Методологические основы методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет, цель и задачи методики преподавания предмета «Окружающий мир» В последние десятилетия произошло активное обновление начального образования, вызванное происходящими в нашем обществе изменениями. Появилась возможность альтернативного обучения, трансформировались общие цели начального образования (в частности, внимание стало акцентироваться не на знаниях, умениях, а на проблеме общего развития школьников), повышенное внимание стало уделяться экологическому образованию. Все более важной становится необходимость формирования у детей младшего школьного возраста целостной картины мира.В связи с этим в базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области - естествознание и обществоведение - на уровне начального звена были объединены в один образовательный компонент — «Окружающий мир». До этого времени не выделялось специально образовательного компонента «Окружающий мир»,а в структуре учебных дисциплин - такого учебного предмета. Ближе всего к «Окружающему миру» стояло школьное «Природоведение». Предметом его изучения былаприрода и использование ее человеком. В «Окружающем мире» предметом изучения является все окружение человека - как природное, так и социальное. В философии под понятием «окружающий мир» подразумевается совокупность двух взаимосвязанных систем – природной и общественной (социальной) системы. Таким образом, в системе методической подготовки учителя начальных классов появляется дисциплина «Методика преподавания предмета «Окружающий мир». Она относится к системе педагогических наук, так как базируется на основных достижениях и закономерностях педагогической науки. В педагогике методика той или иной отдельной дисциплинырассматривается как «частная» дидактика. Если общая дидактика как наука о преподавании и учении охватывает процесс обучения по всем предметам, то методика касается основ преподавания конкретных дисциплин. Методика как учебная дисциплина, в свою очередь, так же, как и дидактика, может быть общей и частной. Предметом общей методики является общий школьный курс данной дисциплины (например, методика преподавания предмета «Окружающий мир»), частная же методика ориентирована на тот или иной раздел общего курса (например, методика изучения темы «Организм человека и охрана его здоровья»), или конкретных учебных дисциплин, входящих в этот образовательный компонент (методика изучения окружающего мира А.А. Плешакова, методика изучения курса «Мир и человек» А.А. Вахрушева и т.п.). Предметом изучения общей методики преподавания предмета «Окружающий мир» является процесс ознакомления младших школьников с окружающим миром, рассматривающий его цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства образования. Целью«Методики преподавания предмета «Окружающий мир» является подготовка будущего учителя к преподаванию учебных дисциплин в рамках образовательного компонента «Окружающий мир» в начальной школе. Общепедагогические задачи курса: а) зачем изучать окружающий мир (данная задача решает проблему целей изучения младшими школьниками окружающего мира); б) чему учить (задача решает проблему содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе); в) как учить, воспитывать и развивать учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром (о проблеме методов, приемов, форм, технологий изучения окружающего мира); г) с помощью чего изучать природное и социальное окружение человека (о средствах изучения окружающего мира младшими школьниками). Кроме того при изучении курса решаются такие частные задачи, как • ознакомление с историей становления и развития методик преподавания предметов, элементы которых интегрированы в настоящий курс (начального естествознания, географии, обществознания, экологии); • формирование знаний и умений проведения уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных занятий по изучению окружающего мира младшими школьниками; • формирование представлений о возможностях и путях экологического образования в начальной школе; • формирование представлений о вариативных учебных дисциплинах образовательного компонента «Окружающий мир»; Методологические основы методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Методология — это «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» Методология исследования позволяет определить основные пути познания, получения и объяснения необходимых фактов, раскрыть закономерности исследования. Методология методики преподавания учебного предмета «Окружающий мир» зиждется на трех основаниях: философии, психологии и дидактике. Философскую основу методологии составляют диалектический материализм и его теория познания. Поэтому данная методика рассматривает учение как разновидность процесса познания вообще, который представляет собой движение мыслительной деятельности от конкретного восприятия предметов и явлений окружающего мира (эмпирический уровень) к абстрактному, отвлеченному осмыслению конкретного, а от него — к практической деятельности, применению знаний на практике. Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир», опираясь на материализм, учитывает, что в процессе обучения ребенок отражает в своем сознании окружающий мир, который материален и существует объективно, а значит, и подлинно научные знания об этом мире также объективны. Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир» исследует процесс обучения в неразрывном единстве и взаимосвязи: содержания, методов, форм и средств обучения, биологического и психического, социального и духовного сознания, деятельности учителя и ученика, что строится на объективном единстве целей. Методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир» относится к процессу обучения как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законов диалектики (перехода количества в качество, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания), а соответственно — к личности ученика как к постоянно изменяющейся и саморазвивающейся не только в связи с изменением возраста, но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего процесса обучения. Закон диалектики о переходе количества в качество постоянно действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказательству, а затем — к обобщению, в процессе которого формируется новое знание на ином качественном уровне. Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического закона о развитии как борьбе противоположностей. Действительно, деятельность учителя и деятельность ученика как двух сторон процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Так, нередко требования учителя противоречат возможностям ученика. В определенные периоды развития общества противоречия возникают между требованиями общества к школе и реальным состоянием учебного процесса. Например, 1990-е годы ознаменовались перестройкой общественных отношений в сторону усиления их демократизации и гуманизации. Господствовавший авторитаризм в школьном учебном процессе пришел в противоречие с нарождающимися новыми общественными отношениями. Это потребовало разработки методики новых взаимоотношений в системе «учитель — ученик» и специальных методических подходов, исключающих авторитаризм в преподавании учебных предметов, в том числе и учебного предмета «Окружающий мир». К методике преподавания учебного предмета «Окружающий мир» полностью относится положение всеобщей методологии науки и теории познания о том, что теория и практика едины и теория в итоге является обобщением фактических данных из двух главных источников. Первый источник — это научные исследования, ведущиеся определенными методами, второй — практическая деятельность педагогов, их находки, творчество, нововведения и т.п. Таким образом, методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир», процесс ее становления, развития и практического использования имеют достаточно серьезную и обоснованную методологию.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2749)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |