Варьирование методов и приемов обучения лексике в зависимости от конкретных условий и целей обучения.
Основные принципы обучения лексике должны оставаться неизменными на протяжении всего обучения языку, если признать, что они установлены в соответствии с объективными характеристиками лексико-семантической системы и общепедагогическими законами. Вместе с тем различие целей обучения, контингентов учащихся определяет варьирование методов, форм, приемов обучения лексике. При определении характера варьирования методов и приемов обучения лексике можно выделить несколько противоположений: 1. начальный этап обучения/продвинутый этап, 2. корректировочный курс/обучение новому материалу, 3. филологи/нефилологи, 4. сознательно-аналитический подход к изучению языка/ „неаналитический” (ср.: рационалисты/интуитивисты).
В противоположении „начальный/продвинутый этап обучения” (по отношению к лексике) отражается противоречивость всего процесса овладения языком, который, будучи единой, сложной системой, постигается по частям. Для правильного усвоения слова необходимо, чтобы оно изучалось не изолированно, а в парадигматических связях и все ядро ЛСГ семантизировалось сразу, во всяком случае, без большого перерыва во времени. Вместе с тем совершенно очевидно, что на начальном этапе обучения даже парадигма частотных и коммуникативно значимых слов не может быть дана полностью. Возникает противоречие между свойствами лексико-семантической системы языка, где слова обладают парадигматической значимостью, и возможностью овладения на начальном этапе лишь весьма ограниченными парадигматическими связями (по существу, это то же противоречие, которое отмечается и в исследовании языка). Следовательно, на начальном этапе обучения оказывается необходимым отбирать определенные слова из ЛСГ по признакам частотности, семантической значимости, потребностей общения, соответствующим конкретным условиям и целям обучения. На практике это приводит к тому, что сначала усваивается одно-два слова из парадигмы. Если иметь в виду, что ЛСГ объединяют слова, находящиеся в синонимических отношениях, а один из прочно вошедших в методический обиход принципов гласит, что на начальном этапе обучения следует избегать введения синонимической парадигмы, то закономерным выглядит вопрос: как на практике реализовать принцип представления слова в системе парадигматических связей. Ведь нельзя сразу дать начинающим, скажем, всю парадигму глаголов пользоваться, использовать, применять, употреблять.
Лексико-семантический вариант как уровень реального функционирования слова в речи. Понятие лексико-семантического варианта очень важно для объяснения специфики слова как особой знаковой единицы языка, во-первых, и для понимания особенностей структуры языка, во-вторых. Возможность основной, существующей в системе языка единицы реализоваться в процессе функционирования языка в разных вариантах свойственна не только уровню слов. Она характерна и для других уровней системы языка. Особенно характерна и многообразна вариативность в лексической системе языка. Варианты слова могут быть фонетическими (ср.: проект - прожект, шкаф - шкап, галоши - калоши), морфологическими (зал - зала, рельс - рельса, санатория - санаторий)*, словообразовательными (лиса - лисица, семинар - семинарий) и семантическими (окно в комнате - окно в расписании). Фонетические и морфологические варианты обусловлены в основном функционированием слов, т. е. употреблением их в разных ситуациях (случаях, условиях). Ср. книжное и устаревшее прожект и обычное проект; устаревшие, воспринимаемые с оттенком ненормативности, просторечности ботинка, рельса, санатория; нормативно допустимое, но воспринимаемое как разговорное слово калоши, по существу, вышедшее из употребления слово шкап и под. Поскольку данные варианты связаны с употреблением, т. е. функционированием языковой системы, их можно назвать функциональными вариантами. В отличие от них лексико-семантические варианты в подавляющем большинстве случаев обусловлены позицией в системе других слов, т. е. особенностями их сочетаемости с другими словами. С разными лексико-семантическими вариантами слова подхватить сталкиваемся в случаях, когда оно при употреблении с конкретными существительными (подхватить мяч, чемодан, корзину) выявляет значение "схватить снизу что-то брошенное, падающее"; при употреблении с существительными абстрактными (подхватить мысль, фразу, инициативу) в результате изменения семантической структуры, выдвижения на первый план указания на сохранение чего-либо слово приобретает новое значение "продолжать использовать что-то, начатое другими". В прилагательном широкий можно выявить несколько лексико-семантических вариантов: 1) "большой, значительный в поперечнике" (широкий проспект, проход, широкая улица, доска, река); 2) "просторный" (широкий рукав, широкое пальто); 3) "обширный, без ограничений" (широкий кругозор, широкая общественность); 4) "многочисленный, без ограничений" (широкий читатель, зритель).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |