КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ для подготовки к ГЭК ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
для студентов направления "Профессиональное обучение"
Новосибирск 2014
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Текущая методическая работа педагога профессиональной школы предполагает осуществление анализа учебно-программной документации подготовки рабочих, которая включает Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (ГОС НПО), квалификационную характеристику по рабочей профессии, учебный план подготовки, учебные программы предметов, на основе этого и в соответствии с дидактическими принципами проводится отбор содержания подготовки будущих рабочих, что обуславливает корректировку содержания уроков, конкретизацию целей учебного занятия, уточнение методов, выбор средств обучения. Результатом текущей методической работы является разработанный план-конспект урока. Алгоритм методической работы по составлению плана-конспекта урока с учетом этапов его разработки представлен на рисунке 1. Тема урока отражает узловые вопросы соответствующего учебного материала, т. е. функционально законченные части учебного материала в программе. Цели урока. Цель – философская категория, перенесенная в различные области деятельности человека. Под целью понимают «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия». Поскольку одним из компонентов учебного процесса является дидактическая цель, то можно дать следующее определение «дидактическая цель – это идеальная модель конечного результата процесса обучения, предусматривающего взаимодействие педагога и учащихся, являющаяся в значительной степени основанием, на базе которого осуществляется проектирование всех других элементов учебного процесса.
Рисунок 1 - Этапы подготовки педагога к проведению урока традиционного обучения Любое учебное занятие реализует образовательную, развивающую и воспитательную функции учебного процесса. Исходя из этого, определяются соответствующие дидактические цели: - Образовательная цель предполагает указание того, какие конкретно знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся и на каком познавательном уровне (ознакомительном, репродуктивном, уровне применения); - Развивающая цель направлена на формирование отдельных приемов умственной деятельности (сравнения, анализа, обобщения, синтеза и т.д.); - Воспитательная цель указывает, какие личностные качества можно сформировать и развивать содержанием материала учебного занятия (познавательный интерес, самостоятельность, активность, ответственность и др.). Отбор содержания учебного занятия. Учебный материал составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия. В содержание учебного материала входят не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы и т.д., но и задачи, упражнения вопросы преподавателя – словом, все, что должен усвоить учащийся и что способствует этому усвоению, ибо этот процесс во многом зависит от подбора информации, задач, заданий, упражнений, наглядных пособий и т.д. При формировании содержания необходимо соблюдать следующие требования: - Соответствие содержания требованиям государственного стандарта; - Соответствие содержания дидактическим принципам; - Учет реальных возможностей процесса обучения; - Обеспечение единства в конструировании и реализации содержания образования с позиций всех учебных предметов. В содержании профессионального образования имеет место вся система понятий, которые могут быть представлены в виде трех групп: общенаучные, политехнические и профессиональные понятия. Эти понятия обеспечивают систематичность знаний на основе взаимосвязи, преемственности и последовательности и раскрытия и применения в практической деятельности. При определении содержания темы (занятия) определяется логическая структура учебного материала, который подбирается на основе изучения и анализа литературы. Под логической структурой учебного материала понимают систему внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в данный объем материала. Для представления логической структуры преподаватель разделяет подобранную информацию на учебные элементы – условные единицы усвоения (УЭ). УЭ называют подлежащий изучению предмет, процесс, свойство, метод, способ и т.п. Подразделяют учебную информацию на УЭ и строят логические связи между ними, используя теорию графов. При построении модели логической структуры учебного материала в вершине графа помещаются понятия и суждения данного фрагмента учебного материала. Построение структурно-логических схем представляет собой один из приемов отбора и систематизации учебного материала, реализующий принципы научности, систематичности и последовательности обучения. Выбор типа урока. Организационная форма – это специально организованная деятельность педагога и учащегося, протекающая в определенном порядке и по установленному режиму. В ходе учебного процесса решаются разные дидактические задачи, связанные не только с сообщение нового материала, но и с его повторением, закреплением и проверкой. В зависимости от цели и задач подготовки выделяют разновидности уроков. В современной дидактике существует 5 типов уроков: 1. Урок новых знаний; 2. Урок закрепления и совершенствования (упражнений); 3. Повторительно-обобщающий урок; 4. Контрольно-проверочный урок; 5. Комбинированный урок. Рассмотрим подробнее этапы организации разных типов уроков: Урок новых знаний включают сообщение темы и раскрытие цели урока, изложение нового материала или самостоятельную работу учащихся с литературой, ответы на вопросы учащихся, проверку качества усвоения учащимися нового материала и дополнительные разъяснения, выдачу домашних заданий. Структура урока новых знаний: 1 этап. Организационный момент - 1-3 мин. Необходим для создания рабочего настроя группы. 2 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала – 5-10 мин. - актуализация опорных знаний должна присутствовать обязательно, так как нельзя строить новые знания без основы; - мотивация (у учащихся должен появиться познавательный интерес); - целеполагание (постановка цели работы на уроке перед учащимися, которая должна быть понятна, принята ими и должна стать общей). 3 этап. Изложение нового материала – 25 мин. Сообщать материал урока можно различными методами. 4 этап. Первичное закрепление – 5-10 мин. 5 этап. Подведение итогов – 3-5мин. 6 этап. Выдача домашнего задания – 5-7 мин. Задание выдается до окончания урока. Урок закрепления и совершенствования предполагает проведение фронтальных бесед с учащимися по ранее изученному материалу темы, лабораторно-практические работы, решение различных задач, упражнения в разработке технологических процессов, письменные графические работы, различные виды самостоятельных работ по закреплению и систематизации ранее изученного материала (составление и чтение схем, составление таблиц, работа с карточками-заданиями, разбор технической документации и т. п.), просмотры кинофильмов, выступление учащихся с докладами и рефератами и т.п. Структура урока закрепления и совершенствования: 1 этап. Организационный момент - 1-3 мин. 2 этап. Повторение учебного материала и проверка домашнего задания – 10-12 мин. 3 этап. Упражнения – 25-30-мин. 4 этап. Подведение итогов и обязательное выставление оценок – 5-7 мин. 5 этап. Выдача домашнего задания – 5-7 мин. Урок повторения и обобщения имеет более простую структуру. Преподаватель проводит обзорно-обобщающую лекцию по изученному материалу или организует развернутую беседу с учащимися по изученному материалу темы, раздела, курса. В последнем случае учащиеся под руководством преподавателя выполняют обобщающие упражнения, письменные работы и другие задания. В ряде случаев содержанием повторительно-обобщающих уроков являются лабораторно-практические работы иллюстративного характера. Структура урока повторения и обобщения 1 этап. Организационный момент - 1-3 мин. 2 этап. Проверка домашнего задания 5-7 мин. 3 этап. Повторение и обобщение от обзорной лекции (в училищах применяется редко) до активных игровых методик 20-25 мин. 4 этап. Подведение итогов и выставление оценок 5-7 мин. 5 этап. Выдача обширного домашнего задания, так как урок чаще всего проводится перед контрольной работой – 7- 10 мин. Контрольно-проверочный урок включает обстоятельный устный опрос по теме, разделу или предмету в целом, проведение письменных или графических контрольных работ, проверку знаний учащихся с применением контролирующих устройств, карточек-заданий, обзорно-повторительных таблиц, выполнение заданий практического характера, проведение зачетов, экзаменов. Структура контрольно-проверочного урока: 1 этап. Организационный момент 10-15 мин. 2 этап. Контрольное мероприятие 25-30 мин. Комбинированный урок. При проведении этих уроков решается комплекс различных дидактических задач. Они включают все или большинство структурных элементов в различных комбинациях. Его структура видоизменяется в достаточно широких пределах в зависимости от содержания, цели, исходного уровня знаний и умений учащихся, педагогического замысла преподавателя. Структура комбинированного урока 1 этап. Организационный момент 1-3 мин. 2 этап. Проверка домашнего задания 5-7 мин. 3 этап. Подготовка учащихся к восприятию нового материала 10-15 мин. - актуализация опорных знаний; - мотивация; - целеполагание. 4 этап. Изложение нового материала – 15-20 мин. 5 этап. Первичное закрепление 5-10 мин. 6 этап. Подведение итогов и оглашение оценок 5-7 мин. 7 этап. Выдача домашнего задания 1-3 мин. Определение методов обучения. Методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на их воспитание и развитие. Методы обучения подразделяют на три основные группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести словесные, наглядные, практические; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. Воспитание положительной мотивации; создание стимулов в учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности учащихся. Методы обучения, в свою очередь, зависят от форм организации учебных занятий, вида обучения (теоретического или практического), особенностей источников информации (устное слово или печатное слово, кинофильм, телевидение, обучающее устройство и т. д.), дидактических задач и других факторов. Выбор средств обучения. Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Средства обучения классифицируются по характеру представления в них окружающей действительности следующим образом: - натуральные объекты (оборудование, инструменты и др.); - изображения и отображения материальных объектов (модели, макеты, таблицы, иллюстративный материал, кинофильмы, слайды и др.); - средства обучения, представляющие описание предметов и явлений объективной действительности условными средствами (схемы, таблицы, инструкции, сборники задач, учебники и др.); - технические средства обучения (тренажеры, проекторы, компьютеры, лингафонные устройства и др.). Средства обучения используются при реализации всех педагогических процедур: объяснении учебного материала, совершенствовании знаний и умений, мотивации и контроле усвоения. Их использование обеспечивает выполнение таких функций как наглядность, информативность, компенсаторность, адаптивность, интегративность. Ни одно из средств обучения в отдельности не может решить поставленные учебные задачи, поэтому важно комплексное использование средств обучения в учебном процессе. Оформление плана-конспекта урока. План-конспект урока составляется в соответствии со структурой урока и содержит следующую информацию: - тему урока; - цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая); - тип урока; - содержание обучения (с вопросами закрепления полученных знаний); - методы обучения; - средства обучения; - методику выдачи домашнего задания с примером выполнения; - определение степени реализации целей урока. Чаще всего план-конспект оформляется в виде таблицы, которая содержит основные этапы урока, затраты времени, содержание учебного материала и описание методики осуществления учебных действий (таблица 1). Таблица 1 – Структура плана-конспекта урока
Если задание связано с разработкой плана-конспекта урока производственного обучения, здесь необходимо определить направленность учебно-производственной деятельности. Урок может быть связан с операционной темой либо с комплексной. На уроке производственного обучения по операционной теме происходит изучение трудовых приемов и операций, формирование умений и первоначальных навыков их выполнения. План-конспект урока производственного обучения по операционной теме выполняется в соответствии со структурой урока теоретического обучения, его отличительными компонентами являются инструктажи: вводный, текущий, заключительный. Вводный инструктаж – элемент, который дает учащимся ориентировочную основу деятельности при самостоятельной работе в учебной мастерской. Структура вводного инструктажа может быть представлена следующими этапами: 1). ознакомление с содержанием предстоящей учебной работы; 2). объяснение предстоящей работы; 3). демонстрация применяемых инструментов, материалов, приспособлений; 4). показ трудовых приемов и операций, разъяснение; 5). концентрация учащихся на возможных ошибках, показ рациональных приемов; 6). знакомство с техникой безопасности. Особое значение имеет текущий инструктаж, заключающийся в целевых обходах рабочих мест учащихся. Это дает возможность оценить правильность выполнения учебно-производственных действий учащихся. Если большинство учащихся выполняют неправильные действия необходимо провести дополнительный коллективный (групповой) инструктаж. Заключительный инструктаж проводят в виде беседы с подведением итогов и выставлением оценок. На этом этапе важно выделить наиболее сильные работы и прокомментировать общие ошибки. Выставляя оценки необходимо объяснить учащимся, почему выставлена та или иная оценка. Также на заключительном инструктаже может быть выдано домашнее задание к следующему занятию. В таблице 2 представлен вариант оформления плана-конспекта производственного обучения по операционной теме. Таблица 2 – Структура плана-конспекта производственного обучения по операционной теме
Несмотря на то, что при выполнении комплексных работ применяются те же элементы учебной работы при составлении плана-конспекта урока (см табл. 3), педагог профессионального обучения должен учитывать методические особенности проведения таких занятий (см. табл. 3). Таблица 3 – Структура плана-конспекта производственного обучения по комплексной теме
Окончание таблицы 3
При выполнении плана-конспекта урока производственного обучения по комплексной теме необходимо наполнить содержанием все этапы его проведения. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2007. – 288 с. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е.В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007. – 224 с. Краевский, В.В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. : Академия, 2007– 352 с. Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения / Г.И. Кругликов – М.: Академия, 2007. – 272 с Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно- педагогических институтов и индустриально- педагогических техникумов. - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.- 344 с. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. – 150 с. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с. Бородина, Н.В. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие. /Н.В.Бородина, М.В. Горонович, М.И. Фейгина. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2002.- 67 с. Скакун В.А. Методика производственного обучения: Ч.1 и 2. /В.А.Скакун -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992. – 202 с. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М.: Высш. шк., 1987. - 271 с. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения: Профтехпедагогика. М.: Высш. шк., 1987. 336 с Самородский П.С., Симоненко В.Д. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение» /Под ред. Симоненко В.Д..- Брянск: Издательство БГУ, 2002.- 90 с. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения: Учебное пособие /Под ред. В.Д.Чернилевского – М.: Эксперт, 1996.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |