Профессиональный психолог как прикладник и практик. Основные направления деятельности практического психолога.
Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе. Первыми осознали важность особого вида деятельности психолога – практической – представители профессий типа «человек-человек», прежде всего, учителя. Именно поэтому в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования. Однако все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов-психологов в учреждениях самого различного профиля и организациях самого различного профиля для работы с персоналом. Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение. Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации и адаптации (в школе – тем, кто выпадает из процесса обучения). Задача психолога уподобляется задаче врача: поставив диагноз, нормализовать жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Несколько иной подход появился в середине восьмидесятых годов. Основная идея этого подхода, состояла в выдвижении понятия «содействие». Работать психологу следует не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию. Для психолога, работающего в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего ученикам, учителям, родителям. Почти одновременно с термином «содействие» появился термин «поддержка». В практической психологии образования и в научной литературе стали появляться такие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка образовательной среды», «психологическая поддержка развития детей». Однако слово «поддержка» не закрепилось прочно в профессиональной психологической речи. В последние годы, благодаря известному московскому специалисту М.Р. Битяновой и питерским практическим психологам И. Рамазан, Т.Чередниковой широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение». Сопровождение состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им сознательного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Функции психолога в парадигме сопровождения напоминают в чем-то работу телохранителя. Чаще всего его задача – это создание благоприятных условий ребенку для самостоятельного решения. Практическая деятельность психолога включает различные виды работ: психологическая профилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве. Психологическая профилактика – на основе своих знаний и опыта психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии индивида. Психопрофилактика, подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т.п. Психодиагностика – изучает методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни. Важнейшей целью психодиагностики, является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории». Психологическая коррекция – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Психологическая коррекция, понимается как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой Психологическое консультирование – это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Целью психологического консультирования, является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах. Психотерапия – особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психологического характера. Психотерапия в рамках психологической модели, направлена на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний. Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае. 4. Преподавательская деятельность психолога является неотъемлемой частью работы психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и психологических клубов для родителей и педагогов, участие в работе методических объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы). Кроме этого, просвещение, передача знаний – составная часть коррекционно-развивающей деятельности психолога. Психологическое просвещение – самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. Смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии – педагогической, социальной, возрастной, а учащихся – с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей. Психолог может стать хорошим преподавателем только в том случае, если он обладает целым комплексом способностей, знаний и навыков (организаторскими, коммуникативными, гностическими и др.) и педагогической техникой. Литература: О: [3, 4, 5, 6]. Д: [1, 2, 3, 4].
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |