Учение о сотворении мира
Говоря об учении о сотворении мира у святителя, уместно здесь будет привести учение Оригена по той же теме, так как у обоих, по мнению богослова протоерея Иоанна Мейендорфа, эта тема является ключом к их богословию.[10] Итак в системе Оригена акт творения происходит в вечности и творение есть проявление есть проявление самой сущности Бога. Бог по природе своей не может не творить, и поэтому Он творит всегда, вечно. Творимые Им разумные твари находятся в вечном общении с творцом. Поскольку Бог творит мир не свободно, а силу своей «сущности», значит тварный мир не имеет реального независимого существования: разумные твари лишены истинной свободы, они привязаны к своему создателю, то опадая, то снова неизбежно возвращаясь к созерцанию Его божественной сущности.[11] Как считает протоерей Иоанн Мейендорф, что в такой системе человеческая жизнь, история не имеют смысла, возвращение падшего человечества предопределено, а значит нет места истинной свободе, ни божественной, ни данной человеку Богом.[12] Св. Афанасий в корне отвергает такой подход. В основе его учения лежит различие между божественной природой (греч. физис или фисис) и божественной волей (греч. телима), по природе Бог- Отец. Он рождает Сына и по рироде же посылает Св. Духа. Но сотворение мира происходит не природе, а по воле Бога. Поэтому Богу совсем не обязательно творить мир. Он мог «обойтись» (если можно так выразиться) и без него. Бог не мог не родить Сына, ибо Он родитель по природе: мир он не должен был творить, но сотворил- такова Его божественная и всеблагая воля.[13] Иоанн Мейендорф, анализируя разбираемое нами учение св. Афанасия, делает вывод, что было время, когда Бог не творил и мира не существовало.[14] В подтверждение всего вышесказанного приведем непосредственно слова святителя: «Благочестно же будет сказать, что существа созданные пришли в бытие по благоволению и хотению, а Сын- не превзошедшее, подобно твари, создание воли, но собственное по естеству рождение сущности, ибо будучи собственным Отчим Словом, не позволяет думать о каком- либо предшествовавшем Ему хотении, потому что сам Он есть Отчий совет, Отчая сила и Зиждитель угодного Отцу. Итак, если создания произошли по хотению и благоволению… все же получило бытие словом, то слово состоит вне получивших бытие по хотению.»[15] Творение существует по воле Бога, но и само по себе. Бог и тварь имеют различную природу. Бог правит миром, «промышляет» о нем, а этот автономный мир противостоит Богу. По причине, того что Бог творил мир с определенной целью. Всякая тварь и весь мир были изначально предназначены к союзу, к единству с Творцом. Ибо Бог творил по любви и ожидал ответной любви. Центром и венцом творения является человек, который был призван объединить своей деятельностью все творение и через себя осуществить союз любви между Богом и миром. Это свободное устремление твари к своему Творцу в какой то момент отклонилось от прямого пути. Иными словами произошло грехопадение. Однако и после грехопадения Бог не оставляет своего творения, ибо Он по своей любви не может попустить, чтобы оно погибло. После грехопадения появилась смерть и тление, они не были сотворены Богом, ибо Он сотворил все хорошим, чистым, но являются продуктом грехопадения. Сам святитель говорит об этом так: «Когда же смерть более и более овладевала… людьми и тление в них оставалось; тогда род человеческий растлевался, словесный же и по образу созданный человек исчезал, и Богом совершенное дело гибло; потому что… смерть превозмогала над нами по силе уже закона, и невозможно было избежать закона, так как Он, по причине преступления, постановлен был Богом. Выходило нечто, в подлинном смысле, и ни с чем несообразное и вместе неприличное. Ни с чем несообразно было Богу, изрекши слово, солгать, и человеку, когда узаконено Богом, чтобы Он, если преступит заповедь, смертию умер, не умирать по преступлении, слову же Божию остаться нарушенным. Тогда не было бы в Боге правды, если бы, когда сказано Богом, что умрешь, человек не умер. Но также и неприлично было, чтобы однажды сотворенные разумныя существа и причастныя Слова Его погибли, и через тление опять обратились в небытие. Это не достойно было бы благости Божией, чтобы сотворенное Богом растлевалось от обольщения людей диаволом. С другой стороны, всего не приличнее было в людях или по собственному их нерадению или по бесовскому обольщению, уничтожиться Божьему художеству. Итак, когда истлевали словесныя твари и гибли такие Божия произведения, что надлежало сделать Богу, Который благ? Попустить ли, чтоб тление над ними превозмогло, и смерть ими обладала? Какая же была нужда сотворить их в начале? Надлежало бы лучше не творить, нежели сотворенным оставаться непризренными и гибнуть. Если Бог сотворив оставляет без внимания, что произведение Его истлевает; то из такого нерадения в большеи мере познается бессилие, а не благость Божия, нежели когда бы не сотворил Он людей в начале. Если бы не сотворил; то никто и не подумал бы вменять этого в бессилие. А когда сотворил и привел в бытие, вовсе было бы ни с чем несообразно гибнуть произведениям, и особенно в виду Сотворившего. Итак, надлежало не попускать, чтоб люди поглощались тлением, потому что это было бы неприлично Божией благости и не достойно ее.» [16] В заключение данной главы нашей работы необходимо обобщить все, что было нами сказано в ней, в следующие выводы: сотворение мира происходит по воле Бога, по природе он только рождает Сына. Бог и то что он сотворил имеют различную природу. Сотворенная тварь наделена свободной волей, настолько свободной, что способна противостоять Богу, что и было доказано грехопадением человека, но Бог, не смотря на то что дал полную свободу действий разумным тварям, и они восстали против Его, все же не оставляет сотворенного мира, а правит в нем или «промышляет», по своей любви. Результатом грехопадения явились смерть и тление, которые Бог не творил. Сотериология
Спасение, по Афанасию, заключается не просто в прощении грехов человеческого рода, но в избавлении мира от смерти и тления: «Посему - то бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область, от которой и прежде не было далеким; потому что ни одна часть творения не осталась лишенною Его, но, пребывая со Отцом Своим, наполняет Оно и всю вселенную во всех частях ее. Но приходит, снисходя Своим к нам человеколюбием и явлением среди нас. И видя, что словесный человеческий род гибнет, что смерть царствует над людьми в тлении; примечая также, что угроза за преступление поддерживает в нас тление, и несообразно было бы отменить закон прежде исполнения его; примечая и неприличие совершившегося, потому что уничтожалось то, чему само Оно было Создателем; примечая и превосходящее всякую меру злонравие людей, потому что люди постепенно до нестерпимости увеличивали его ко вреду своему; примечая и то, что все люди повинны смерти, — сжалилось Оно над родом нашим, умилосердилось над немощию нашею, снизошло к нашему тлению, не потерпело обладания смерти, и чтобы не погибло сотворенное, и не оказалось напрасным, что сделано Отцом Его для людей, — приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему. Ибо не просто восхотело быть в теле и не явиться только пожелало. А если бы восхотело только явиться, то могло бы совершить Свое Богоявление и посредством иного совершеннейшего. Но приемлет наше тело, и не просто, но от пречистой, нерастленной, неискусомужней Девы, тело чистое, нимало неприкосновенное мужескому общению. Будучи Всемощным и Создателем вселенной, в Деве уготовляет в храм Себе тело, и усвояет Себе оное, как орудие, в нем давая Себя познавать и в нем обитая. И таким образом, у нас заимствовав подобное нашему тело, потому что все мы были повинны тлению смерти, за всех предав его смерти, приносит Отцу. И это совершает Оно по человеколюбию для того, чтобы с одной стороны, поскольку все умирали, закону об истлении людей положить конец тем, что власть его исполнилась на Господнем теле, и не имеет уже места в рассуждении подобных людей; а с другой стороны, людей обратившихся в тление снова возвратить в нетление, и оживотворить их от смерти, присвоением себе тела и благодатию воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем.»[17] Спасение мира для св. Афанасия, как мы видим из его слов, вопрос жизни и смерти. Тварный мир- настоящий, живой и потому драгоценный в глазах Бога; смерть- настолько могущественный враг, что победить ее можно только изнутри, только ее же оружием- смертью, притом смертью самого воплощенного Бога. Ради этого и происходит Боговоплощение, которым превозмогается власть смерти, уничтожается тление: «Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременною смертью; умереть же Слову, как бессмертному и Отчему Сыну, было невозможно. Для сего - то самого приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми сущего Слова, довлело оно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным, и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию воскресения. Потому, воспринятое им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны, этим приношением сходного во всех подобных уничтожило немедленно смерть. Ибо Слово Божие, будучи превыше всех, и Свой храм, Свое телесное орудие, принося в искупительную за всех цену, смертью Своею совершенно выполнило должное, и таким образом, посредством подобного тела со всеми сопребывая, нетленный Божий Сын, как и следовало, всех облек в нетление обетованием воскресения. И самое тление в смерти не имеет уже власти над людьми, ради Слова, вселившегося в них посредством единого тела. Если великий Царь входит в какой - либо великий город и вселяется в одном из домов его; то без сомнения высокой чести удостоивается такой город, и никакой враг или разбойник не нападет и не разорит его; скорее же приложат о нем все рачение, ради царя, вселившегося в одном из домов его. Так было и с Царем вселенной; когда пришел Он в нашу область и вселился в одно из подобных нашим тел; тогда прекратились, наконец, вражеские злоумышления против людей, уничтожилось тление смерти, издревле над ними превозмогавшее. Ибо погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти.»[18] Спасение заключается в достижении нетленного состояния или обожении. Обожение возможно только благодаря воплощению Бога- Слова, который воспринял плоть, и установил таинство Крещения, через которое и совершается это обожение: «Как мы все от земли сущие умираем в Адаме, так, возродившись свыше водою и Духом, все оживотворяемся во Христе, потому что плоть наша есть уже как бы не земная, но с Словом приведенная в тожество самим Божиим Словом, которое ради нас стало плотью.» [19] В заключение сделаем вывод: Спасение заключается в прощении грехов и избавлении от смерти и тления т.е. обожении, которое стало возможно с воплощением Бога- Слова, которое по своему человеколюбию восприняло человеческую плоть и через таинство Крещения подает нам это состояние. Христология Как считает архимандрит Киприан (Керн), учение Афанасия о Христе явно отражает александрийскую традицию, представители которой, обсуждая Воплощение, опирались на текст из четвертого евангелия: « И Слово стало плотью»[20]. Соперничавшая с александрийской антиохийская традиция предпочитала говорить о вочеловечившемся Слове. По гречески слово «плоть» (саркс) имеет оттенок, указывающий на материальный аспект человеческого существования. Выражение «Слово стало плотью»[21] можно истолковывать как «Слово восприняло человеческое тело». Именно так понимал Воплощение Апполинарий Лаодикийский (основатель ереси апполинаризма). Апполинарий учил, что во Христе Бог Слово заменил душу человека Иисуса. Такое понимание в конце концов привело к монофизитству, ибо оно явно умаляло реальность человечества в Христе, отрицало его полноту, поскольку полнота человечества включает в себя и человеческую душу. С другой стороны, антиохийское учение о Христе как вочеловечившимся Слове могло привести к пониманию Воплощения как соединения Бога- Слова, сохраняющего при этом свою божественную природу, с конкретным человеком, Иисусом. Такое богословие видит в Христе две личности- божественную и человеческую и ведет к несторианству. Обе традиции, антиохийская и александрийская, имели в виду одну и ту же реальность. Евангелист Иоанн писал по гречески, но образ мысли у него был семитский. Поэтому, употребляя греческое слово «плоть», имеющее столь материальный оттенок для греческого слушателя, он конечно, имел в виду еврейское значение этого слова (басар), которое обозначает всю живую реальность человеческого существования, как материальную, так и духовную. Именно в этом смысле пользовался словом «плоть» и св.Афанасий. Он видел в Христе одно Лицо- Божественное Слово, воспринявшее не отдельную человеческую личность, а человеческую природу.[22] Учение о Троице Святитель Афанасий один из немногих в свое время отстаивал, православную никейскую веру, провозгласившую единосущие Отца и Сына. Этот термин имел дурную репутацию и был осужден на Антиохийском соборе в III веке как выражение модалисткой ереси ( если сущность одна, то нет реального различия между Лицами Св. Троицы: Отец, Сын и Дух Святой- лишь различные выражения (модусы) одной и той же сущности).[23] Св. Афанасий же считал, что Воплощение, смерть и Воскресение Христа принесли миру спасение. Отрицая единосущие Христа Отцу, арианство угожало разрушить самую сущность и основание христианской веры, так как человечество нуждается в спасении, а спасение возможно только от Бога, поэтому Христос и человек, и Бог, а иначе мы не можем спастись. И всякие философствования по поводу смысла этого слова не нужны и опасны: «Не должно же доискиваться, почему Слово Божие не таково, как наше, потому, как сказано уже, и Бог не таков как мы… Лучше недоумевающим молчать и веровать, нежели не верить по причине недоумения.» [24] О Святом Духе, св. Афанасий рассуждает по той же логической схеме, как и о Христе. Есть один Бог- единосущная Троица: Отец, Сын и Дух. Как и Сын, Дух Святой- Тоже Бог, а иначе спасение было бы не возможно: «… О Духе Святом Бог говорит, что Он не просто Дух, а Дух Его, и что Им обновляется наш дух, как и псалмопевец в сто третьем псалме говорит: « отнимешь дух их- умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь Дух Твой- созидаются…»( Пс. 103:29,30). И если на том основании, что все приводится в бытие Словом…, что Сын не тварь, то не хула ли именовать тварью Духа, которым Отец чрез Слово приводит все к совершенству и обновляет.» [25] Через Духа Святого происходит общение человека с Богом и обожение. В то же время Дух принадлежит Сыну, являясь Его «собственным» Духом: « Итак по данной нам благодати Духа и мы бываем в нем, и Он в нас. И поелику Дух, который бывает в нас, есть Божий, то и мы, имея в себе Духа, справедливо почитаемся пребывающими в Боге, а таким образом и Бог бывает в нас… Сын не делается причастником Духа, чтобы чрез это быть Ему в Отце. Не Он приемлет Духа, а паче Сам подает Его всем…» [26] Как отмечает протоерей Иоанн Мейендорф, что выражение святителя «а паче Сам подает Его всем» [27] часто неправильно толковали, как аргумент в пользу Filioque: будто бы св. Афанасий утверждает, Святой Дух исходит от Сына. Такое понимание упускает контекст высказывания, в котором не обсуждается вечное исхождение Духа. Св. Афанасию был чужд философский подход к бытию Бога, который породил учение о Filioque. Мысль святителя всегда сосредоточена на идее спасения от смерти и тления.[28] В заключение сделаем вывод: спасение принес в мир Христос, который вечно рождается от Отца и Он (Христос) же посылает нам Духа Святаго, вечно исходящего от отца через которого мы приобщаемся к божественной жизни.
Заключение В результате проведенных нами исследований, необходимо сделать выводы по поставленным задачам: 1) Святитель Афанасий, был истинным пастырем, образованным богословом, сильным апологетом и прекрасным духовным писателем литературные труды, которого касались разных областей и проблем богословия, отдавший всю свою жизнь пастырскому служению и в особенности защите чистоты православной веры. 2) Сотворение мира происходит по воле Бога, но не по природе, по природе он только рождает Сына. Бог и то что он сотворил имеют различную природу. Сотворенная тварь наделена свободной волей, настолько свободной, что способна противостоять Богу, что и было доказано грехопадением человека, но Бог, не смотря на то что дал полную свободу действий разумным тварям, и они восстали против Его, все же не оставляет сотворенного мира, а правит в нем или «промышляет», по своей любви. Результатом грехопадения явились смерть и тление, которые Бог не творил. 3) Спасение заключается в прощении грехов и избавлении от смерти и тления т.е. обожении, которое стало возможно с воплощением Бога- Слова, которое по своему человеколюбию восприняло плоть и через таинство Крещения подает нам это состояние (обожения). 4) Христос- Божественное Слово, вечно рождается от Бога- Отца и единосущен Ему, Он пришел на землю с целью освободить человеческий род от смерти и тления и воспринял на земле не отдельную человеческую личность, а человеческую природу, и потому Христос есть одно лицо- истинный Бог и истинный человек. 5) Есть один Бог- Единосущная Троица. Спасение принес в мир Христос, который вечно рождается от Отца и Он (Христос) же посылает нам Духа Святаго, вечно исходящего от Отца, через которого происходит общение человека с Богом и обожение . Также следует сделать вывод на все богословие святителя Афанасия в целом, он заключается в том, что главная жизненная цель и деятельность святителя, направленная на опровержение и искорение аринанской ереси отразилась на всем его богословии, а именно мысль, что Христос не тварь, а единосущен Богу- Отцу и тоже Бог, прослеживается от учения о сотворении мира до учения о Троце, а так же в большинстве его литературных трудов. Так же в заключение можно сказать, что святитель Афанасий не смотря на свою героическую защиту чистоты христианской веры, не был воспринят большинством современных ему отцов- богословов, особенно его термин «единосущие», которые во многих вопросах придерживались учения Оригена и неоплатонизма, от которого св. Афанасий совершенно отошел. Окончательную победу над арианством св. Афанасию не пришлось одержать, ее совершили его младшие современники отцы- каппадокийцы, которым удалось разработать правильную терминологию, и таким образом очистить никейскую веру от подозрений в модализме.
Литература
1. Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан. Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm] 2. Афанасий Великий, святитель. Творения. Слово о воплощении Бога- Слова.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm] 3. Афанасий Великий, святитель. Творения. Послания к Серапиону.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm] 4. Библия.- М.: Российское библейское общество,- М.: 1999. 5. Александр Бронзов. Преп. Макарий Египетский,- Париж: Изд-во YMCA- Press, 1930. 6. Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007. 7. Георгий (Флоровский), протоерей. Восточные отцы IV-VIII вв. СТСЛ., 19997. 8. Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс]. 9. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях).М., 1994. 10. Николай (Гундяев), протоерей. Лекции по патрологии.- СПб, 1999. 11. Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I—IV века. — М.: Издательский совет РПЦ, 2004 12. Христианство. Энциклопедический словарь в 3т.Т.1: А-К / Ред. Кол.: С.С. Аверинцев и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 13. Фаррар Ф.В. «Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви» / перев. с англ. А.П. Лопухина.- К.: «Пролог», 2007. 14. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви.В 3тт.Т.1.- СТСЛ.,1996. [1] Библия.- М.: Российское библейское общество, 1999, с.273, (Евр 13:7)
[2] Киприан (Керн), архимандрит.Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс], гл. 2,§1 [3] Киприан (Керн), архимандрит.Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс], гл. 2, §1. [4] Христианство. Энциклопедический словарь в 3т.Т.1: А-К / Ред. Кол.: С.С. Аверинцев и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. [5] Киприан (Керн), архимандрит.Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс],- гл. 2, § 1. [6] Александр Бронзов. Преп. Макарий Египетский,- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1930,- с.322 [7] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I—IV века. — М.: Издательский совет РПЦ, 2004 [8] Киприан (Керн), архимандрит.Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс],- гл. 2, § 6. [9] Афанасий Великий, святитель. Творения. Праздничные послания.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm] [10] Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.123. [11] [12] Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.124. [13] Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:62,66. [14] Там же,- с. 124 [15] Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:63,66. [16] Афанасий Великий, святитель. Творения. Слово о воплощении Бога- Слова.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], гл.4-6. [17] Там же.- гл.8 [18] Там же.- гл.9 [19] Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:33. [20] Библия.- М.: Российское библейское общество, 1999, с.100, (Ин 1:14) [21] Там же. [22] Киприан (Керн), архимандрит.Золотой век святоотеческой письменности. - М.: Изд-во Паломник, 1995 // [Электронный ресур http://www.mrezha.ru/orthlib/Fathers/main.htmlс],- гл. 2, § 3,4. [23] Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.130. [24] Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 2:36. [25] Афанасий Великий, святитель. Творения. Послания к Серапиону.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], послание 1:16,17. [26]Афанасий Великий, святитель. Творения. Три слова против ариан.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1923 // [Электронный ресурс http://mystudies.narod.ru/index.htm], слово 3:24. [27] Там же [28] Иоанн (Мейендорф), протоерей. Введение в святоотеческое богословие в 2 ч.Ч.1.- М.: Изд- во Правило веры, 2007, с.132.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |