По характеру аудитории
- международные телеканалы - охватывают несколько стран (BBC, Euronews, Fox и т.д.); - национальные телеканалы – охватывают население одной страны (Первый канал, Россия, НТВ и т.д.); - межрегиональные – охватывают население нескольких регионов (телевидение Дальнего Востока, Сибири); - территориальные (краевые, областные, районные телеканалы); - этнические – нацелены на одну национальную общность; - профессиональные телеканалы – нацелены на узкую профессиональную аудиторию (РБК-ТВ); - телеканалы для различных социальных групп (например, религиозные телеканалы); - телеканалы для различных возрастных групп (детские телеканалы); - телеканалы для женщин и мужчин (Охота и рыбалка, Fashion TV); - семейные телеканалы (например, «Домашний»); - телеканалы для групп населения, выделяющихся по другим признакам. По предметно-тематической направленности Большинство телеканалов — универсально-тематические (представлены разные темы). Однако в последнее время наметилась тенденция к специализации, когда канал вещает только в своей нише, но значительно повышает качество и информационную достоверность своих передач. Специализированные телеканалы можно классифицировать по предметно-тематической направленности: - новостные телеканалы (Вести, Евроньюс); - экономические телеканалы (РБК-ТВ, PRO Dеньги); - экологические телеканалы (Planet Green, National Geographic); - технические телеканалы (промышленность (Discovery,), строительство (Усадьба); - автомобильные телеканалы (Авто+, Первый автомобильный канал); - сельскохозяйственные телеканалы (Агро-ТВ); - спортивные телеканалы (Вести-Спорт, 7ТВ); - телеканалы о культуре и искусстве (Культура); - медицинские телеканалы (Здоровье, ЖИВИ!, Здоровое ТВ). По целевому назначению По целевому назначению все телеканалы можно поделить в соответствии с теми функциями, которые они осуществляют. Выделим несколько направлений: - культурно-просветительские телеканалы – их цель в том, чтобы обеспечить зрителя информацией, способствовать его развитию и развлекать одновременно; - информационные телеканалы – их цель в предоставлении самой свежей и актуальной информации без какой-либо оценки; - развлекательные телеканалы – их цель понятна из названия - развлечение зрителя; - образовательные телеканалы – их цель в том, чтобы помочь человеку получить академические знания и обеспечить его доступным образованием; - научно-популярные телеканалы – их цель состоит в популяризации научных исследований, в информировании зрителей об открытиях, известных ученых, направлениях науки и т.д.; - практические телеканалы – цель этих телеканалов в том, чтобы научить человека каким-либо практическим знаниям, например, строительство или ремонт; - рекламные телеканалы – их цель в трансляции рекламных сообщений и коммерческой информации; По времени выхода Теле- и радиопрограммы всегда фиксируются с точностью до минуты. Утренними передачами считаются программы 12 часов, дневными с 12 до 18 часов, вечерними — с 18 часов, ночными с 23 часов. По периодичности Практически все современные телеканалы вещают круглосуточно, поэтому говорить об их периодичности некорректно. По этому основанию можно квалифицировать отдельные передачи: - ежедневные телевизионные передачи – выходят каждый день (новости, сериалы и т.д.); - еженедельные передачи – выходят раз в неделю (например, итоговые новости, развлекательные передачи по выходным дням и т.д.); - ежемесячные передачи – выходят ежемесячно и представляют собой полноценные и глубокие исследования затронутой темы. Обычно это телевизионные расследования, какие-либо тематические программы и т.д.; - нерегулярные передачи - выходящие по мере накопления материалов (альманахи) и ситуационные передачи (выходят в случае появления информационного повода – премьера фильма, годовщина события, передачи о каком-либо человеке). Наша классификация не единственная в своем роде, существуют и другие типологии телеканалов и программ. Приведем одну из них[21]. 1. По способу трансляции: – эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); – спутниковое (например, «Космос-ТВ» – совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс); – кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России). 2. По типу деятельности: – вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, – та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); – программопроизводящие (продюсерские фирмы); – дистрибьюторы. По охвату аудитории: – общероссийские («Первый канал», «Россия»); – региональные («Юг России»); – местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). 4. По форме собственности: – государственные; – негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью. На наш взгляд такая классификация недостаточно полная, так как охватывает не все телеканалы и все основания, по которым можно их типологизировать. Наша классификация позволяет увидеть телевидение с разных сторон и составить общую картину о типах каналов, их целях, аудитории и назначении. Разумеется, существуют и другие классификации, для примера, приведем одну из них, предложенную Юровским А.Я. в известном издании «Телевизионная журналистика». Итак, он предложил классифицировать телеканалы по следующим признакам[22]: – по тематическому признаку – пример: спутниковые каналы НТВ плюс («Наше кино» – отечественный кинематограф, «Мир кино» – зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы); – по аудиторному (адресному) признаку – для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.; безусловный лидер среди молодежной аудитории – «ТВ-6»; – по учредителю – это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов; – по национальному признаку – республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований; – по территориальному признаку – общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир») и объединенная региональная (Средняя Волга, Западная Сибирь и т. д.); – наконец, по источнику финансирования: - государственный (бюджетный) телеканал; - платный – функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой; - общественный – существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц; - коммерческий – самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы; - арендный – политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации. Как видно, Юровский А.Я. рассматривает различные признаки и выделяет наиболее часто встречающиеся виды телеканалов, в соответствии с каждым из признаков. Наша классификация во многом перекликается с классификацией Юровского А.Я. , однако не является его аналогом и представляется более полной. Представление о современном телевидении будет неполным, если не проанализировать функции, которые оно выполняет. Об этом мы поговорим в следующем параграфе.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |