Физического эксперимента.
6.1 Учебный физический эксперимент, его структура и задача. Учебный эксперимент – это воспроизведение физического явления на уроке с помощью специальных приборов в условиях наиболее доступных для его проведения. Это отражение научного метода познания. Цели: 1. служит источником знания 2. является методом обучения 3. это вид наглядности. Классификация по организационному признаку: 1. демонстрационные опыты (эксперименты). (обязательные в программе: опыты Кулона, Столетова (фотоэффект), опыты Герца, Максвелла, весы Камидеша) 2. Фронтальные лабораторные работы, опыты, наблюдения. 3. Физический практикум 4. Внеклассные опыты и наблюдения · Количественные и качественные · Экспериментальные задачи · Творческие задания
6.2 Демонстрационный эксперимент и дидактические требования к нему. Методика и техника подготовки и проведения демонстрационных опытов. Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связи между ними. Цель: Создание физических представлений, физических понятий, проиллюстрировать явления и приучить учащихся искать источник знания в явлениях физического мира и опытах. Требования: 1. Темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации 2. Должны быть на каждом уроке. 3. Должны логически соединять предшествующие опыты с последующими. Для этого можно использовать одну и туже установку, но проводить измерения в ней. 4. Не должен загромождать урок 5. Должна присутствовать новизна и заинтересованность. Перед демонстрацией можно уяснить проведение ее с помощью схемы на доске. В некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить с помощью эксперимента. Установка должна быть простой, на столе не должно быть лишних предметов, лучше использовать в вертикальной плоскости, использовать экраны (для темных предметов светлый, для светлых - темный), использовать подсветки, использовать индикаторы. Эксперимент готовить заранее, он должен быть убедительным. Требования техники безопасности, запрещается работать с ртутью, радиоактивными элементами, правила пожарной безопасности, сосуды Дюара. 6.3 Фронтальные лабораторные работы и опыты. Для фронтальных лабораторных работ: 1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися, непродолжительные (10-45 мин). 2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов. На первой ступени: проверка физических закономерностей (например, параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по составлению простейших схем. На второй ступени: определение физических констант, закономерностей, физических величин. Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или рассчитанные на один урок, творческие задания. Классификация по дидактическим целям: 1. Наблюдение и изучение физических явлений 2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним. 3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов. 4. Проверка физических закономерностей (закон Бойля - Мариота) 5. Определение физических констант (g, Ридберга, больцмана) Схема проведения лабораторной работы: 1. Вступительная беседа 2. Проведение эксперимента 3. Обработка результатов 4. Выводы На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что будет более высокая оценка за дополнительное задание. Инструкция (есть ход выполнения работы) Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая погрешность должна получится). Критерии оценки: 1. Степень самостоятельности (по наблюдению) 2. Грамотность оформления
Для фронтальных опытов: Отличаются от фронтальных лабораторных работ кратковременностью (3-10 мин), выполняются на простом оборудовании, выполняется одно практическое действие (наблюдение или измерение), вывод увязать с изложением материала.
6.4 Физический практикум. Отличие: Большая самостоятельность (длительность 1-2 урока), более сложное оборудование, обработка результатов более объемная (систематическая ошибка приборов, оценка полученного результата). Перед физическим практикумом вводная беседа включает: 1. Задачу практикума 2. Его содержание 3. График выполнения 4. Анализ каждой работы и правила ее выполнения 5. Правила пользования измерительными приборами 6. Анализ 7. Форма отчета и время сдачи 8. Требования к допуску Задача учителя: 1. Воспитывать самостоятельность 2. Развивать и закреплять практические навыки 3. Помогать отстающим 4. Давать дополнительные задания 5. Оценивать результаты работы В отчете у школьников должны быть ответы на контрольные вопросы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |