Стратегия формирования экспериментальных групп
На практике не редко прибегают к более простому способу: случайным образом отбирают любую группу потенциальных испытуемых, затем измеряют у них значимое для экспериментатора индивидуальное свойство. После этого распределяют по группам так, чтобы вероятность попасть в группу, для каждого, была одинаковая.
Представляет собой стратегию формирования групп, при которой экспериментальные группы и контрольные группы составляют из индивидов, эквивалентным по значимости для экспериментатора параметром (например, по уровню интеллекта, тревожности, комфортности и т.д.). Идеальным вариантом этой стратегии – использование монозиготных близнецов. 3. Стратометрический отбор. Заключается в том, что генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обладающих определенными характеристиками. Генеральная совокупность – это все потенциальные испытуемые для данного эксперимента (например: все дети 6-ти лет). Эти группы рассматриваются как страты (слои) общества. В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками так, чтобы в ней были в равной степени представлены лица из каждой страты. Это необходимо, например, при изучении общественного мнения, восприятия, рекламы и т. д., так называемые фокус – группы (например: перед выборами). Для этого формирования может быть использованы такие характеристики как пол, возраст, национальность, политические предпочтения, образование, уровень дохода, семейное положение и т. д. Данная стратегия чаще используется в социологических исследованиях, реже – в социально-психологических. 4. Использование реальных групп. (например: класс, группа (курс) в ВУЗе). Реально существующая группа рассматривается как случайно созданная, при этом не должно быть особых критериев для ее подбора. Эта стратегия так же оправдана тогда, когда вся группа сводится к реально существующей (например: все голландские дети, живущие в Москве – их всего-то человек 15-ть и они все ходят в одну школу). 5. Репрезентативное моделирование. Заключается в формировании группы испытуемых, характеристики членов которой соответствуют характеристикам представителей интересующей нас популяции (например: российская молодежь, отличающаяся высоким уровнем мотивации достижения). 6. Приближенное моделирование. Применяется тогда, когда невозможно полностью реализовать репрезентативное моделирование (например: исследование на студентах 1-го курса, мы распространяем на всю молодежь 16 – 18 лет). Экспериментальные планы. Экспериментальный план – это описание структуры и последовательности проведения эксперимента. I. Однофакторные планы: 1. План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия. Э.г. R х О1 К.г. R О2 тестирование
R – рандомизированная группа. Гипотеза доказывается через сравнение О1 с О2. 2. Планы для нескольких рандомизированных групп с тестированием после воздействия. - Когда применяется более одной Э.г. и одна К.г. Э.г. №1 R х О1 Э.г. №2 R х О2 К.г. R О3 Это делается для того, чтобы проконтролировать разные уровни воздействия независимой переменной (например: слабое воздействие и сильное воздействие). - Когда используется одна Э.г. и несколько К.г. Э.г. R х О1 К.г. №1 R О2 К.г. №2 R О3 Это делается для того, чтобы лучше проконтролировать воздействие разных внешних переменных. Для доказательства гипотезы сравниваются О1 с О2; О1 с О3 и О2 с О3. 3. План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием. Э.г. R О х О2 К.г. R О О4 Такого рода планы часто используются в психологических исследованиях, потому что существует необходимость контролировать исходный уровень зависимой переменной (например: уровень тревожности). Однако, при применении этого плана может возникнуть эффект тестирования, т. е. методика, используемая для диагностики испытуемых может навести их на мысль о том, что вопросы (или содержание) этой методики будет предметом исследования в эксперименте (например: применение теста Розенцвейга для изучения фрустрационных реакций может повысить чувствительность испытуемых к данного рода ситуациям). 4. План Р. Л. Соломона. Э.г. №1 R О1 х О2 К.г. №1 R О3 О4 Э.г. №2 R х О5 К.г. №2 R О6 Для избежания эффекта тестирования Р. Л. Соломон предложил план для детей 4–ех рандомизированных групп с предварительным тестированием в 2-ух группах и итоговым тестированием в 4-ех группах. Для доказательства гипотезы сравнивают О2 с О4; О5 с О6; О2 с О1; О4 с О3; О5 с О1; О4 с О6; О5 с О2. 5. План для четырех рандомизированных групп с предварительным тестированием во всех группах и итоговым тестированием в разное время. План применяется в тех случаях, когда необходимо проверить изменения во времени эффекта эксперимента (тестирования). Э.г. №1 R О1 х О2 К.г. №1 R О3 О4 Э.г №2 R О5 х О6 К.г. №2 R О7 О8 Для доказательства гипотезы сравниваются все О - О по схеме плана Соломона. II. Многофакторные планы: применяются тогда, когда необходимо проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между переменными. Общий вид гипотезы: «Если А1, А2, А3,… Аn, то В» В многофакторном эксперименте проверяются, как правило, 2-а типа гипотез: 1. Гипотезы о реальном влиянии каждой из независимых переменных на зависимую (например: если человек хорошо знает компьютер, то он более эффективно исполняет обязанности сотрудника службы безопасности, если человек хорошо знает язык (En), то он … службы персонала; если человек обладает хорошей психологической компетентностью, то он лучше …). При трех независимых переменных и одной зависимой. 2. Гипотезы о взаимодействии переменных, а именно, как присутствие одной независимой переменной влияет на эффект воздействия другой на зависимую переменную. Например: взаимодействие высокой психологической компетентности и организаторских способностей повышает возможность человека эффективно руководить другими людьми.
30. Обоснуйте основные социально-психологические факторы и механизмы социализации личности.
Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальных связей индивидов за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом его является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводства, т.е. продвижение его на новую ступень.
Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует определённого решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построение определённой стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни коем мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социализация – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социализация" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. В процессе социализации обычно выделяют три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Деятельность – на протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. с освоением всё новых видов деятельности. При этом происходит три важных процесса: 1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их усвоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. 2. Определённое центрирование деятельности вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деятельностей. 3. Освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости Общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, так как общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнёра, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Самосознание – становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных связей. Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространённая схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Самый главный фактор, который подчёркивается при изучении самосознания, состоит в том, что она не может быть представлена как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличие каких-то её структурных элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации – это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Мерлин выделяет в структуре самосознания 4-е компонента: 1. Сознание тождественности (отличие себя от остального мира) 2. Осознания Я как активного начала, субъекта деятельности 3. Осознание своих психических свойств 4. Социально-нравственная самооценка, которая формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности. Самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определённая «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. Общим для всех трёх сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1154)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |