Предмет и методы анализа финансового состояния предприятия
Основной целью финансового анализа является выявление изменений показателей финансового состояния и факторов, влияющих на изменение. Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода. При финансовом анализе используются разнообразные методы и приемы анализа. По мнению И.Т.Балабанова метод финансового анализа – способ системного комплексного органически взаимосвязанного изучения финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В процессе финансового анализа могут применяться дедуктивный и индуктивный методы исследования[11]. Дедукция (лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам. Дедуктивный метод исследования финансовых процессов предполагает изучение их по цепочке от следствия к причинам. Например, выполнение плана прибыли хозяйствующего субъекта сначала анализируют по обшей сумме, а затем по составным частям прибыли (прибыль от реализации продукции, прибыль от прочей реализации, доходы от внереализационных операций, чистая прибыль), потом проводится анализ выполнения отдельных факторов на изменение плановой прибыли. Индукция (лат. inductio – выведение) – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных факторов к обобщениям. Индуктивный метод исследования финансовых процессов предполагает изучение их по цепочке от причин к следствию. Например, индуктивный метод анализа себестоимости означает, что сначала изучаются отдельные статьи расходов, а затем измеряется их влияние на общую сумму себестоимости. Простой и единственной формулы для проверки планов не существует. В настоящее время применяется целый ряд методов, от «потолочных» правил до стандартных финансовых соотношений. В экономической литературе приводятся другие методы финансового анализа. Наиболее простой метод – сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисный). При сравнение показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др[12]. Следующий метод – группировки, когда показатели сгруппируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей. Метод цепных поставок или элиминирования заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все отдельные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель. По мнению А. Д. Шеремета[13] практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них шесть основных методов: — горизонтальный анализ; — вертикальный анализ; — трендовый анализ; — метод финансовых коэффициентов; — сравнительный анализ; — факторный анализ. Горизонтальный анализ (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом[14]. Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением позиции отчетности на результат в целом. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможное значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей. Сравнительный (пространственный) – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель[15]. Безусловно, что не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее, некоторые их элементы уже используются. В условиях рыночной экономики деятельность финансового менеджера немыслима без финансового анализа, определения финансового состояния предприятия, ликвидности его баланса, оценки потенциального банкротства, анализа и расчета финансовых рисков, учета фактора времени в финансовых расчетах. Так как невозможно руководить предприятием и принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе. Баланс характеризует финансовое положение предприятие на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениями использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования – с другой стороны (пассив)[16]. Для финансового менеджмента необходимо выделять некоторые основные параметры, которые характеризуют эффективность решений, принятых в прошлые отчетные периоды, и являются базой предстоящих финансовых ресурсов. К этим показателям относятся: общая стоимость активов предприятия, доли долгосрочных и краткосрочных активов в общей сумме активов, доли вложений в физические и финансовые активы в общей сумме активов, общая стоимость собственного капитала, прирост стоимости вложенного капитала, стоимость заемного капитала, доли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в общей сумме пассивов. Некоторые из этих показателей содержаться непосредственно в балансе. Кроме того, начиная с 1996 года, большой объем информации содержится в пояснительной записке. Однако ряд показателей должен быть получен с помощью дополнительных расчетов, перегруппировке данных баланса или же привлечения данных бухгалтерского учета. Для общей характеристики финансовых показателей используется предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия. В целях проведения такого анализа рекомендуется составить сравнительный аналитический баланс, в который включаются основные агрегированные показатели бухгалтерского баланса[17]. Сравнительный аналитический баланс позволяет упростить работу по проведению горизонтального и вертикального анализа основных финансовых показателей предприятия. Ликвидность баланса следует отличать от ликвидации активов. В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на группы, которые необходимо уметь формировать самостоятельно: а1 — наиболее ликвидные активы, к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения; А2 — быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес.; А3 — медленно реализуемые активы, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты, и прочие оборотные активы; А4 — труднореализуемые активы: необоротные активы. Для анализа баланса необходимо уметь группировать статьи пассива баланса по степени срочности их оплаты: П1 — наиболее срочные обязательства: кредиторская задолженность; П2 — краткосрочные пассивы — краткосрочно заемные средства, краткосрочные пассивы, расчеты по дивидендам; П3 — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и займы, а также доходы будущих периодов, фонды потребления и резервы предстоящих расходов и платежей; П4 — постоянные пассивы: устойчивые статьи (капитал, резервы). Если есть убытки, то они вычитаются. Для оценки ликвидности баланса нужно знать, что баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 ≤ П4. Схема аналитического баланса предприятия представлена в таблице 1. Таблица 1 Схема аналитического баланса предприятия[18]
Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия по данным бухгалтерского баланса Если ТЛ = (А1 + А2) — (П1 + П2), то текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности ( + ) или неплатежеспособности ( - ) предприятия на ближайший период. Если ПЛ = А3 — П3, то это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей. Расчет и оценка финансовых коэффициентов платежеспособности должны осуществляться по схеме «Нормативные финансовые коэффициенты» (см. табл. 2). Таблица 2 Нормативные финансовые коэффициенты[19]
Для комплексной оценки ликвидности баланса предприятия в целом следует использовать общий показатель платежеспособности, который определяется по формуле: КП1 = (А1+0,5А2+0,3А3) / (П1+0,5П2+0,3П3) Анализ финансовой устойчивости сводится к расчету финансовых коэффициентов. Для этого надо знать показатели финансовой устойчивости[20] (см. табл. 3). Таблица 3 Показатели финансовой устойчивости
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |