Организация практической деятельности над проектом
•Установочные лекции для учащихся, на которых даются все необходимые разъяснения по работе над проектом, мотивация деятельности, знакомство с критериями оценивания проектов, демонстрация образцов лучших проектов прошлых лет. •Этап выбора тематики учебных проектов (проблематизация, промысливание) по различным предметным областям. Согласование работы в группах с учителями разных предметов (если проект межпредметного типа). •Самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности. •Внутренняя экспертиза (в профильной группе, на кафедре, в Совете НОУ) готовых проектов. Внешняя экспертиза (учёными вузов). •Презентация проектов (на уроке, на заседании НОУ, на стендах, на научно-практической конференции, на фестивале учебных проектов). •Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год. Технология работы над видеопроектом включает в себя следующие этапы: 1. Диагностика исходного состояния материалов для видеопроекта (статья, книга, учебное пособие или реферат). 2. Моделирование будущего проекта (написание сценария). 3. Составление технологической карты (места съёмок, сотрудничество с учителями и одноклассниками, необходимое оборудование и материалы). 4. Видеосъёмка. 5. Конструирование работы (видеомонтаж). 6. Презентация проекта (защита курсовой работы). 7. Анализ выполненной работы, оценивание. Если работа выполняется группой учащихся, то в анализе проекта они должны указать, как складывалась работа в группе – было ли равноправное партнёрство или распределение ролей («генератор идей», «организатор», «исполнитель», «балласт»). В свой видеопроект учащиеся включают не только авторские видеосъёмки, но и фрагменты учебных телепередач, фрагменты фильмов, в том числе и художественных, постановочные сюжеты (где актёрами являются авторы курсовых работ и их одноклассники, родители), отснятые иллюстрации из книг. Некоторые критерии оценивания работ учащихся 1.Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 2.Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения своей работы. 3.Практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений и навыков. 4.Количество новой информации, использованной в работе. 5.Степень осмысления использованной информации. 6.Уровень сложности и степень владения использованными методиками. 7.Оригинальность идеи, способа решения проблемы. 8.Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования. 9.Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности. 10.Владение рефлексией. 11.Творческий подход к подготовке объектов наглядности для презентации. 12.Социальное и прикладное значение полученных результатов.
ПРИМЕР ОЦЕНИВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Оформление работы | |||||||||||||||||
1 | Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность) | 3 | |||||||||||||||
2 | Формулировка цели исследования или решаемой задачи | 5 | |||||||||||||||
3 | Описание аспектов работы | 2 | |||||||||||||||
4 | Новизна и полнота изученной литературы | 5 | |||||||||||||||
5 | Ясность, логичность и последовательность изложения материала при описании работы | 10 | |||||||||||||||
6 | Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных) | 20 | |||||||||||||||
7 | Сложность выполнения работы | 20 | |||||||||||||||
8 | Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки) | 10 | |||||||||||||||
9 | Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче | 15 | |||||||||||||||
Итого | 90 | ||||||||||||||||
Защита работы | |||||||||||||||||
1 | Своевременность представления тезисов доклада | 1 | |||||||||||||||
2 | Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи | 1 | |||||||||||||||
3 | Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы | 1 | |||||||||||||||
4 | Лаконичность изложения | 1 | |||||||||||||||
5 | Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки) | 4 | |||||||||||||||
6 | Четкость обобщения, выводов, их соответствие поставленной задаче | 2 | |||||||||||||||
Итого | 10 | ||||||||||||||||
Всего: | 100 |
Типология проектов
1. По ведущему методу или виду деятельности:
а) информационно-поисковые – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления (доклады, рефераты);
б)исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы;
в)продуктивные – имеют целью создать какой-либо «продукт»: газету, плакат или рапеллу. Дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления;
г)игровые (драматизационные, ролевые) – создают условия для игрового моделирования;
д)практико-ориентированиые – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.
2. По предметно-содержательной области:
а) монопроект (в рамках одной области знания);
б) межпредметный проект.
3. По количеству участников:
а) парные;
б) групповые;
в) индивидуальные.
4.По продолжительности выполнения:
а)краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках но программе одного предмета или междисциплинарные);
б)средней продолжительности (один-два месяца);
в)долгосрочные (до года).
5.По характеру координации:
а)со скрытой координацией;
б)с явной координацией.
6.По характеру контактов:
а)внутренние, или региональные;
б)международные.
Разработка проектов может проводиться как в рамках одного урока (например, малые группы учащихся получают па уроках экологии или биологии задание сделать и оформить рекламный ролик).
Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или межрегиональные, являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отдельные элементы (например, проведение какого-либо лабораторного опыта) могут выполняться и на уроках.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и выдвигается учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных склонностей, интересов и способностей учащихся. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, «борт-журнал путешествий», электронная газета, сайт, альманах и т. д.). В ходе решения какой-либо проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных предметных областей: биологии, химии, экологии, географии.
Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьников и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление даёт возможность учащимся научиться самим выявлять проблему, определять цели и пути их решения, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы. Роль учителя заключается в создании благоприятного фона внутри группы и между группами, в создании условий для формирования ключевых знаний у учащихся и приобретения ими социального опыта.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, где учитель вместе с детьми вновь и вновь переживет вдохновение творчества, превратит образовательный процесс в результативную и созидательную работу.
При изучении биологии наиболее часто применяются информационно-поисковые, продуктивные и исследовательские проекты.
2019-07-04 | 186 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Организация практической деятельности над проектом |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы