Французский романтический роман. Особенности поэтики, жанровое своеобразие. Анализ одного романа на выбор (Ж. Санд, А. Дюма, Э. Сю, Ш. Нодье).
Романтизм оказал влияние на культурную жизнь Франции всего XIX века. Париж стал романтической столицей Европы. Главное своеобразие французского романтизма – в глубинной связи с событиями Великой французской революции, которая создала новую культурную модель мира и человека, свое понимание истории. Философской основой романтизма явился руссоизм: культ природы, культ чувств и страстей естественного человека, негативное отношение к современной цивилизации. Все эти идеи Жан-Жака Руссо (1712-1778) были созвучны романтикам. Романтики открывали частного, субъективного человека. Интерес к внутреннему миру человека способствовал возникновению психологизма, в основе которого лежит категория меланхолии. Романтическая меланхолия трактуется как мировоззренческая категория, как универсальное мироощущение современного человека. Сущность такой меланхолии в противопоставлении идеальной внутренней жизни личности и современного социума. Романтики открывали принципы историзма в художественном творчестве. Французская революция помогла романтикам осознать зависимость искусства от истории, признание основных исторических законов законами искусства: законы эволюции, изменчивости, динамики. В романтизме возросла значимость личности реального автора и его биографии. Это повлекло за собой возникновение биографического направления в изучении литературы. Своеобразие французского романтизма в том, что он первоначально зарождался в эстетике и критике, а лишь затем получил развитие в прозе, поэзии, драматургии. Жорж Санд (1804-1876). Более 100 романов и повестей, 18 драм, многотомная автобиография, 18 000 писем. Уже в первом самостоятельном романе «Индиана» (1832) Ж. Санд выступила против института буржуазного брака, основанного на корысти и угнетении, за эмансипацию женщин.Писательница мечтала о счастье женщин в браке. В центре повествования «Индианы»— личная драма молодой женщины, романтический бунт которой направлен против подавления личности. Первый роман Ж. Санд – "Индиана" - наиболее автобиографичен, наиболее соответствует реальным фактам и урокам неудачного замужества писательницы. Героиня, Индиана, состоит в браке с обуржуазившимся наполеоновским генералом Дельмаром. Нет ничего более несовместного, чем эти два человека, вынужденные жить друг с другом. Индиана - очень глубокая, тонко и сильно чувствующая натура, полная внутреннего достоинства и самостоятельности. Дельмар - человек расчетливый и эгоистичный, для которого жена - его собственность, и он считает себя вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Основной причиной разрыва отношений между Индианой и Дельмаром Жорж Санд делает не его сознательную деспотичность по отношению к жене, а его органическую неспособность понять ее - слишком разные они натуры. Раймон предстает в начале романа как прямая противоположность Дельмару. Это натура артистическая, тонко чувствующая, и он вроде бы искренне увлечен Индианой и - что главное для Индианы - как будто понимает ее. Он с презрением относится к тем примитивным формам насилия над чувством, которое бессознательно и по сложившимся веками традициям практикует Дельмар. Индиане кажется, что вот это и есть раскрепощенная от условностей и ложных приличий любовь, основанная только на взаимной любви и уважении. Но это только сначала. Когда проходит первое ослепление, Индиана обнаруживает в Раймоне глубокую внутреннюю пустоту, доходящий до самой сердцевины его души эгоизм. Раймон со всей его внешней утонченностью оказывается на свой лад сыном буржуазного века, для него любовь - только мимолетное, преходящее пресыщение, который свободен от всяких моральных обязательств по отношению к любимому человеку. И если конфликт между Индианой и Дельмаром был конфликтом чисто моральным, то конфликт между Индианой и Раймоном приобретает более глубокий социальный смысл. Это уже конфликт между натурой, сформировавшейся в патриархально-гуманистической руссоистской обстановке, и натурой, сформированной буржуазной цивилизацией, буржуазным веком - лживым и эгоистичным. Раймон - представитель новой социальной морали, буржуазной, не менее бесчеловечной и эгоистичной, чем закоснелая традиционная мораль Дельмара. Его лоск, его культура - это все внешнее, это проза, за ней скрывается пустота и беспринципность. Так Ж. Санд в узко интимной сфере начинает атаку на буржуазность, на отвратительные черты новой цивилизации. Этим двум мужчинам противопоставлен третий образ - Ральф Браун, это идеальный герой Ж. Санд, внешне сдержанный и хладнокровный, но с глубоким чувством, способный на самопожертвование ради любимого существа. Если Дельмар - это порождение сугубо личного житейского опыта супруга Авроры Дюдеван, если Раймон - порождение наблюдающего аналитического ума писательницы Ж. Санд, то Ральф - это чисто человеческая мечта просто женщины Авроры Дюпен.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |