробуете себя и в роли художников (нарисуете иллюстрации к музыке). Я приготовила для вас музыкальный подарок. · "Сказки гуляют по свету" - (видеофильм) - Понравился ли вам подарок? - Итак, что о сказках хочется сказать? - Хочется воскликнуть: "Что за прелесть эти сказки!" - А теперь, оцените свою работу на уроке и поставьте оценку уроку в целом. 6. Орг. момент: - Музыкальное прощание - Выход под музыку
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |