Этический кодекс психолога России
(Проект) Преамбула 1. Этический кодекс Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации №152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Хельсинской Декларацией прав человека, Международной Универсальной Декларацией этических принципов для психологов, Этическим Мета-кодексом Европейской федерации психологических ассоциаций. 2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества. 3. В настоящем Этическом кодексе, термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование. 4. В настоящем Этическом кодексе, термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации согласившимся быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратившимся к Психологу за психологической помощью. 5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенных настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистантно или посредством сети Интернет. 6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических основ профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе. 7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности. I.Этические принципы Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий. 1. Принцип Уважения Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека. Принцип уважения включает: 1.1. Уважение достоинства, прав и свобод личности 1.1.1. Психолог уважает индивидуальные различия клиентов по признакам пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, возраста, религиозного исповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей, и другим основаниям. 1.1.2. Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое производит Клиент, его социальное положение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога. 1.1.3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации по любым основаниям. 1.1.4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту, и связанным с ним лицам вреда здоровью и социальному положению. 1.2. Конфиденциальность 1.2.1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий. 1.2.2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога, или психологическую науку. 1.2.3. Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о Клиентах или пациентах. 1.2.4. При демонстрации конкретных случаев своей работы Психологу следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в отношении которого должны соблюдаться правила конфиденциальности. 1.2.5. Психолог должен избегать поиска информации, которая выходит за рамки его профессиональных задач. 1.2.6. Клиенты имеют право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц. 1.2.7. Данные исследований в случае их неконтролируемого хранения могут представлять опасность как для Клиента, так и для Психолога и общества. Обращение и хранение данных, полученных в исследованиях, должно быть жестко регламентировано. 1.3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента 1.3.1. Работа с Клиентом допускается только после получения информированного согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями. 1.3.2. Психолог должен сообщать Клиенту или пациенту обо всех важных шагах или лечебных действиях. В случае лечения в клинике, Психолог должен привлечь внимание пациента к возможному риску и к альтернативным методам лечения, включая непсихологические. 1.3.3. Применение, хранение и использование записей. Психолог может делать видео- или аудиозаписи консультации или лечения либо разрешить третьим лицам ознакомление с ними лишь после получения согласия на это со стороны Клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры. 1.3.4. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте, или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Он должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия испытуемых и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска. 1.3.5. В тех случаях, когда исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, должны быть приняты специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно и не несет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента. 1.4. Самоопределение 1.4.1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их. 1.4.2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственного развития, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее его интересы по закону. 1.4.3. Психолог не должен препятствовать, если его Клиент или пациент выражает желание привлечь для консультации другого Психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний. 2. Принцип Компетентности Психологи должны стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе. Они признают границы своей компетентности и своего опыта. Они предоставляют только те услуги и используют только те методы, которым они обучались и в которых имеют опыт. Принцип компетентности включает: 2.1. Знание профессиональной этики 2.1.1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики, включая настоящий Этический кодекс, и должен руководствоваться этическими принципами в своей работе. 2.1.2. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям. 2.1.3. Психологи ответственны за соответствие профессионального уровня руководимого им персонала требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса. 2.1.4. В своих профессиональных контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь. 2.2. Ограничения профессиональной компетентности 2.2.1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. 2.2.2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.), или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом. 2.2.3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психологом. 2.2.4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы Клиента. 2.3. Ограничения применяемых средств 2.3.1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых. 2.3.2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к Клиентам определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. 2.3.3. В результатах исследования Психологам запрещается представлять намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после его публикации, он предпринимает все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений. 2.4. Профессиональное развитие 2.4.1. Психологи должны постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования). 2.5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях 2.5.1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога к преждевременному прекращению работы с Клиентом, что может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом. 2.5.2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием. 3. Принцип Ответственности Психологи должны знать о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом, и обществом в целом. Психологи стремятся избежать причинения вреда и несут ответственность за свои действия, а также должны гарантировать, насколько это возможно, что их услуги не являются злоупотреблением. Принцип ответственности включает: 3.1. Основная ответственность 3.1.1. Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. 4. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от физико-химической зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента. 5. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство. 5.1. Ненанесение вреда 5.1.1. Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования. 5.2. Решение этических дилемм 5.2.1. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе. 5.2.2. В случае возникновения у Психолога вопросов относительно этики в психологической работе необходимо обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией. 6. Принцип Честности Психологи должны стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психологи должны быть честными, справедливыми и уважающими своих коллег. Психологам надлежит четко представлять свои профессиональные роли и функции, соответствующие этим ролям. Принцип честности включает: 6.1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей 6.1.1. Психолог должен осознавать ограниченность своих возможностей и возможностей профессии Психолога, что является условием установления диалога между профессионалами различных специальностей. 6.2. Честность 6.2.1. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения договариваются о вопросах вознаграждения и иных существенных условиях, таких как распределение прав и обязанностей между Психологом, Клиентом, и стороной, оплачивающей психологические услуги, или процедуры хранения и применения результатов исследования. 6.2.2. Психолог должен известить Клиента, или работодателя, о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам. При приеме на работу Психолог должен оговорить, что он в пределах своей компетенции будет действовать независимо, и в особенности обратить внимание на обязательство соблюдать принцип конфиденциальности, чего от него требует закон. Психолог должен оговорить, что профессиональное руководство его работой может осуществляться только Психологом. Психолог должен оговорить невозможность для себя выполнения непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс. Работодатель должен быть снабжен текстом данного Этического кодекса при приеме на работу Психолога. 6.2.3. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах, и отвечает правилам приличия. 6.2.4. Психологам запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психологи не должны преувеличивать эффективность своих услуг, не должны делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков, применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг. 6.2.5. Психологам не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью. 6.3. Прямота и открытость 6.3.1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию, и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе. 6.3.2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу. 6.3.3. В случае возникновения искажения информации, психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия. 6.4. Избегание конфликта интересов 6.4.1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отноше- ний, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с клиентом в личных интересах. 6.4.2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах. 6.4.3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений психолога с клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность. 6.4.4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами. 6.5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом 6.5.1. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и не двусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки, и им не следует препятствовать. 6.5.2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. В случаях, вызывающих сомнение, перед началом работы Психологу следует проконсультироваться с врачом о наличии физического заболевания и необходимости медицинского вмешательства. С согласия Клиента Психолог может сообщить свои наблюдения врачу. По желанию пациента, Психолог может привлечь к лечению своего коллегу. 6.5.3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы. 6.5.4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен в первую очередь указать ему на это конфиденциально. II.Нарушение Этического кодекса 1. Нарушение Этического кодекса психолога, которое может стать предметом жалобы, включает в себя игнорирование, неверное толкование данного Этического кодекса или намеренное несоблюдение Этического кодекса. 2. Жалобы на нарушение Этического кодекса могут быть поданы в Этический комитет РПО в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб, вынесение решений осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества. 3. В качестве санкций, применяемых к психологу, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. 4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду. Для утверждения норм Этического кодекса и в соответствии с ними Российское психологическое общество может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника. Приложение 3
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |