Особенности психического развития человека в онтогенезе
I) Пренатальный период развития ребёнка (до родовой).
II) Период новорождённый. От 0 до 10 дней. 1. Характеристика: А) У ребёнка «включается» различные рефлексы: - Защитные; - Ориентировочные (реакции, направленные на контакты с раздражителями); - Врожденные (сосательный, цеплятельный, отталкивательный и другие).
2. У ребёнка сразу после рождения формируются многие потребности (общие, получения впечатлений, движения и т. д.), на основе этих новых потребностей у ребёнка осуществляется психическое развитие.
3. У ребёнка появляется комплекс оживления – это особая эмоциональнодвигательная реакция, обращённая к взрослым. Основные признаки: а) Сосредотачивает свой взгляд на лице склонившегося человека; б) Издаёт тихие звуки; в) Улыбается.
III) Период младенчества (или 1-ый год жизни ребёнка): 1. В младенчестве происходят изменения процесса общения ребёнка. Фазы: - Вначале осуществляется непосредственное общение (т.е. «общение ради самого общения»); - Общение по поводу предметов; - Общение в совместной деятельности ребёнка и взрослого (игровая). 2. Отношение к действительности складывается через отношения самого взрослого. 3. Постепенно наращивается потребность в общении со взрослым, но он ограничен возможностями общения, тогда возникает осознание и понимание в овладении человеческой речью. К концу первого года возникает пассивный запас слов (от 4-х до 15-и слов).
Тупиковые движения:
IV) Период раннего детства (2 – 4 года).
Характеризуется тремя основными моментами:
Действия: а) Соотношение действия ребёнка, т.е. такие действия, цель которых состоит в привидение двух или нескольких предметов в опре5делённые (пространственные) взаимоотношения. б) Орудийные действия, когда один предмет применяется для воздействия над другим.
К концу этого периода становится не только игра, но и рисование, лепка, конструирование и т.д. Осуществляется дальнейшее совершенствование понимания речи взрослого и формирования собственной активной речи.
V) Дошкольный возраст ребёнка. От 3-х до 6 – 7 лет.
Родители Ребёнок Д
Характеризуется:
Носит знаковый (символический) характер, т.е. ребёнок в игре: а) учится замещать предметы; б) в игре ребёнок берёт ту или иную роль; в) в игре ребёнок действует в соответствии с этой ролью.
VI) Младший школьный возраст. От 6 – 7 до 11 – 12 лет.
Родители Ребёнок Д
Учитель
Ребёнок превращается в качественно новую категорию – школьника. Перестройка всей системы отношения ребёнка к действительности. Переход у ребёнка от игры, в плане внешних действий к играм, в плане внутренних мыслительных действиях. Самым активным образом развивается познавательная сфера школьника( понятия, воля и т.д.). Это период интенсивного интеллектуального развития ребёнка и возможность увеличения сферы влияния людей, где главным является учитель.
VII) Подростковый возраст ребёнка или период отрочества (Период между детством и зрелостью). От 11 – 12 до 15 – 16 лет.
Некоторые особенности развития психики ребёнка:
Происходит изменения ведущего типа деятельности – учёбы: интерес к предмету, авторитет учителя. Общение подростков превращается в самостоятельную деятельность (оно более интересно, оно более значимо, чем общение с родителями, содержательнее). Ярко выражена потребность в самоутверждении.
VIII) Зрелый возраст. У человека возникает, как бы, пик его психического развития. Некоторые считают, что дальше психическое развитие окаменевает, а другие считаю, что происходит регрессия. Некоторые психические функции с возрастом ослабевают, уменьшаются, утихают, изменяются. А другие психические процессы могут, по-прежнему, развиваться. Это зависит от наследственности, умственной деятельности, питания, природной среды, эмоциональной сферы и т.д.
IX) Старость. Комплекс разоренного (опустошенного) гнезда.
X) Долгожители. Упование на свои болезни.
17. Охарактеризуйте основные подходы к исследованию структуры психики личности в отечественной и зарубежной науке.
Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы (компоненты, блоки), которые в совокупности образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой. Термин «структура» (лат. structura - строение, взаиморасположение) обычно используется, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Целостность такого объекта не нарушается даже при изменении состава элементов (конечно, в определенных границах). Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве, образуя саму личность (ее психические качества, возможности по саморегуляции поведения и деятельности и т. д.). Структура личности
Ощущение Восприятие Память Представление Воображение Мышление Внимание Речь П.Проц – психические процессы П.П.П. – познавательные психические процессы (их 8 – перечисленные слева) Эм. П. – эмоциональные процессы Вол. П. – волевой процесс П/сост. –психические состояния (интеллектуальные, эмоциональные и волевые состояния) Темперамент определяет скорость процессов (динамическая сторона), силу Способности – это такие индивидуально-психические особенности, которые позволяют человеку успешно овладевать деятельностью. Направленность – психический образ любимой деятельности Способности проявляются в продукте (главный критерий способностей – качество произведённого продукта, второстепенные критерии – быстрота действий, легкость действий, безошибочность) Творчество – это воспроизведение продукта, которого не было Псих. Обр. – психические образования Устан. – установки Убежд. – убеждения
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |