Методы исследования мотивации трудового коллектива и техника анализа
Исследование мотивации коллектива имеет важное теоретическое и практическое значение в современной психологии личности и психологии труда, управления по изучению взаимоотношений между людьми в сфере трудовой деятельности. Исследование мотивации персонала среди менеджеров среднего звена в разных странах, выявило три важнейших фактора мотивации: 1. Желание работать в компании, которая известна, успешна и престижна, то есть привлекательность компании как брэнда. 2. Работа сама по себе, работа как интересное, увлекательное занятие для менеджера, которое он выполняет с удовольствием, которое дает возможность для самореализации. 3. Заработная плата и иные виды материального мотивирования. Актуальным является создание системы оценки и формирования мотивации трудовой деятельности работников предприятия, в которой система оплаты труда займет свое место в качестве одного из средств побуждения к работе. Разработка комплексной системы управления мотивацией трудовой деятельности работников предприятия должна осуществляться поэтапно. Основные этапы такой разработки должны включать в себя следующие мероприятия: Организация и проведение мониторинга реальной мотивации трудовой деятельности работников различных подразделений предприятия на основе специально разработанных методов диагностики скрытой и скрываемой мотивации. Оценка внутренних и внешних факторов мотивации трудовой деятельности, включая потребности личности работников, организацию управления, стимулирование и систему оплаты труда, особенности условий труда, трудовых отношений, кадровой работы, социальной инфраструктуры предприятия. Определение влияния трудовой мотивации на различные показатели трудовой деятельности, в том числе производительность, качество и безопасность труда, трудовую дисциплину, текучесть кадров, заболеваемость, квалификацию, ответственность, инициативу, творчество, коллективизм работников. Разработка и внедрение системы организационных, кадровых и социально-психологических мероприятий, направленных на повышения мотивации трудовой деятельности и удовлетворенности работой различных групп сотрудников. Определение принципов и оптимизация системы оплаты труда, ее согласование с целями и нормами предприятия, результатами труда предприятия, подразделений и работников и т.д. с целью повышения трудовой мотивации. Оценка и контроль эффективности системы управления мотивацией работников предприятия с использованием, как объективных критериев трудовой деятельности, так и показателей реальной мотивации персонала. Исследования настроения персонала в компании (мотивации). Анкета для изучения потребностей работников в своей организации составлена на базе теорий А. Маслоу и Д. МакКлеланда, используя реальные факторы мотивации и стимулирования. Данная анкета не является универсальной, рекомендуется модифицировать под собственные нужды. 1. Ваша специальность и занимаемая должность (вписать) ______________; 2. Образование: среднее, высшее, последипломное (нужное подчеркнуть); 3. Пол: муж./жен. (нужное подчеркнуть); 4. Возрастная категория: до 25 лет; от 26 до 35 лет; от 36 до 45 лет, 46–60 лет и старше (нужное подчеркнуть); 5. Стаж работы на предприятии/общий стаж работы _____ /______ лет; 6. Какие мотивы побуждают вас к трудовой деятельности (отметьте любым знаком все устраивающие вас варианты или впишите свои): а) материальные: -потребность постоянного получения заработной платы; -вознаграждение за выслугу лет, по итогам работы за год; -другие поощрения и выплаты (премии); -другие, неденежные вознаграждения (путевки, проездные билеты) ______________________________________; б) безопасности и защищенности: -гарантии занятости (уверенность в занятости на фирме); -обучение на различных курсах при поддержке фирмы; -гарантии социального характера (отпуск, поддержка при болезни); -другие ______________________________________; в) карьера: -планируете ли вы свою карьеру самостоятельно; -известно ли вам о планировании вашей карьеры руководством банка; -хотите ли вы поменять свой должностной статус; -хотите ли вы работать по другой специальности; г) социальные: -многолетняя привычка работать в данном коллективе; -возможность свободного и дружеского общения с коллегами по работе; -ощущение своей нужности людям; -другие ______________________________________; д) самоуважение: -ваша трудовая деятельность позволяет вам считать себя полезным -работником коллектива, выполняющим необходимую работу; -получаете ли вы признание от окружающих за свою трудовую деятельность; -ощущаете ли вы свою компетентность в вашей профессии; -самостоятельность в принятии решений; -другие ______________________________________; е) самовыражение: -работа, выполняемая вами, является наиважнейшим делом вашей жизни; -реализуете ли вы через свой труд все способности и достоинства; -работа дает вам возможность выразить себя; -ощущаете ли вы свою максимальную вовлеченность в процесс труда; -другие ______________________________________; ж) потребности высшего порядка: -потребность власти (желаете ли вы воздействовать на других людей для достижения личных целей или целей своей организации?); -потребность успеха (желаете ли вы достичь успеха в своей профессиональной деятельности); -потребность в причастности к чему или кому-либо; -другие ______________________________________. Проводя исследование морального климата коллектива можно получить следующую информацию: отношение каждого сотрудника к исполняемой им профессиональной деятельности; отношение сотрудников к коллегам; наличие в коллективе и персонификация неформальных лидеров; не афишируемые конфликты внутри коллектива; присутствие деструктивных мотивов у сотрудников и т. п. АНКЕТА Просим Вас выразить Ваше мнение по ряду вопросов, связанных с Вашей работой и коллективом, в котором Вы трудитесь. Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте знак «X» против того ответа, который соответствует Вашему мнению. 1. Нравится ли Вам Ваша работа? -очень нравится -пожалуй, нравится -работа мне безразлична -пожалуй, не нравится -очень не нравится 2. Хотели бы Вы перейти на другую работу? -да -нет -не знаю 3. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у Вашего непосредственного руководителя ( 5 — качество развито очень сильно; 1 — качество совсем не развито): -трудолюбие -общественная активность -профессиональные знания -забота о людях -требовательность -отзывчивость -общительность -способность разбираться в людях -справедливость -доброжелательность 4. Кто из членов Вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну-две фамилии. _____________________________________________________________ 5. Предположим, по каким-либо причинам Вы временно не работаете; вернулись бы Вы на свое нынешнее место работы? -да -нет -не знаю 6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны? -Большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди -В нашем коллективе есть всякие люди -Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные 7. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга? -Скорее нет, чем да -Нет, конечно -Не знаю, не задумывался об этом -Да, конечно 8. На приведенной ниже шкале цифра «1» характеризует тот коллектив, который Вам очень нравится, «9» — тот, который вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместите свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива? 1)Деловые качества большинства членов коллектива 2)Личные качества большинства членов коллектива -Да -Пожалуй, да -Не знаю, не думал об этом -Пожалуй, нет -Нет 10. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись? -это бы меня вполне устроило -не знаю, не задумывался над этим -это бы меня совершенно не устроило 11. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам? -нет, не мог бы -не могу сказать, не задумывался над этим -да, мог бы 12. Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» — наоборот, атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения. В какую из клеток Вы поместили бы свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 13. Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долгое время не работали по какой-либо причине, испытывали бы Вы желание встречаться с членами Вашего коллектива, отмечать с ними праздники? -да, конечно -скорее да, чем нет -затрудняюсь ответить -скорее нет, чем да -нет, конечно 14. Насколько хорошо, по Вашему мнению, организована Ваша работа? -по-моему, наша работа организована очень хорошо -в общем, неплохо, хотя есть возможность улучшения -трудно сказать -Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую -по-моему, работа организована очень плохо 15. Как Вы считаете, пользуется ли Ваш руководитель влиянием на дела коллектива? -безусловно, да -пожалуй, да -трудно сказать -пожалуй, нет -Безусловно, нет
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |