Охарактеризуйте основные особенности психологического консультирования клиентов по телефону
Психологическое консультирование – область практической профессиональной деятельности специалиста-психолога, связанная с оказанием помощи, нуждающимся в этом людям советами и рекомендациями по решению их жизненных психологических проблем. Эти советы и рекомендации даются клиенту на основе личной беседы с ним психолога-консультанта, в результате внимательного изучения и анализа истории возникновения соответствующей проблемы в жизни клиента.
Пик консультативной работы по телефону – с 0 до 3 часов – суицидальные, люди, находящиеся в группе риска.
Под телефонным консультированием понимается разновидность психологического консультирования, ориентированного на оказание психопрофилактической и социально-терапевтической помощи посредством использования телефона людям, находящимся в состоянии психологического кризиса. Телефонное консультирование – одна из нетрадиционных областей психологической помощи. Наиболее часто используемой формой телефонного психологического консультирования является телефон доверия. Выделяют следующие отличительные особенности телефонного консультирования: · Наличие жёстких временных ограничений беседы; · Возможность резкого прерывания контакта, когда абонент может в одностороннем порядке прервать беседу и у консультанта не будет возможности продолжить беседу; · Постоянная направленность в беседе на одну проблему; · Активная позиция консультанта; · Обращение за помощью происходит непосредственно в кризисном состоянии; · Может пониматься как неотложная психопрофилактическая помощь в экстренных случаях, не терпящих отлагательства; · Особая специфичность проблематики, с которой обращается абонент, где наиболее часто встречается проблема – суицидальные намерения абонента.
Выделяются следующие преимущества телефонного консультирования: · Быстрая досягаемость в любое время суток, особенно в ночные часы, несмотря на географическое положение абонента и консультанта; · Максимальная анонимность и конфиденциальность клиента; · Отсутствие явных признаков терапевтического воздействия, что имеет дополнительный эффект самораскрытия клиента; · Возможность для клиента прервать контакт в любой момент; · Усиление вербализации переживаемых проблем и кризиса, так как взаимодействие между клиентом и консультантом происходит только через аудиальный канал восприятия; · Вербализация своих проблем (ослабляет уровень тревоги, способствует аффективному отреагированию); · Эффект доверительности, формирование большого доверия со стороны клиента из-за звучащих в непосредственной близости голосов консультанта и клиента.
Выделяют следующие недостатки и ограничения телефонного психологического консультирования: · Помехи и шум, возникающие в результате плохого качества связи и мешающие продуктивной терапевтической беседе, отвлекающие от разговора; · Невозможность консультанта использовать невербальные каналя общения для восприятия и передачи информации, для создания раппорта; · Возможность прерывания абонентом разговора в любую минуты для консультанта является ограничением в работе; · Невозможность использования консультантом техники молчания, так как это может повысить у клиента уровень тревожности; · Молчание со стороны клиента также рассматривается как отрицательное явление, так как в этот момент консультант находится в неведении относительно состояния клиента, из-за отсутствия невербального канала передачи информации. Выделяют следующие этапы ведения беседы по телефону: · Начальный этап, предполагающий установление контакта с клиентом через демонстрацию эмоционального принятия, предоставление возможности выговорится и быть выслушанным. Этот этап может занимать большую часть времени, так как многие клиенты телефона доверия хотят просто с кем-нибудь поделиться своим состоянием, проблемой, ситуацией; · Второй этап, предполагающий: o Интеллектуальное овладение ситуацией консультантом, т.е. формирование у него понимания проблемы клиента, состоящее: § Из структурирования консультантом ситуации или проблемы клиента; § Раскрытие связи конкретной ситуации и проблемы клиента с его жизненным стилем, прошлым опытом; o Снятие остроты проблемной ситуации с помощью использования следующих терапевтических приёмов и средств: § Терапия успехами и достижениями; § Поиск ресурсов внутри личности; § Переформулировка проблемы; § Методы рационально-эмотивной терапии;
· Третий этап, предполагающий совместное с клиентом планирование действий, необходимых для преодоления возникшей критической ситуации; · Четвёртый этап, ориентированный на активную психологическую поддержку клиента и формирование у него уверенности в себе и выполнение намеченных действий. Выделяют следующие параметры психологического анализа деятельности консультанта телефона доверия: 1. Сенсорная деятельность консультанта телефона доверия состоит в том, что ведущим является слуховой анализатор, через который консультант может: · Слышать речь абонента, т.е. обращать внимание на темп, громкость речи, тембр голоса, особенности лексики, характерные выражения и речевые обороты; · «Слушать» абонента, т. е. отслеживать его невербальные сигналы: дыхание, паузы, дрожь в голосе, кашель, смех, плач, смена интонации; · Улавливать фон, на котором звучит голос абонента: шум улицы, голоса других людей, бытовые звуки, эфирные помехи и пр.; · Ограниченность восприятия консультанта, так как в работе не участвуют никакие другие анализаторы. 2. Мышление телефонного консультанта имеет следующие профессиональные особенности: · Ориентировка на быстрое оценивание ситуации, принятие адекватного решения и реализацию этого решения в конкретных действиях, в данном случае в речи; · Имеет развитое творческое начало, так как консультант использует множество различных приёмов, и результативность его работы может зависеть от того, насколько разнообразен его личный «репертуар действий» и насколько хорошо он им владеет. 3. Моторная деятельность имеет следующие профессиональные особенности: · Отсутствие двигательной активности, в связи с этим могут развиться различные профессиональные заболевания, такие, как гиподинамия и гипокинезия; · Сильная нагрузка на речевой аппарат, который в данном случае выступает единственным инструментом консультанта. 4. Внимание имеет следующие отличительные черты: · Быстрое распределение, переключение и высокая концентрация · Объектами внимания являются состояния, мысли, чувства собеседника и свои собственные, разнообразные вербальные и невербальные сообщения обоих, сигнал обратной связи; 5. Память, для которой характерно: · Высокий уровень развития слуховой оперативной памяти, предполагающей наличие способностей к запоминанию, сохранению и воспроизведению большого количества информации на время текущей консультации; · Хорошо развитая словесно-логическая память, т.е. память на мысли, понятия, словесные формулировки; · Хорошая эмоциональная память, т.е. запоминание пережитых чувств и эмоций. 6. Эмоционально-волевая сфера имеет следующие профессиональные особенности: · Высокий уровень эмоционального самоконтроля, исключающий или сводящий до минимума влияние на работу «настроение сегодняшнего дня»; · Необходимость овладения специальными техниками, позволяющими справляться со своим настроением и не переносить его на абонента; · Умение обеспечивать своё эмоциональное присутствие в ситуации консультирования без эмоциональной вовлечённости в ситуацию и эмоциональная устойчивость. 7. Профессиональная среда, в которой проходит телефонное консультирование, имеет следующие особенности: · Бытовой характер микроклиматических условий и расположения рабочего места, которое обычно расположено в небольшой комнате в какой-либо организации, например в психологическом центре; · Сменный режим работы, продолжительность смены зависит от режима работы конкретного телефона доверия и оставляет обычно не менее 4-6 часов. Многие службы телефона доверия ориентированы на работу в ночную смену; · Неравномерность и непланируемость нагрузки в течение рабочего времени. Требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам консультанта телефона доверия (такие же как и у психолога, так как оба они придерживаются одних и тех же принципов консультативной работы). Выделяют следующие необходимые для успешной работы качества личности консультанта телефона доверия: 1. Познавательная сфера должна включать в себя следующие способности и качества мышления, восприятия, внимания, речи: · Чёткую и грамотную речь, хорошо поставленный голос, знание точного выражения словесных значений; · Высокий уровень интеллектуальных способностей, способность комбинировать подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления; · Высокую способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению; · Хорошую сосредоточенность внимания; · Хорошо развитый слух, воспринимающий звуковые колебания; · Преобладающий аудиальный тип репрезентативной системы. 2. Психофизиологические качества личности должны быть хорошо развиты, и важнейшими из них являются: · Высокая способность к адаптации, приспособлению к окружающим условиям: замкнутому пространству, одиночеству, различным психическим и физическим реакциям на стрессовые ситуации; · Высокая толерантность (терпение), т.е. отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; · Эмоциональная устойчивость, т.е. минимальное эмоциональное реагирование на различные стимулы. 3. Социальные личностные качества консультанта включают в себя: · Ярко выраженный интерес к людям, доброжелательность, альтруизм; · Доступность, открытость (общительность), дипломатичность, гибкость; · Умение оказывать психологическое воздействие на окружающих; · Конгруэнтность, самоконтроль.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |