Этапы работы над художественным произведением, своеобразие их организации и содержания в классах слепых и слабовидящих.
Художественные произведения, изучаемые в школе, прописаны в программе и имеют некоторые особенности: В программу входят только те произведения, которые были написаны гениальными людьми, то есть истинные произведения искусства. Важно что бы они максимально воздействовали на современного читателя. На уроках литературы в средней школе важен автор произведения и то почему он решил его написать. Художественные произведения в средней школе написаны не для детей. Одна их характеристик художественного произведения состоит в том, что его могут воспринимать люди разного возраста. Художественное произведение это результат того, что у писателя возникла потребность донести до читателя какую-либо проблему и свое понимание этой проблемы. Работа над художественным произведением должна быть систематической, практико-ориентированной, логически выстроенной, непрерывной и научно обоснованной. Состоит из 4-х этапов: Вступительный этап; Чтение произведения; Анализ художественного произведения; Заключительный этап. Вступительная часть работы может занимать целый урок или часть урока, это зависит от: Объема произведения; Трудности восприятия произведения (время, нравственные проблемы); Возраст детей; Уровень общего и литературного развития; Наличие образных представлений у детей; Знакомо ли содержание произведения детям. Целью вступительного этапа является мотивация – вызов интереса у детей и подготовка к восприятию произведения. Данный этап включает в себя следующие элементы: Работа по ознакомлению\развитию\обогащению\коррекции знаний о писателе. В биографии автора даются только те факты, которые связаны с изучением данного произведения. Очень полезно задействовать детей, но нужно заранее продумать источники информации и подробно объяснить, что нужно сделать. На доске всегда записывается ФИО и годы жизни писателя. Знакомство с внешним обликом писателя. Это работа с портретом. При работе с портретом для слепых детей используется барельеф, а для слабовидящих портрет. И портрет, и барельеф должны быть адаптированы к зрительным возможностям: узнаваемость, приближенность к времени написания изучаемого произведения. Работа с портретом должна включать индивидуальную и фронтальную наглядность. Наглядность должна быть дифференцирована, ее рассматривание должно осуществляться в демонстрационной зоне. Учителю необходимо руководить восприятием портрета от общего к частному. Сначала обращается внимание на общее (кто, что, как выглядит: лицо). При этом учитель задает риторические вопросы. Для закрепления можно попросить одного из учеников обобщить, то что он запомнил о писателе, опираясь на портрет. В конце вступительного этапа, с целью заинтересовать детей, можно прочитать небольшой отрывок из изучаемого произведения. Этап чтения произведения. Учитель должен обеспечить прочтение произведения с точки зрения организации: наличие текстов, продумывание того кто и как будет читать. После прочтения детям предлагается ответить на вопросы фактического и эмоционального плана, а так же обсудить, что было детям не понятно. Это помогает выяснить, насколько внимательно было прочитано произведение. Анализ на данном этапе не проводится! Анализ художественного произведения. Анализ бывает двух видов: школьный и литературоведческий. Литературоведческий анализ более глубокий и охватывает художественное произведение со всех сторон, школьный анализ – выборочный и рассматривает только одну грань произведения. Выделяют 4 вида анализа художественного произведения: В след за автором (простой); По сюжетной линии вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение. По образный; Анализ не эпизодов, а изменение образа героев. Детям задается на дом найти все эпизоды с героем, подготовить пересказ (если нет диалогов). Проблемный (сложный); Выделение проблемы произведения и решение ее. Комплексный (1+2+3). Анализ предполагает вопросы к каждому эпизоду текста. (Не фактического характера) Заключительный этап. Бывает двух видов: Итоговый (обобщающий); Связанный с творческой работой (сочинение). Если работа над художественным произведением должна закончиться сочинением, то необходимо уже со вступительного урока настроить на это учеников. Должна быть предложена 1 тема, материалы для которой дети будут накапливать во время всех уроков по произведению. Так же необходимо учить детей писать сочинение: Разработать план сочинения, записать его на доске или на карточках. Обговорить, что и в каком пункте необходимо писать, начало предложений может быть на карточках. Карточки с языковыми средствами. Целью итогового урока является выработка у детей желания еще раз вернуться к изученному произведению. Итоговый урок не должен повторять анализ из предыдущих уроков. Обязательно должны быть задания на повторение, обобщение и творческие задания. Инсценировки, творческое чтение с оценкой, анализ иллюстраций. Этот урок – оценка работы учителя с классом.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |