Количественная оценка опасности жизнедеятельности
Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Колледж городской инфраструктуры и строительства №1
Учебно-методическое пособие по изучению учебной дисциплины
(для подготовки студентов укрупненной Группы специальностей 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электроника)
Разработчик: Павлова Е.В., преподаватель специальных дисциплин, высшая квалификационная категория
Год Содержание
Аннотация Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Охрана труда и электробезопасность» предназначено для студентов обучающихся по специальности 140212 Электроснабжение (по отраслям) и содержит следующие структурные элементы: § титульный лист; § аннотацию; § содержание; § введение; § основную часть; § список используемых источников; § приложения. Основная часть состоит из трех разделов, названия которых соответствуют названию разделов тематического плана рабочей программы дисциплины. Материал изложен в форме лекций, дополняется наглядно-иллюстративным материалом – схемами, рисунками, формулами, таблицами. Практическая направленность предлагаемого материала позволяет использование его студентами: § на лабораторно- практических занятиях; § при выполнении самостоятельных работ; § при составлении отчётов по производственной (профессиональной) практике; § при подготовке к промежуточной аттестации; § при подготовке к Государственной (итоговой) аттестации. В конце каждого раздела представлен перечень контрольных вопросов, также вопросов для подготовки к Государственной (итоговой) аттестации. Содержание тем соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 140212 Электроснабжение (по отраслям). В Приложениях представлен материал функционально значимый для специалиста среднего звена, который поможет выпускникам в их будущей профессиональной деятельности.
Введение. Цели, задачи, основные понятия и термины Любая деятельность человека потенциально опасна. Охрана труда (ОТ) принято рассматривают как часть более широкой науки – безопасность жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – наука о взаимодействии человека с окружающей его средой в целях защиты от опасностей: природного, антропогенного, техногенного происхождения и сохранения жизни, здоровья, создания комфортных условий жизнедеятельности (эргономика). Разделы курса
Охрана труда – наука о безопасности жизнедеятельности в процессе труда. Охрана труда – комплекс мер и средств: 1) нормативно-правовых (законы, законодательные акты, нормы и правила); 2) организационных (организация рабочего места, режим труда, и отдыха); 3) экономических (штрафы); 4) технических (различные электрозащитные средства); 5) санитарно-гигиенических (освещение, вентиляция, микроклимат); 6) лечебно-профилактических (осмотры и процедуры, специальное питание). направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Задачи охраны труда: 1) выявить опасные и вредные факторы; 2) оценить их воздействие на людей; 3) разработать и внедрить технические мероприятия и средства защиты от этих факторов; 4) разработать и внедрить организационные мероприятия; 5) подготовить и обучить персонал действиям в условиях опасности. В большинстве случаев основной причиной возникновения нештатных ситуаций на производстве служит человеческий фактор. Несоблюдение норм и правил безопасности приводит к: 1) авариям и катастрофам; 2) гибели людей; 3) нанесению ущерба здоровью, в частности, травм; 4) профессиональным заболеваниям. Рабочее место – это часть рабочей зоны, в которой постоянно или временно находятся работающие в процессе трудовой деятельности. Организация рабочего места – система мероприятий по функциональному и пространственному размещению основных и дополнительных средств труда для обеспечения оптимальных условий протекания технологического процесса. Негативные факторы – это факторы, отрицательно действующие на человека, вызывая ухудшение здоровья, заболевания или травмы. Вредные факторы приводят к ухудшению самочувствия, снижению работоспособности, нанесению ущерба здоровью или профзаболеваниям. Опасные факторы могут привести к травме или гибели. Травма – повреждение организма человека, вызванное внешним воздействием. Виды травм: механические, термические, химические, психологические, электротравмы и т.д. Несчастный случай – неожиданное, незапланированное событие, которое привело к травме. Несчастные случаи подлежат расследованию. Профессиональное заболевание – заболевание, вызванное воздействием вредных производственных факторов.
Рис.1. Составные элементы (части) ОТ Производственная безопасность – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих действие опасных производственных факторов; Производственная санитария – предотвращает или уменьшает действие вредных производственных факторов (освещение, вентиляция, микроклимат, шум, вибрация, излучения); Гигиена труда – область медицины, изучающая вредные производственные факторы. Электробезопасность – направлена на защиту людей от воздействия электрического тока и электромагнитных полей. Пожарная безопасность – защита людей и имущества от пожаров. Количественная оценка опасности жизнедеятельности
Любая деятельность человека имеет определенный риск, то есть потенциально опасна. Риск – статистическая величина R= n/N, где n- число погибших за определенный промежуток времени (обычно за год); N- общее число работающих за тот же период ( в отрасли, на предприятии).
Риск бывает индивидуальный и коллективный.
Приемлемый (допустимый) риск – минимальная величина риска, которая достижима по техническим, технологическим и экономическим возможностям.
Приемлемый риск различается по отраслям и профессиям. Чем ниже квалификация, тем выше риск. Приемлемым считается риск 10-6. Он примерно соответствует риску гибели от природных опасностей. В нашей стране риск на производстве достигает 10 -4.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем выражается потенциальная опасность трудовой деятельности в энергетической отрасли? 2. Дайте определение вредного и опасного производственного фактора. Приведите примеры применительно к Вашей специальности. 3. Что такое риск и его количественная оценка? 4. Каковы задачи охраны труда как науки в области человеческой деятельности? 5. Дайте определение понятию охрана труда.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |