Основные проблемы профильного обучения
С одной стороны, следует констатировать наличие имеющегося опыта решения отдельных проблем профильной подготовки в отечественной системе непрерывного образования, а с другой – отсутствие его целостного научного осмысления и описания, а также системной модели, проектирующей новые формы и механизмы ее организации на региональном уровне. К положительным аспектам профильного подхода к обучению специалисты относят следующие: благоприятные условия для развития задатков способностей, усиление мотивации к учебе, реализация свободы выбора, использование сензитивных периодов в развитии личности школьника и др. К отрицательным аспектам профильного обучения можно отнести сужение образовательного пространства; отсутствие надежных методов психологической диагностики познавательных интересов и задатков способностей школьников; неразработанность методов мониторинга и коррекции образовательного процесса; неразвитость системы школьных психологических служб и др. Кроме того, распределение учащихся по профильным классам часто происходит не на основе результатов профессиональной диагностики, а по рекомендации учителя, по региональным возможностям школы, по желанию учащихся, по остаточному принципу (где осталось место) и т.д. Желание учащихся не всегда может быть ориентиром при профильном распределении, так как мотивами школьников часто служат: «где полегче», «туда пошли мои друзья», «там добрая класснуха», «это престижно», «мне все равно». Кроме того, адекватная самооценка своих возможностей учащихся по различным причинам (возрастным, психологическим, социальным и т.д.) не всегда бывает сформирована и не является достаточным условием для распределения в профильные классы. Сегодня профильное образование вынуждено брать на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстаёт от задач приближения его к требованиям рационального профессионального выбора молодыми людьми и сохраняет некоторую академическую заданность, выраженную в преподавании "основ наук" и определяемую стандартизованным набором учебных предметов. В современных условиях предпринимаются попытки ориентировать перспективное реформирование общего среднего образования на социальное воспроизводство трудовых, в первую очередь интеллектуальных, ресурсов России. Однако почему-то профильное образование ориентируется в первую очередь на вузы, что подпитывает тенденцию спонтанного асимметричного расширения высшего образования. Профильное образование не должно способствовать социальной расслоенности, должен быть предоставлен общий старт равных возможностей, но разных результатов, например, с технико-технологического профиля можно дальше идти в МГТУ им. Баумана, отраслевой инженерный вуз, в колледж, на курсы водителей автобусов или учеником в ремонтную бригаду. Профильная подготовка в регионах осуществляется, в основном, в рамках традиционных видов деятельности, однако на современном этапе необходим педагогический поиск более эффективных форм. Каждый из базовых профильных курсов должен отражать: представления о состоянии и перспективах развития теории и практики в данной области трудовой деятельности; спектр траекторий получения профессионального образования, особенности этого образования; психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников в профильном обучении; возможности дополнительного образования, информационного обеспечения расширения представлений о профессиональной деятельности людей в русле выбранного профиля обучения; состояние рынка труда и занятости. Решение проблемы профилизации в городе или районе, как правило, переложено на плечи школы и образовательной сети территорий, при этом каждая школа должна в одиночку выбирать профили, учитывая свои возможности и ресурсы, не связывая выбор профилей с экономической ситуацией территории; однако системе муниципального образования в одиночку не решить эту проблему, поэтому профилизация должна быть «привязана» к региональным и муниципальным программам развития. Таким образом, эффективность воспитательно-образовательного процесса должна определяться не тем, что делает учитель, а тем, что под его руководством и с его помощью делают учащиеся для самостоятельного выбора своей профессиональной будущности. В связи с этим главнейшей профессиональной задачей учителя и преподавателя профильных классов является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся. Образовательная среда может быть представлена как полигон разнообразной познавательной деятельности в системе учащийся-учащиеся-учитель на конкретном учебном материале. 69. Задачи профильного обучения - достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки; ‒ формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критического мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения; ‒ умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования; ‒ развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и трудовой деятельности. Реализация профильного обучения рассматривается как осуществление дифференциации образования, включающее: · с психолого-педагогических позиций – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося; ·с социальных позиций – наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества; · с методических позиций – построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |