Типология философских учений
· По тем или иным основаниям в философии выделяются различные группы учений, течений, направлений.
· Важнейшими для понимания философского учения являются классификации по критериям (1) количества и (2) качества первоначал бытия, источников и критериев познания, ведущих социальных факторов и т.п., - того, что является исходным объектом рассмотрения философа, что выделено им в качестве определяющего («первичного») начала или фактора.
· Количественный критерий позволяет выделить:
Название
направления, позиции
| Суть позиции, философского учения
| В онтологии
| В гносеологии
| В социальной философии, антропологии
|
Монизм («один»)
| Признание первичности одного начала, фактора
| Одно первоначало бытия:
Последовательные материалисты – материя, природа;
Последовательные идеалисты – идея, Бог, мировое сознание
| Один главный, определяющий источник познания и критерий истинности знаний:
Ощущения;
Опыт;
Практика;
Разум и т.д.
| Один ведущий, определяющий социальный или политический, экономический фактор (мнения, разум; материальное производство и т.д.);
Один фактор – природный; божественный; биологический; социальный и т.д.
|
*Дуализм
(«два»)
| *Признание первичности двух относительно независимых и противоположных начал, факторов
| Два первоначала бытия, чаще всего материального и идеального (материя и сознание; сознание человека и внешний мир)
| Два источника и критерия познания:
Разум и чувства;
Внешний мир и структуры сознания человека и т.п.
| Два ведущих социальных фактора, политических, экономических, духовных;
Два начала в природе человека – биологическое и социальное и т.д.
|
**Плюрализм
(«много»)
| **Признание первичности множества (более двух) начал, факторов
| Много (более двух) первоначал бытия: несколько стихий; монады и т.п.
| Более двух источников познания и критериев истинности знаний
| Более двух факторов, начал, определяющих существование и развитие общества и человека
|
· Применение количественного критерия порождает множество проблем классификации:
* Декарт и Кант признавали существование Бога, но их относят к дуалистам, меняя основание деления – обращаются не к количеству первоначал бытия, а к количеству исходных объектов рассмотрения.
** Демокрит первоначалами считал атомы и пустоту (два начала, отсюда – дуализм). Атомов – множество, значит, он должен быть плюралистом. Но у атомов как главных первоначал мира единая материальная природа, следовательно, он материалист и монист.
Можно привести и другие примеры. Попробуйте охарактеризовать с точки зрения количественного критерия учения Платона, Лейбница, кого-то ещё по Вашему усмотрению.
· Критерий качества первоначал или определяющих факторов позволяет выделить:
В онтологии:
1. Материализм
(чаще монизм, но может быть и плюрализм)
2. Идеализм
(чаще монизм, но может быть и плюрализм)
3. Дуализм
(качественный критерий здесь не отделим от количественного)
4. «Между идеализмом и материализмом»
| Первичным признаётся:
1. материальное начало –материя, природа, материальное производство и т.д.
2. идеальное начало – Бог, мировое сознание, сознание человека, мнения людей и т.д.
3. два относительно самостоятельных и противоположных начала: идеальное и материальное
(материя и сознание)
4.1. гилозоизм утверждает одушевлённость всей (и неживой) природы
4.2. пантеизм (=монизм) отождествляет Бога и природу
| Варианты:
1.1. материализм, признающий существование идеального как противоположного материальному и зависимого от него
1.2. материализм «вульгарный», сводящий идеальное к материальному, не признающий специфики идеального, сознания
2.1. объективный идеализм: первична идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (надчеловеческое – Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум, Мировая воля)
2.1.1. деизм: признаёт Бога в качестве творца мира, вложившего в него законы и не вмешивающегося в дела сотворённого мира (намечается переход к материализму)
2.2. субъективный идеализм признаёт первичным человеческое сознание (понимаемое различно), человеческое Я
2.2.1. солипсизм – крайний вариант субъективного идеализма, признаёт существование только одного Я, одного человеческого сознания, всё возможно существующее рассматривается как продукт его деятельности, результат его функционирования
4.2.1. «Бог есть природа» = склоняется к материализму
4.2.2. «Природа есть Бог» = склоняется к идеализму
|
· В разные эпохи господствуют разные направления: объективный идеализм – с античности до Нового времени; 18-19 вв. - набирает силу материализм; 20-21 вв. – субъективный идеализм.
· Философское учение относят к тому или иному направлению на основании того, какое начало играет особо важную роль в его онтологии.
Типология философских учений по критерию
существования и сущности объективной реальности
Направления
| Течения
| Представители или направления
|
Реализм: существует объективная (независимая от человеческого сознания и первичная по отношению к нему) реальность
| 1.Религиозно-философский реализм: сущность реальности – Бог
2.Объективный идеализм: сущность реальности и её первооснова – мировое, внечеловеческое сознание
3.Материализм: объективная реальность и ёё сущность - материя
| 1. иудаизм, ислам, христианство - любая разновидность религиозной философии
2. брахманизм; Платон, Гегель
3. материализм, марксизм
|
Субъективизм: основа реальности -сознание человека
| 1.Умеренный субъективизм: человек – центр реальности
2.Субъективный идеализм и солипсизм: человеческое сознание творит реальность
| Юм, Кант, Фихте
|