Проблема классификации.
· Классификация по Мельникову: 1)жанры, бытующие в собственно детской среде; 2)взрослая поэзия для детей. · Классификация по Калядичу: 1)фольклор материнства и детства (народная педагогика); 2)взрослый фольклор, перешедший в детскую среду; 3)фольклор, созданный детьми. Игровой фольклор 5. Материнская поэзия (поэзия пестования): объединяет мир взрослых и детей, представляет собой систему поэтических жанров. Колыбельная песнь (предназначены самым маленьким детям, имеют спокойный ритм и монотонный мотив). Раньше колыбельные песни выполняли обрядовую и магическую функции, сейчас такого уже нет. Это один из самых импровизационных жанров, однако не всегда соблюдаются традиции, в нём присутствует антроморфизм, были популярны библейские персонажи, зооморфные персонажи. В песнях создаётся идеализированный мир, они задают ребёнку программу будущей счастливой жизни.
Возникновение жанра вызвано: · необходимостью быстрого перехода ребенка из состояния бодрствования в состояние сна; · приучает к восприятию языка, речи, слов.
Схожа с жанром заговора из-за присущих последнему обращений к представителям иного мира. Круг действующих предметов предельно узок и состоит только из предметов, доступных пониманию ребенка.
Художественный мир представлен в движении: каждое двустишие представляет новую динамичную картину. Колыбельной песни присуще много тавтологии для запоминания речи и отдельных слов ребёнком. 6. Пестушки - короткие рифмованные и ритмичные произведения, предназначенные для бодрствующего ребёнка (способ общения с ребенком в игровой форме; не имеет особой поэзии). 7. Потешки – небольшие по объёму фольклорные произведения, сопровождающиеся игровыми действиями. Имеют небольшой поучительный смысл, развивают способность к абстрагированию. 8. Прибаутка – чисто словесный жанр без игровых действий. Имеют простой сюжет, яркое динамичное содержание, выразительные образы, часто они назидательны, имеют цепевидную композицию. Восходит к игровым приговорам и скоморошным песням. Предназначена для расширения понятия мира ребенка. К прибауткам примыкают докучные сказки.
Особый вид прибауток – небылицы-перевёртыши, в которых исполняется принцип обратного мира. Небылицы – поэзия парадокса, в них мир предстаёт в разрушенном мире, и ребёнок восстанавливает привычный порядок в вывернутом наизнанку мире.
9. Считалки – рифмованные ритмические стишки с помощью которых определялась очерёдность в игре; древний ритуал пересчитывания, известный всем народам. В считалках сохранились элементы тайного счёта в виде заумных слов. Со временем, оторвавшись от запретов, считалка стала развиваться во всём, т.к. детям нравится игра словами и звуками. Считалки примитивны по содержанию, в них много нелепого, отсутствует логика и поэтические приёмы. Логика считалок поэтическая. В них заложен элемент запоминания, по ним учились считать. 10. Жанры, пришедшие из взрослого фольклора.
· игровые песенки и приговорки – рифмованные ритмические произведение. Игра – школа для ребёнка, она развивает интеллектуальные и физические способности ребёнка, приучает к соблюдению этических норм и правил. Они сопровождают или начинают игру, связывают части игрового действия, содержат правила игры, называют наказание для нарушителей игры. В них сохранились отголоски обрядов; · заклички, обращённые к миру природы/обитателям неба; · заклички-пародии (типа «Дождик, дождик лей, лей..»); · прозвища-дразнилки (дети создали прозвища-рифмовки, которые не прикрепляются к конкретному человеку, а применяются к случаю); · жеребьёвка – часть обряда инициации, во время которой играющий получал новое священное имя. Они входили в обиход взрослых, их создание связано с верой в судьбу; · страшилки (детские мифы) – детские устные условно-реалистические рассказы, имеющие установку на достоверность, восполняют жанровый дефицит в «страшных» эмоциях. Появились в конце XIX-XX веков, сформировавшись под влиянием древних мифологических рассказов, волшебных сказок, заговоров, детектива и фантастики. В страшилках есть определённый «мотивы-образы» («зловещее пятно») и цвета, имеющие символическое значение. Поведение сказочного персонажа – ребёнка – восходит к мифологическим представлениям. Змеи, карлики и великаны закреплены в детском сознании как образы вредителей. Переход к новым мифологическим формам связан с расширением границ освоенного ребёнком пространства.
Аффективная реакция на появление чужих людей – важный этап в развитии ребёнка. Рассказы и толки строятся детьми на основе нравственных принципов, бывает, что в роли вредителей выступают как чужие, так и родные люди («Мать-людоедка»).
Демонические персонажи – вампиры, ведьмы, мертвецы. Изменения, происходящие с возрастом в сознании ребёнка, преображают структуру мифологического пространства. Произведения помогают преодолеть страхи, в них отражаются особенности детского мировосприятия, детская логика и т.п. Страшилки делятся на: 1)страшилки с трагическим исходом; 2)страшилки с благополучным исходом; 3)страшилки с комической концовкой. В сюжете страшилок всегда происходит быстрая смена событий, действие происходит в короткий период времени. Страшилки помогают ребёнку разобраться в сложности мира и моделировать своё поведение. Что заимствовано: из былички – герои, неожиданность появления («вдруг»), из сказки – нарушение запрета и система образов (главный герой и антогонист), время и пространство имеют разомкнутый характер; страшилки тяготеют к цикличности.
11. Садистские стишки – куплет с чётким литературным размером, произведение взрослое, перешедшее в детский обиход. Здесь имеет место быть принцип народной смеховой культуры: доведение до абсурда, высмеивание всего высокого – это является средством протеста против официального правления. Жанр, оформившийся во второй половине 20 века, предположительно, из сборника Григорьева «Чудаки», но проблема происхождения остается актуальной. Возможно, в такой форме подростки переживают осознание смерти и смертности. 12. Школьный фольклор разнообразен по жанровому составу. Ввиду того, что жанр является молодым, он еще не до конца оформился. Содержание связано с реалиями школьной жизни. Одна из разновидностей – альбомы, изучается недавно, поэтому специфика не определена. 13. Поддевки, остроты 14. Скороговорки – один из любимых детских жанров. Скороговорки — выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Ошибка в произношении какого-либо слова вызывала смех окружающих. Неигровой фольклор 15. Дразнилки и уловки – детский смеховой фольклор. Устная детская культура в основном носит смеховой характер, в них каждое серьёзное явление сопровождается пародией. Дети смеются и над собой, и друг над другом, над взрослыми, часто дают себе прозвища. В Древней Руси прозвища заменяли фамилии. У детей прозвища выполняли воспитательные функции. Дразнилки нужны для посрамления противника словом, в них комичность строится на абсурдности ситуации. В них воспринимается смеховой портрет, высмеиваются черты характера. Уловки ставят играющего в неловкое положение.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |