Специфика научно-психологического знания.
Вундт строит психологию как науку естественную, выделяет элементы сознания, намечает связи между ними. Он сталкивается с тем, что психология гуманитарная наука, т.к. наука о человеке. В естественных науках можно изучать то, у чего нет души. У Вундта было две психологии: - объяснительная, там можно высказывать гипотезы, проверять их экспериментально. - описательная – то, что нельзя проверить, поставить эксперимент, то можно описать. Правило: в психологии человек – это и познающий субъект, и познаваемый объект, обладающий внутренней активностью. В естественных науках человек – познающий субъект. У правила есть следствия: - психологический факт зависит от его интерпретации исследователем (оно характеризует любую науку). Орган чувств не только приемник воздействия, но и активный исследователь реальности. Пример: исследование познавательной активности у младенца, без матери низкая активность, с матерью – высокая. - психологический факт может зависеть от его понимания испытуемым (характеризует только психологию). Пример: Вольф Мессинг по движениям руки угадывал желание человека и выполнял его. Научное объяснение: идиомоторика – движение, вызванное мыслью. Мессинг обладал высокой чувствительностью к идиомоторике. Второе объяснение: Алексей Николаевич Леонтьев встречался с Мессингом, он подмечал, что Мессинг знал о своей особенности, но он не верил в научное объяснение, он считал, что он инопланетянин, послан, чтобы спасти Землю. Если Мессинга переубедить, что он не инопланетянин, то все его способности тут же исчезнут. Научное и житейское знание равноправны.
| Вопрос 2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии Парадигма - признанные всеми науч. достиж-я, кот. в теч-е опред. времени дают модель постановки проблем и их реш-й науч. сооб-ву. В науке вообще и в психологии в частности существуют две основные парадигмы: Естественнонаучная парадигма в психологии ориентирована на выявление общих законов, познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость. Предмет: различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности. Главными методами являются наблюдение и эксперимент. Основным способом построения знаний является гипотеза с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности служит проверяемость и воспроизводимость результатов исследования. При этом позиция ученого — активная, беспристрастная, позиция человека-объекта — пассивная. Основные принципы: а) принцип детерминизма — причинная обусловленность психических явлений объективным миром; б) принцип единства сознания и деятельности; в) принцип развития — рассмотрение психических явлений в контексте их развития. Естественно-научная парадигма в психологии нашла отражение в номотетическом (объективном) подходе, который отличают следующие черты: 1) понимание личности как набора свойств; 2) выявление и измерение общих для всех людей свойств личности; 3) применение стандартизированных методов измерения, требующих сопоставления с нормой. Гуманитарная парадигма в П представляет собой познание природы, общества, человека с антропологической, человеческой позиции, понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности. Предмет: душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений. Гуманитарное познание не может быть окончательным и единственно верным. Содержание гуманистического познания зафиксировано в культуре, поэтому не содержит новизны в естественнонаучном смысле. Методы: субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др. Основным способом познания является понимание, которое предполагает пристрастное отношение субъекта познания. Критерий истинности: опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов. Позиции человека-объекта и ученого — активные, эмоциональные, эмпатия. Основные принципы: а) дихотомия естественных наук и наук о духе; б) диалоговый характер исследования; в) учет бессознательного. Гуманитарная парадигма в П нашла отражение в идеографическом (герменевтическом, описательном) подходе, для которого характерны: 1) понимание личности как целостной системы; 2) выявление индивидуальных особенностей личности; 3) применение проективных методик и идеографических техник. В данном случае речь идет о том, на какие науки должна ориентироваться как на образец психология. Есть 2 разные точки зрения, они исторически сложились и до сих пор существуют. Гуманитарная парадигма предполагает, что П определяется как гуманистическая или социальная наука. Утверждается, что в своих исследованиях, методах исследования, проблематике, она д. ориентироваться на др. социальн. гуманистич. гуманитарн. науки, в частности на философию. Др. т.з. подтверждает, что поскольку психологич. яв-ния мы обнаруживаем у чел-ка, а чел-к яв-ся частью естествен. природы, и эти психолог. яв-ния зависят от того как устроен и работает организм чел-ка, в частности человеч. мозг, то психологияП м. так же ориентироваться на естествен. науки, напр-р, на медицину, на физиологию, на биологию. Парадигма означает общие принципы и общие идеи на базе кот-х строится наука. Гуманитарн. парадигма в П возникла первой. В древности П зародилась как часть философии и очень долгое время существовала как наука о душе. Выделяться она стала из философии еще в 18 веке, получив современ. название П, но окончательно пр-сс разделения П и философии произошел в 19 веке. Именно в это время возникла, закрепилась и получила признание естественнонаучн. парадигма. В 18 веке физиологи показали, что можно физиологич. методами изучать психич. яв-ния. И возник вопрос кому и как дальше разрабатывать П. Философы, кот-е до того времени занимались разраб-кой проблематики души высказывались за то, чтобы П оставалась частью философии и относилась к гуманитар. наукам. Физиологи наоборот настаивали на том, что исследованием психич. яв-ния м. заниматься с использ-нием физиологич. или естественно-научных методов. И поэтому хотели, чтобы П строилась по образу и подобию естественных наук. Эта дискуссия продолжалась как мин. столетие и в конеч. счете закончилась она тем, что б. признана не только гуманистическая (она не утратила свои права), но и естественно-научная парадигма психологии. На рубеже 19 и 20 веков П уже сущест-ла в 2-х ипостасях: как наука о душе, ориентирующаяся на др. гуманитар. науки, в частности философию, и как естественно-научная область знаний, ориентирующаяся на научн. эксперимент и на естествен. науки. И до сих пор эти 2 разные парадигмы или 2 разных подхода к изучению психич. яв-ний сущ-ют, но раздел-тся в современ. П следующ. образом: те яв-ния, кот-е н. изучать естественно-научным экспериментальным путем изучаются в рамках естественно-научной парадигмы исслед-ния, ориентир-х на точн. науки, среди кот-х не только физиология, но также др. биологич. науки – физика, мат-ка, и иные науки о природе. Но в рамках этой парадигмы изучаются в основном простейшие психич. яв-ния, такие как ощущение, восприятие, частично внимание и память. Распространить естественно-научный подход на более слож. психич. яв-ния пока не удается, в связи с невозможностью научным путем пока что изучать сознание чел-ка, человеч. мораль, человеч. лич-сть, человеч. отн-ния и др. проб-мы. Поскольку эти проб-мы н. исслед-ть, а естественно-научным путем к их изучению подойти невозможно, то психологи предпочитают обращаться к гуманитарным наукам, в частности к философии. Итог: обе парадигмы для П необ-мы и взаимно друг друга дополняют. | ||||||||
Вопрос 3. Психические явления и их свойства ПЯ– яв-ния внутр. мира чел-ка через его внутр. переживания. ПЯ выступают в рамках: -Психофизического отношения – образы действит-сти. Это отношение ПЯ к действительности. Действительность – это мир или среда. Мир – это социальная среда, система социальных связей и взаимоотношений. Действительность – источник психических явлений. ПЯ яв-ся образами действительности. Важное свойство: образ – это отражение одной реальности в другой. Действительность несет важный материал для отражения. -Аксиологического отношения – переживания субъекта. Отношение ПЯ к самому человеку. Особенность ПЯ: они не имеют самостоятельного статуса, они всегда чьи-то, кому-то принадлежат – субъекту, т.е. человеку. Св-ва субъекта: - инициативен, несет в себе источник активности, - играет роль своеобразного стержня психических явлений, он их связывает в единое целое, не позволяя рассыпаться. В П сущ-ет неск-ко понятий, очень похожих на понятие субъект: - индивид – понятие биологическое, котор. хар-ет отнесенность жив. существа к опред. биолог. виду. Биолог. вид чел-ка Homo Sapiens. - личность – индивид, включенный в систему социальных отношений. Индивид, кот. вырос вне общества личностью не становится. - индивидуальность – понятие психолог-кое, хар-ет уникал-сть и неповтор-сть отдельн. чел-ка. При этом имеют в виду своеобразное сочетание как индивид. св-ств, так и социальных или личностных. В П принята формулировка, котор. связ-ет все три понятия: индивидом рождаются (биологич. организм), личностью становятся (в процессе социализации чел-к усваивает принятые в данном об-ве нормы, сп-бы поведения, деят-сти и общения). Одновременно с пр-сом социализации идет пр-с индивидуализации, т.е. выражения самого себя, как уникальной лич-сти. Индивид-сть отстаивают. Важное свойство: ПЯ выступают как переживание субъекта. Переживание – это всегда отн-ние чел-ка к действит-сти. Переживания имеют форму эмоций и чувств. Они тесно связаны с потреб-тями чел-ка, мотивами его деят-сти, целями и цен-тями. Цен-сти – это то, что чел-к считает важным или значимым для себя, на что он ориентируется в своей жизни и опирается в своей деят-сти. Благодаря переживаниям образы действит-сти носят субъектив. хар-р, принадлежащий конкретному чел-ку. -Праксиологического отношения – регуляторы активности. Отношение ПЯ к активности чел-ка. Активность в П – это направленное взаимодействие живого сущ-ва с окруж. действит-тью. Формы актив-сти: - Поведение. Широк. знач-е – это пр-с приспособ-я жив. сущ-ва к окруж. среде (чел-к, животное). Это бихевиоризм. Узкое значение – связывают только с чел-ком, это отношение чел-ка к др. людям и социальн. нормам, кот. приняты в дан. об-ве. - Деятельность. Это преобразование действительности согласно мотивам и целям чел-ка. Формула деятельности: S О Субъект – Объективное взаимодействие. S – субъект (человек), наделенный определенным мотивом. О – объект характеризует фрагмент действительности, который подлежит преобразованию + еще компонент SS – средства и способы выполнения деятельности. Это инструменты деятельности и конкретные операции, позволяющие использовать инструменты. В процессе выполнения деятельности преобразуется как объект, так и субъект деятельности. В деятельности человек раскрывает свои возможности, знания, умения, т.п. - Общение. Это процесс взаимодействия людей, в ходе которого совершается обмен знаниями, состояниями и действиями. Общение имеет 3 стороны: - коммуникативная (обмен знаниями, информацией), - когнитивная (связана с понимаем и восприятием партнера по общению), - интерактивная (интеракция – это обмен действиями). Формула общения: S S Субъект – Субъективное взаимодействие. Если в процессе деятельности меняется окружающая человека действительность, то в процессе общения меняются и формируются заново отношения между людьми. Это отн-ние и становится осн. рез-том общения. -Игра. -Учение. -Созерцание. Важное свойство: ПЯ – регулятор активности. Это значит, что ПЯ побуждают, направляют, контролируют и корректируют многообразные формы активности. Часто психические явления рассматриваются как внутренние формы активности (внутренняя активность): - интеллектуальная деятельность, - перцептивная деятельность (восприятие), - мнемическая деятельность (деятельность, связанная с запоминанием и воспроизведением материала). -Психофизиологического отношения – функции телесной организации. Отношение ПЯ к мозгу, более широко к ЦНС, еще более широко – к телесной организации человека. Декарт: психофизиологическая проблема – как соотнести психические явления с телесными процессами. Способы решения психофизиологической проблемы: I способ: параллелизм – психические и телесные процессы протекают синхронно и независимо друг от друга. Они параллельны друг другу. Невозможно влияние психического на телесное или наоборот, т.к. это разные стороны одного и того же. II способ: теория взаимодействия – допускает наличие двух независимых субстанций – телесной и духовной. Эти субстанции оказывают друг на друга влияние, но при этом радикально не меняются. III способ: теория психофизиологического тождества – утверждается, что существует не 2 субстанции, телесная и психическая, а только одна любая из них. Варианты: - существует только телесная субстанция, телесные проявления можно объективно замерить и оценить. Психика явления представляет аккомпанемент телесных процессов, причем которым можно пренебречь (позиция радикального бихевиоризма). - существует только духовная субстанция, любая телесная организация носит случайный характер и не влияет на развитие психических явлений. Эти представления в клериканских теориях. Предельным случаем является идея инкарнации. IV способ: концепция психофизиологического единства – утверждается различие и вместе с тем взаимосвязь телесных и психических явлений. В это взаимодействии изменяются обе составляющие. Мозг или ЦНС рассматривается как орган психических явлений. При этом сами психические явления выступают как функции мозга или ЦНС. | Вопрос 4. Классификация психических явлений. Четыре группы психических явлений: 1. Психические процессы – психические процессы рассматриваются с точки зрения их динамики, т.е. изменения во времени. Это: * Познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление; * Эмоциональные процессы, в которых переживаются различные отношения человека к действительности; * Волевые процессы, которые обеспечивают выполнение деятельности вопреки мешающим обстоятельствам. 2.Психические образования – психические явления рассматриваются с точки зрения результата или продукта. Группы образований - результат протекания психических процессов (ЗУН): * знания – результат познавательных процессов. * умения – возможность выполнения деятельности на высоком уровне. * навыки – это автоматизированные действия, они не осознаются. *привычки – не осознаются человеком, но в отличие от навыков не влияют непосредственно на результат выполняемой деятельности. 3.Психические состояния – это форма бытия человека, особая форма его существования. Особенность: психические состояния непосредственно зависят от конкретной ситуации, они возникают в конкретной ситуации и с завершением этой ситуации снимаются. Группы психических состояний: * Установки – это состояние готовности человека воспринимать, мыслить и действовать определенным образом, направленность, которая не осознается человеком. * Внимание – является характеристикой сознания, его направленности, концентрированности на предмете или деятельности. * Эмоции – это отношение человека к действительности, его переживания в данный момент времени. * Чувства – называют социальными эмоциями, они есть только у человека. * Воля – позволяет человеку принимать решения и преодолевать препятствия, мешающие выполнению деятельности. 4.Психические свойства – это тоже определенная форма существования человека, но в отличие от состояний свойства личности (психические свойства) не зависят от ситуации, они как бы надситуативны или проявляются в любых ситуациях. Психические свойства включают в себя: * Направленность личности, которая обусловлена основной потребностью или основным мотивом. Как правило, направленность определяется хобби человека. * Темперамент – это формально-динамические особенности личности, которые даются человеку от рождения: громкость речи, быстрота движение и т.п. * Характер – в отличие от темперамента характер складывается в процессе жизни и изменяется несколько раз. За характером обычно складываются содержательные особенности личности. * Способности – характеризуют потенциал или возможности личности, которые раскрываются в процессе деятельности. Никаких жестких границ между выделенными классами нет! Нет жестких границ между психическими явлениями, эти границы условны и носят дидактический характер. Например, есть эмоциональность как черта характера или эмоциональность как проявление темперамента. В психологии действует принцип: все заключено во всем. Обратная сторона этого принципа – все связано со всем. Психика одна, но это всегда единство различного. Вопрос 6. Принцип системности в психологии. Один из методологических принципов на основе которых организуются и проводятся исследования. В научный оборот этот термин был введен рос. псих-гом Борисом Фёдоровичем Ломовым и характеризуется след. моментами: 1. Всякое психич. яв-ние представляет собой сложно устроенную систему и к его изучению требуется системный подход, кот. заключ-тся в выяснении внутр. струк-ры дан. яв-ния, элементов или частей из кот-х оно состоит и связей м/у ними. 2. Любая система - это динамичная развивающаяся система, следовательно, системный подход требует изучения соответ-щего психич. яв-ния, как некоторую сложно устроенную систему и выяснение того, как эта система меняется со временем. 3. Всякое психич. яв-ние в свою очередь выступает как элемент другой более сложной устроенной системы. Т.е. внутри себя яв-ся системой и одновременно выступает как элемент др. более слож. системы. В пр-се его изучения важно выяснить системн. связи, сущ-щие м/у дан. яв-нием и др. яв-ниями более сложной устроенной системы. Это три основных положения, в которых реализуется принцип системности в психологии. Напр-р, если мы исследуем образ восприятия, то должны исследовать его внутреннее строение, элементы из кот-х он состоит и вместе с тем рассмотреть восприятие как один из познавательных процессов. Методологич. подход к анализу психич. яв-ний, когда соответствующее яв-ние рассматр-тся как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а св-ва элемента опред-тся его местом в струк-ре. Принцип развития – психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Принцип системности описывает и объясняет осн. виды связи м/у разн. сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психич. яв-ния внутренне связаны м/у собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свой-ва. Единым генетическим основанием, из кот-го развертываются психологич. системы, яв-ся совместная (социальная) предметная человеч. деят-сть, включающ. пр-сы общения. Стратегич. ориентиры развития системного подхода в П на сегодняшний день: *построение на основе принципа системности предмета психологич. науки, *·разработка системного метода познания психич. яв-ний, или «овеществление» подхода в методе системной детерминации психич. яв-ний и поведения. | ||||||||
Вопрос 5. Психология как наука о поведении. Основной критик П сознания американец Джон Уотсон отказывает в объективности метода интроспекции и говорит о требованиях к изучаемому явлению: * изучаемое явление должно быть наблюдаемым извне, *оно должно быть повторяемым, воспроизводимым в одних и тех же условиях, *желательно фиксировать явление с помощью прибора. Основатель предмета поведения Уотсон сказал: сознания нет, его нельзя изучать. Есть второй предмет психологии – поведение. Метод - исследование внешне наблюдаемой активности. Предмет и задачи психологии поведения. П поведения Уотсона стала называться бихевиоризм. Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций, каждая из которых возникает в ответ на воздействие определенного стимула. S стимул стрелка непосредственно прямо к R реакция. Эта формула единицы анализа поведения. Стимул – определенное физическое воздействие (горячее) приводит к отдергиванию руки – реакция. Стимул может быть сложным, совокупность стимулов, тогда ответ на него – определенный способ поведения, который приводит к успешному результату, или неуспешному, тогда это ошибочной способ поведения. Уотсон говорил: его предметом изучения является все поведение человека от рождения до смерти. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр. Задачи классического бихевиоризма: *Изучение поведения – установление уже сложившихся закономерных связей между внешним воздействием и поведенческим ответом. *Управление поведением – установление таких внешних воздействий или условий, которые бы приводили к желаемым реакциям. В этой схеме нет внутренней активности субъекта. Уотсон строит новые реакции, таким фундаментом являются врожденные безусловные реакции – рефлексы. Он использует терминологию Павловской школы - безусловная реакция возникает в ответ на безусловный стимул. Новые реакции – условные реакции. Механизм – обусловливание или научение. Научение или обсуловливание есть сочетание чего-то с чем-то. Классическое научение - это сочетание двух стимулов, один из которых является безусловным (это подкрепление), а другой стимул сначала является нейтральным, а затем становится условным. Павлов считает, что это и есть пример классического бихевиоризма. Закономерности классического обусловливания: *Прочность условной реакции зависит от интенсивности подкрепления и числа сочетаний между условным и безусловным стимулом. *При образовании условной реакции сначала имеет место обобщение (генерализация), а затем наступает различение (дифференциация). *При отсутствии подкрепления условная реакция сначала угасает, а затем возможно ее спонтанное восстановление (это означает, что подкрепление не даем – колокольчик звонит, а пищи нет). Закономерности классического обусловливания: 1 стадия сочетаем условный стимул и безусловный стимул и с каждым сочетанием происходит выработка условной реакции. 2 стадия убираем подкрепление, даем условный стимул, с каждым предъявлением условного стимула, реакция постепенно угасает. 3 стадия период отдыха, ничего не предъявляем, спонтанное восстановление условной реакции. 4 стадия предъявляем условный стимул без подкрепления, замечаем, что условный стимул вызвал реакцию вновь, повторное угасание при предъявлении условного стимула без подкрепления. Уотсон: опыт с маленьким Альбертом (11 мес.). Научение - это постепенный процесс, адаптация. Сейчас нет классического бихевиоризма, он остался в истории. Правила поведенческой терапии (бихевиоральной): симптом это только симптом, тревога, вызванная чем-то это симптом, бихевиорист не задумывается о причинах симптома, прием постепенной приближающейся опасности, НЛПИ: пациент сидит, его просят представить, что перед ним большой экран и представьте, что на экране то, что вас тревожит. В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скинкер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера. Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения. | Вопрос 7. Категория деятельности в психологии. Д м. опред-лить как специфич. вид актив-сти чел-ка, направлен. на познание и творч. преобраз-ние окружающ. мира, включая самого себя и условия своего сущест-ния. Д–целеустремлен. актив-сть, реализующая потреб-сти суб-та. Психологич. изучение Д в кач-ве особого предмета было начато Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течении многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями. Есть деятельность в широком смысле слова, есть в узком. Деятельность – активность субъекта, направленная на изменения. В то время, когда жил Леонтьев существовала проблема, связанная с предметом П – сначала предметом было сознание (нечто внутреннее), потом поведение (внешнее проявление сознания), а потом был вопрос - как объединить внутреннее и внешнее в чел-ке. И Леонтьев через понятие Д попытался объединить внутреннее и внешнее. Жизнь человека начинается с потребности, т.е. с сознания (потребность она внутри, значит она часть сознания), потребности соответствует ненаправленная активность на уровне поведения (поисковая активность в разн. стороны направленная). Задача этой активности опредметить потребность. Как только появляется определенный вектор (как человек может удовлетворить свою потребность), то появляется мотив. Мотив – это опредмеченная потребность. Как только появляется мотив – деятельность приобретает направление. И это становится направленная активность. Эту направленную активность Леонтьев назвал деятельностью в узком смысле слова. Когда у человека появляется вектор, в котором он может двигаться, и этот вектор ему приятен, тогда на уровне сознания появляется четкий, ясный, конкретный, структурированный образ конечного желаемого результата. Это называется цель. И тогда на уровне поведения появляются четкие конкретные действия, которые чел-ку помогают эту цель реализовать. В узком смысле слова Д-это направленная активность, кот. соответствует мотиву, а в широком смысле слова Д-это вся эта цепочка от потребности к реализации цели, кот. объединяет сознание и поведение, которая помогает чел-ку что-то хотеть, а потом это желание реализовывать. Он рассматривал предметную Д как пр-с, внутри кот. в кач-ве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Д–это фундаментал. сп-б бытия чел-ка в мире, состоящ. в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире. А. Н. Леонтьев: осн. хар-кой Д яв-ся её предмет-сть. Д–категория общественно-историческая. Д, в т.ч. и индивидуальная, яв-ся одной из осн. форм реализации обществен. отн-й. Виды Д, сущ-щие в дан. об-ве, опред-ются уровнем разв-я его производительных сил и системой сложившихся обществен. отн-ний. Выполняя ту или иную Д, чел-к д. воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в ее пр-се у него возникают различ. эмоции, прояв-ся волевые кач-ва; формируются отн-ния и т.д. Виды деятельности. Всё многообразие человеч. Д м.б. сведено к трём основным видам: общение, игра, учение, труд. Среди компонентов Д выделяют: *мотивы, побуждающие субъект к деятельности; *цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; *действия - процесс в/действия с к.–л. предметом, кот. хар-ется тем, что в нем достигается заранее определен. цель; *операции, с помощью кот. Д реализ-ется в завис-сти от усл-вий этой реализации. Действие – (осн. ед-ца анализа Д)–это пр-с, подчинен. представлению о рез-те, кот. д.б. достигнут. Составные части действия: принятие решения; реализация; контроль и коррекция. Цель – сознательный образ желаемого результата. Задача – цель, достигаемая в опред. усл-ях. Операция – сп-б достиж-я целей, зависящий от усл-й. Категория Д яв-ся важнейш. категорией, кот. хар-ет бытие чел-ка. Чел-к сущ-ет лишь в пр-се Д. Без этой категории анализ человеч. бытия невозможен. Форма проявления активности. Д отн-тся к специфич. форме активности (свойственной человеку и обществу), преобразующей действительность. Категория Д яв-ся базов. категорией П наряду с такими категориями, как психологич. отражение, сознание, личность и общение. Категория Д тесно в/связана и в/действует с ними: *с категорией общения – общение составляет переходную форму Д из коллективной в индивидуальную, включено в коллективную Д, яв-ся важнейш. видом человеч. Д. *категория психич. отражения – психич. отражение рождается в пр-се чувственно-практической Д. *категория личности – психич. яв-ния формируются, развиваются и проявляются в пр-сах Д и общения, но сами по себе они никакими психич. кач-вами не обладают, обладает личность - проблема Д и проблема общения замыкаются на проблеме личности. | ||||||||
Вопрос 8. Проблема сознания в психологии.
Сознание–высш. уровень психич. отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только чел-ку как общественно-историческому сущ-ву. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокуп-ть чувствен. и умствен. образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте». Сознанием наз-ся особое состояние, кот. обнаруживается только у чел-ка и это психич. состояние хар-ется следующ. признаками: 1. находясь в состоянии сознания чел-к одновременно обладает разумом и волей (м. принимать разумн. реш-я и волевыми усилиями их реализовывать). 2. В состоянии сознания чел-к имеет объективн. знания о себе и о мире, и м. представить эти знания в к.-л. форме, напр-р, в форме речевых, устных или письмен. высказываниях или в форме к.-л. образов–рисунков, знаков, изображений. 3.Сознание, как всякое состояние м. меняться (чел-к м. находиться в сознании, утрачивать сознание и м. сочетать разн. уровни сознания – полусознание, обычное повседневное состояние сознания и высшие состояния сознания). Сознание изуч-ся рядом наук: философия – вопрос об отн-нии сознания к бытию и логике; лингвистика, нейрофизиология, социология, антропология. Сознание давно интересует псих-гов. Сущ-ние сознания еще было признано древними, когда они определяли отличие чел-ка от живот-х и наделяли его такими атрибутами, как разум, сознание и воля. Но до сих пор еще серьезн. прорыва в психологич. понимании сознания не произошло, поэтому на протяжении длит. истории П немало ученых занимались проблем-кой сознания. Глав. труд-сти связанные с изучением сознания заключ-ся в след. моментах: совершенно не известны анатомо-физиологич. основы сознания. Понятно, что сознание связано с работой мозга, но никто не м. определенно сказать какие струк-ры мозга или какие пр-сы, происходящ. в нем, отвеч-т за сознание. Не известно, что происходит в физиологич. пр-сах организма во время изменения сознания. Сознание- это особый вид психич. энергии, но физикам такой вид энергии до сих пор не известен, какова природа этой энергии, которую мы называем сознание тоже не ясно. Оч. много вопросов, связ-х с сознанием, с его происхожд-ем, с его природой, с его анатомо-физиологической основой. П же изучает происхождение, струк-ру и функц-ние сознания ин-да. Хар-ки сознания: 1. актив-сть; 2.интенциональность – направ-сть на предмет; 3.способ-ть к рефлексии, самонаблюдению; 4.мотивационно-ценностный хар-р сознания; 5.различ. степень ясности. Сознание люб. ин-да уникально, но непроизвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию фак-рами, напр-р, струк-рами социальн. системы, где сущ-ет индивид. Сознание всегда носит общественно-исторический хар-р. Индивидуальное сознание, кот. интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Определение сознания сталкивается с большим кол-вом труд-тей, связанных с очень разн. подходами к этой проблеме. Вундт "Сознание заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психич. состояния". Начал Вундт с исследования св-ств сознания, потом Кёллер, кот. с Вундтом не соглашался. Вундт пытался разделить сознание на простые составляющие, а Кёллер исследовал его целостно. По мнению Джеймса, сознание - хозяин психических функций", т.е. фактически сознание отождествляется с субъектом. Сознание- это особое психич. пространство, "сцена" (К. Ясперс). Общая черта всех вышеприведен. взглядов - это акцент на психологической бескачественности сознания. Дальше появился Фрейд, Адлер, Юнг и сказал, что у чел-ка есть нечто внутри, кот. он не помнит и чел-к говорит, что этого у него нет. Но несмотря на это, это нечто на чел-ка сильно действует. Фрейд сказал, что на этом сознание не заканчивается, есть нечто, что сознание окружает, о чем мы не помним, но при этом оно в сознании присутствует. И назвал эту часть эмоциональным бессознательным. Граница сознания наглухо закрыта, потому что чел-к вытесняет то, что ему неприятно. Со стороны сознания граница открыта, а со стороны бессознательного закрыта, инф-ция обратно в сознание не поступает. Лурия сказал, что есть еще некотор. вещи, связанные с интеллектуал. деят-тью, кот. тоже присутствуют в сознании и о кот. мы не помним. Мы автомат-ки что-то делаем и когда мы это делаем наше сознание освобожд-тся д/какой-то нов. деят-сти. Есть навыки, установки. И эта часть бессознательного б. названа интеллектуальным бессознательным. А потом был Джеймс, кот. сказал, что еще сущ-ют надсознательные пр-сы. Это такое эмоционально-интеллектуальн. бессознательное. Когда инф-ция из сознания (во сне), поступает в бессознательное, перемешивается, затем поступает в надсознательные вещи (эмоционально-интеллектуальное бессознательное) и затем поступает обратно в сознание. Система взглядов Л.С. Выготского на сознание: Сознание - это рефлексия субъектом действит-сти, своей деят-сти, самого себя. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается об-вом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие П, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологич. исследования. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, яв-ся словесные значения. Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в кот. включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание сущ-ет лишь в форме психич. образа, открывающ. субъекту окруж. его мир; на более поздн. этапе пред-там сознания становится также и деят-сть, осознаются действия др. людей, а ч/з них и собст. дейст-я субъекта. По Ананьеву, сознание выступает как составн. часть эф-та дейст-я. Первоначальн. факты сознания - это восприятие и переживание реб-ком рез-тов своего собствен. действия. Постепенно начинают осозн
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |