Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века
План-конспект урока Истории
Цель: рассмотреть оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века. Обучающая задача: повторить, закрепить и обобщить материал по теме “Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века”. Развивающая задача: развивать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, сравнивать и анализировать историческую информацию, совершенствовать навыки логического мышления, образной речи. Воспитательная задача: воспитывать чувство толерантности, неравнодушное отношение к украинской истории. Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков в форме пресс-конференции. Методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), отгадывание кроссворда, аналитический метод. Средства обучения: портреты диссидентов; плакат “Демократические процессы в современном государстве”; таблички с названиями телеканалов, изданий периодической печати, профессиями выступающих, плакат с кроссвордом “Имена диссидентов”; диск с записью фрагмента песни группы “Океан Эльзы”, плакат с высказыванием историка И. Лысяка-Рудницкого. План урока Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Мотивация. Повторение и закрепление изученного материала. Игра “Цепочка ассоциаций”. Пресс-конференция “Диссидентское движение против “советского Левиафана” – поражение или победа?”. Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”. IV. Итог урока. Оценивание работы учеников. V. Домашнее задание. Ход урока I Организационный момент. Учитель настраивает учеников на работу, приветствует их (Добрый день, дети! Я рада вас всех видеть. Готовы ли вы к нашему уроку? Хорошо, садитесь.). II. Актуализация опорных знаний. Мотивация. Слово учителя. Оппозиционное движение, представленное тремя основными течениями диссидентов, – непростая страница в истории Украины. Посмотрите на лица этих людей – всем им была уготована нелегкая, часто трагическая судьба. (Учитель обращает внимание учеников на портреты диссидентов). Их методы сопротивления были мирными, но добились ли диссиденты каких-либо результатов? Обратите внимание на точку зрения историка Ивана Лысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет и человечество в целом”. (Учитель обращает внимание учеников на плакат с высказыванием историка). Согласны ли вы с этим? Тема диссиденства настолько важна и сложна с морально-этической точки зрения, что достойна обсуждения на пресс-конференции. Ключевой вопрос, на который мы сегодня должны ответить, уже обсуждался на городском турнире историков. Итак: “Диссидентское движение против “советского Левиафана” — поражение или победа?”. В библейской мифологии Левиафан означает огромное морское чудовище, пожирающее все вокруг... На вопрос, справились ли с ним диссиденты, нам предстоит сегодня ответить. Пресс-конференция объявляется открытой! III. Повторение и закрепление изученного материала. 1. Игра “Цепочка ассоциаций”. Слово учителя. Наша пресс-конференция – не совсем обычная: сегодня встречаются представители советского времени и XXI века. Им предстоит попытаться найти ответ на поставленный нами вопрос. Но для начала я предлагаю всем присутствующим небольшую игру-разминку “Цепочка ассоциаций”: по предложенным ассоциациям вам необходимо будет определить ключевое слово, имеющее непосредственное отношение к зарождению диссидентского движения. Игра: Ассоциация № 1 Включается музыкальный фрагмент песни “А за вікном майже весна...” группы “Океан Эльзы”. Ассоциация № 2 Ученикам предлагается анекдот, популярный в среде интеллигенции советского времени: “Сюрреализм – это то, что я чувствую; реализм – это то, что я вижу; соцреализм – это то, что я слышу”. Ассоциация № 3 Внимание учеников обращается на плакат “Демократические процессы в современном государстве”, где перечислены признаки демократического общества. Ассоциация № 4 Реальный случай из жизни школьников 80-х годов XX века. ...Школьная линейка перед рождественскими праздниками. Выступает представитель администрации: “Дети! Я и так знаю, что вы будете щедровать, но только не говорите, из какой вы школы!...” Ассоциация № 5 Это фамилия известного писателя: Илья Эренбург. Слово учителя. На какие же мысли натолкнули вас предложенные ассоциации? Какое слово ключевое? (Ответ: № 1 – весна; №2 – принцип соцреализма в культуре; № 3 – отсутствие демократии в советский период; №4 – атеизм; №5 – повесть И. Эренбурга “Оттепель”. Ключевое слово – “оттепель”.) Пресс-конференция “Диссидентское движение против “советского Левиафана” – поражение или победа?”. Слово учителя. Действительно, период “оттепели”, который был основным содержанием десталинизации, способствовал духовному обновлению в жизни общества; как почки на деревьях, возникали произведения представителей интеллигенции, в которых просматривалась попытка расширить “границы соцреализма”, ответить на замалчиваемые вопросы... У кого из присутствующих есть вопросы по этому поводу? Корреспондент газеты “Голос України” (XXI век): – У меня вопрос к известному адвокату 70–80-х годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства? Адвокат (70–80-е гг. XX века): – Я думаю, слово “оттепель” очень точно отражает общественные процессы, происходящие в СССР, а значит, и в Украине с приходом к власти уникального, сложного по характеру человека Никиты Сергеевича Хрущова. Я прекрасно помню тот шок, который вызвали у меня сообщения о XX съезде КПСС, разоблачившем преступления сталинских времен. Это дало толчок к духовному пробуждению в СССР, а в Украине это произошло даже чуть раньше: первой ласточкой пересмотра позиций соцреализма в культуре стала статья А. Довженко в “Литературной газете” – “Искусство живописи и современность”. Раньше других на изменения в обществе отреагировали поэты и писатели: Василий Симоненко, Николай Руденко, Лина Костенко, Николай Винграновский, Иван Драч. Литературную критику представляли Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Вячеслав Черновил, Валентин Мороз и другие. Появляется целая плеяда молодых, энергичных представителей интеллигенции, разрушающих стереотипы – так называемые “шестидесятники”. Таким образом, среди причин появления украинского диссидентства можно назвать следующие: 1. Десталинизация; 2. Реабилитация многих культурных и государственных деятелей Украины; 3. Нерушимость основ властных структур; 4. Критическое отношение к коммунистическому режиму, недовольство незавершенностью десталинизации; 5. Интерес к украинской культуре и культуре стран Запада. Особенностью украинского диссиденства можно считать то, что это было общеукраинское явление, охватывающее все регионы Украины. Так же, как и в других республиках СССР, украинские диссиденты характеризовались: – мирными, ненасильственными формами протеста; – четкой организацией (кружки, объединения); – участием в оппозиционном движении самых разных слоев населения. “Шестидесятники” в своем развитии прошли стадии от “этнографической”, “культурно-просветительской” до стадии “политического противостояния системе”. ...Это были яркие личности... Подруга художницы Аллы Горской (советское время): – Но это все слова. А я хотела бы рассказать о судьбе моей подруги, прекрасного человека, талантливой художницы. Это Алла Горская. Она сама украинка, но родилась в Ленинграде, и все у них в семье говорили по-русски. Учиться она уехала в Киев, в художественный институт, где организовала клуб творческой молодежи. Однажды у Аллы и ее единомышленника, художника Опанаса Заливахи, возникла идея создать необычный, монументально-декоративный витраж в вестибюле Киевского университета. На витраже был изображен Тарас Шевченко в виде Прометея. Получилось очень красиво! Но сразу после установки, ночью 1964 года витраж был разбит... Алла была исключена из Союза художников Украины за “идейно вредное” произведение. А в 1970 году Горская погибла при загадочных обстоятельствах: ее нашли убитой на даче ее свекра, в подвале. Следствие установило, что свекор убил ее, а сам бросился под электричку... Но позже стало ясно, что к гибели Аллы причастны органы КГБ. Когда хоронили Аллу, 7 декабря 1970 года, стихийно возникла акция протеста, выступали разные люди, знавшие ее. Над могилой Горской Василий Стус прочитал стихи, а потом выступил украинский хор “Гомін”. Хор сразу же был распущен... Василий Стус арестован... А что касается художника Опанаса Заливахи – он еще в марте 1966 года был осужден на пять лет сурового режима... Корреспондент газеты “Комсомольская правда в Украине” (XXI век): – Я хочу обратиться к сторожу библиотеки Академии наук УССР: что вы знаете о пожаре в фонде украинских рукописей? Сторож киевской публичной библиотеки Академии наук УССР: – В тот день, 24 мая 1964 года, я, как обычно, заступил на смену. Все проверил, не обнаружил ничего подозрительного и сел отдохнуть. Я вспомнил, как два дня назад проходил мимо памятника Шевченко и стал свидетелем празднования шевченковских дней: люди читали стихи Тараса Шевченко, пели украинские песни, ведь именно в этот день в 1861 году гроб с телом Шевченко был перевезен из Петербурга в Канев. Но то, что я увидел потом, меня поразило… Площадь оцепила милиция, люди из КГБ; многие были арестованы… Я сидел, размышляя над всем этим и вдруг почувствовал запах гари. Когда я бросился туда, то увидел, что горит фонд украинских рукописей! Как это могло произойти? Не знаю… Так и не удалось ничего спасти… Но этот случай вызвал широкую волну протестов среди украинских диссидентов… Журналист телеканала “Интер” (XXI век): – У меня вопрос к человеку, входившему в Украинский рабоче-крестьянский союз. Организатор вашего союза – Левко Лукьяненко – жив до сих пор, он известный человек в Украине. Но я хотел бы спросить именно у вас: что вы можете рассказать о “Деле юристов” и судебном процессе, проходившем во Львове в 1961 году? Заведующий клубом, входивший в УРКС (советское время): – Как вы сами знаете, Левко Лукьяненко – блестящий юрист, неутомимый борец за права украинцев и возрождение украинской культуры, родом с Черниговщины. В 1959 году он организовал Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС), сразу же ставший объектом пристального внимания со стороны КГБ. Это и понятно, ведь УРКС был единственной организацией, добивавшейся независимости Украины. Хотя, если подумать, мы не выходили за рамки Советской Конституции, которая гарантировала каждой нации право на самоопределение, вплоть до отделения. Вот мы и решили воспользоваться этим правом. Но был в нашей организации некий Ващук – слушатель областной партийной школы, оказавшийся провокатором КГБ. Вскоре было заведено “Дело юристов”, суд состоялся в мае 1961 года, во Львове. Нас обвиняли по статье 56 “Измена Родине”, а когда Левко Лукьяненко объяснил следователю, что мы действовали в рамках Конституции, следователь ответил: “Конституция существует для заграницы!” ...Левка Лукьяненко приговорили к расстрелу, остальным дали от 10 до 15 лет лагерей. Уже потом, после кассационных жалоб, смертный приговор Левку Лукьяненко был заменен на 15 лет заключения в лагерях... Корреспондент газеты «Голос України» (XXI век): – У меня вопрос к известному адвокату 70–80 годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства? Советский прокурор (60–70-е гг. XX века): – Я хочу дополнить! У нас в СССР в полной мере соблюдаются права человека. Как вы слышали, Лукьяненко, возглавлявший антисоветскую националистическую организацию с целью создания “самостийной Украины”, был приговорен к смертной казни. Но гуманный советский суд заменил смертный приговор 15 годами исправительных работ. Но вместо благодарности Лукьяненко вместе с сообщниками распространяют возмутительную “самиздатовскую” литературу о нашем советском строе через зарубежных агентов по радиостанции “Свобода”. Я думаю, он все-таки заслужил смертный приговор, так как абсолютно не исправился, более того – вошел в новую антисоветскую группу диссидента Николая Руденко. Корреспондент газеты “Аргументы и факты” (XXI век): – Не так давно в Украине умер известный диссидент-правозащитник Николай Руденко, организатор Украинской хельсинской группы содействия выполнению хельсинских соглашений (УХГ). Что вы можете рассказать об этой группе? Историк, входивший в УХГ: – Когда СССР подписал в августе 1975 года в Хельсинки документ о соблюдении гражданских прав и свобод своего народа, повсеместно стали возникать легальные группы с целью контроля за соблюдением прав человека. Первый Хельсинский комитет был основан в Москве в мае 1976 года, потом подобные объединения возникли в Литве, Грузии, Армении. А 9 ноября 1976 года по инициативе Николая Руденко в Украине была создана группа способствования выполнению Хельсинских соглашений (УХГ), куда вошли Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Оксана Мешко, Олекса Тихий, Петр Григоренко, Святослав Караванский и другие, всего 36 человек. Целью УХГ было: ознакомить украинский народ с Декларацией прав человека, поддерживать связь с зарубежной прессой, информировать мировую общественность о фактах нарушения прав человека в Украине. В СССР действовало еще пять подобных групп, среди которых УХГ была самой активной. Главное то, что она действовала в рамках закона и относилась с глубоким уважением к людям других национальностей. Но все это не помешало советской системе учинить погром УХГ: до 1980 года большинство членов УХГ были арестованы и осуждены в среднем на 12 лет лишения свободы... В лагерях погибли В. Стус, В. Марченко, О. Тихий, Ю. Литвин. Представитель телеканала “1+1”, программа “Иконостас” (XXI век): – Несмотря на эти трагические факты, инакомыслие в Украине не исчезало. Меня интересуют причины и деятельность еще одного течения несогласных – религиозного диссиденства? Работник музея (70–80-е гг. XX века): – Причиной появления религиозного диссиденства была антирелигиозная кампания конца 50-х – начала 60-х годов. В течение 1957–1964 годов в Украине было закрыто 46% всех православных храмов. Причем больше пострадала не Западная Украина, где церковные традиции были очень прочные, а центр и юго-восток Украины, где люди особо не сопротивлялись. В Крыму осталось 14 храмов, а в Запорожской области – всего 9. Я терпимо отношусь и к верующим, и к атеистам – это личное дело каждого. Но зачем же навязывать свое отношение к религии? ...Особенно пожилые люди страдали, ведь для них молитва, икона были смыслом жизни (не для всех, конечно...). Ну а в Западной Украине не терпели. Там же подпольно существовала греко-католическая церковь – УГКЦ. Диссидент Иосиф Тереля создал Комитет защиты УГКЦ, его поддерживал представитель православного духовенства Василий Романюк. Да... Посидели они в психушках, но это их не остановило. Ну вы же сами видите, что они не зря старались – ведь в XXI веке – свобода вероисповедования. Корреспондент газеты “Зеркало недели” (XXI век): – Так победили диссиденты или проиграли? Канадский историк Орест Субтельный (его семья родом из Украины) четко написал в книге “Украина. История”: “Диссиденты проиграли”. Может, и правда никому такие жертвы не были нужны? Литератор (70-е гг. XX века): – На этот вопрос нет однозначного ответа. Многие диссиденты говорят, что они “не боролись, а просто жили”, а жизнь – это уже победа. Слово учителя. Давайте вспомним о цели диссидентского движения: открыть возможности для свободного развития украинской культуры, обеспечить гражданские права украинцам. То, что сегодня мы живем в независимой Украине, наверное, смогло произойти и благодаря диссидентскому движению. Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”. Слово учителя. А теперь – для всех участников конференции – эксклюзивный кроссворд “Памятные имена диссидентов”. Давайте попробуем разгадать кроссворд и еще раз вспомним имена людей, не побоявшихся бросить вызов существующему строю. 1. Один из “шестидесятников”, поэт-переводчик, издавший 1000-страничный “Словарь рифм украинского языка”, активно выступал против арестов украинской интеллигенции. Пробыл в заключении в общей сложности 30 лет. (Караванский) 2.Диссидент, которому смертная казнь была заменена 15-летним заключением. (Лукъяненко) 3. Фамилия украинского писателя, подвергшегося гонениям за произведение “Собор”. (Гончар) 4. В конце 1950-х годов в Харькове вокруг этого российского поэта образовался кружок передовой творческой молодежи (подобные кружки были в Киеве – “Спутник”: И. Драч, Е.Сверстюк, А. Горская и др.; во Львове – “Пролисок” во главе с М. Косовом). А в брежневские времена этот человек считался “неудобным” поэтом. (Чичибабин) 5. Фамилия украинской поэтессы, писавшей красивые, но непонятные многим стихи. (Костенко) 6. Этот человек имеет непосредственное отношение к фильму “Тени забытых предков”. (Параджанов) 7. Фамилия человека, издававшего “самиздатовскую” литературу. Он также выпустил сборник материалов о судьбе 20-ти осужденных интеллигентов “Лихо з Розуму”. Его называли “лагерный генерал”. (Черновил) 8. Фамилия одного из самых активных борцов за права греко-католической церкви в Украине, бывший узник лагерей и “спецпсихушек”. (Тереля) 9. Идеалом этого поэта был Григорий Сковорода. Свою жизнь он закончил в лагере особого режима... (Стус) 10. Человек, отказавшийся от своих взглядов, автор работы “Интернационализм или русификация?”. (Дзюба) 11. Фамилия активного правозащитника-диссидента, арестованного за эссе “Моисей”, “Хроника сопротивления”, “Репортаж из заповедника им. Берии”. (Мороз) 12. Основатель Украинской Хельсинской Группы. Умер в 2004 году. (Руденко) Слово учителя. Ключевое слово кроссворда – тоталитаризм, так как опыт диссиденства – это опыт существования человека в несвободной стране. Обратимся еще раз к словам Ивана Лысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет человечество в целом”. IV. Итог урока. Оценивание работы учеников. Слово учителя. Наша конференция завершилась. Всем нам есть о чем поразмыслить... После выступления и участия детей на уроке, их деятельность оценивается. Выставляются баллы. (Сегодня вы очень хорошо поработали, все ребята были задействованы и никто не остался без внимания. Я считаю, что мы всем сегодня должны поставить оценку отлично.) V. Домашнее задание. Подготовиться к тематическому оцениванию по теме “Украина в послевоенный период 1945 – 1964 гг. ” По желанию написать статью-размышление “Кто же победил: власть или диссиденты?”
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |