Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические.
Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Ее место в структуре педагогического знания. Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека. Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования. Общие цели специальной педагогики: • коррекция недостатка; • его компенсация педагогическими средствами; • абилитация и реабилитация. Цели специфические: • воспитание чувства собственного достоинства; • преодоление чувства малоценности, маргинальное; • формирование адекватных форм социального поведения и др.
Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Задачи специальной педагогики: • изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; • обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности; • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями; • прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья; • внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; • разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями; • исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками.
Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания. тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие; сурдопедагогика - глухие, слабослышащие, позднооглохшие; тифлосурдопедагогика — слепоглухие; 1/ логопедия - нарушения развития речи; олигофренопедагогика — лица с нарушениями интеллекта; специальное образование с нарушениями опорно-двигательного аппарата; специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы; педагогическая помощь хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.
Постоянно возникают и развиваются новые области специальной педагогики. Специальная педагогика тесно связана с другими науками, к которым относятся: - философия; - история; - педагогика; - психология; - физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д. Научные основы специальной педагогики:философские,социокультурные, экономические, правовые,клинические,психологические.
Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. 1.Философия по отношению к специальному образованию выступает, во-первых, как мировоззренческий фундамент, включающих систему наиболее общих представлений о человеке. В соответствии с разделами философии выделяют основные мировоззренческие аспекты: онтологический, гносеологический, аксиологичесий, философско-антропологический, историко-философский, социально-философский. Место специального образования в структуре бытия выявляется с помощью онтологического аспекта. Для определения связи обучения и познания служит гносеологический аспект. В историко-философском аспекте осуществляется реконструкция взглядов философов прошлого на специально-педагогическую проблематику. Проблемы существования, лечения и обучения людей, отягощенных болезнями или отклонениями в развитии, привлекали внимание философов, но изучение их в философии долгое время оставалось не достаточным. В связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями мировоззренческое значение приобретают проблемы их образования и развития.
2.Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до середины 20 века, как в России, так и за рубежом, сформировалась в конце 19 - начале 20 века. В ее основе лежала идея о социальной полезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать активного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила. Ценность специального образования виделась только как приобщение к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефекта. Общество подстраивало под свои законы человека с ограниченными возможностями, заранее объявив его неполноценным.
Современный процесс социокультурного включения принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Специальная педагогика изучает своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями. Жизнеобеспечение предполагает участие человека с ограниченными возможностями в общественном производстве, а также ведение домашнего хозяйства, самообслуживания. Человек с ограниченной трудоспособностью должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни, но и к восстановлению сил и здоровья, утраченных в повседневной трудовой деятельности, т.е. умение организовать свой отдых, свое свободное время - рекреацию. Отечественная система специального образования постепенно осваивает новую концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой является сам человек, его особые образовательные и иные потребности, его права и интересы.
3. Правовые основы специального образования. Событием огромной важности явилось создание в 1945 году Организации Объединенных Наций - международного сотрудничества, направленного на поддержание мира и безопасности, защиту прав человека. Верховным органом ООН, который утверждает законодательные документы, является Генеральная Ассамблея,) Правовые документы OOН включают в себя международные стандарты. Основные международные правовые документы по проблемам инвалидности. 1.«Всеобщая декларация прав человека». Декларация гласит, что люди, имеющие какой- либо вид инвалидности, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных прав. 2.«Конвенция о правах ребенка» в которой говорится о том. что детям должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества (защита от трудовой эксплуатации, от физического или психического вреда). 3.«Декларация о правах умственно отсталых лиц» Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Имеет право на экономическую защищенность и достойный уровень жизни, на защиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения. 4.«Декларация о правах инвалидов» Инвалиды обладают теми же гражданскими и политическими правами, что и другие люди.
4. Клинические основы специальной педагогики. Содержание и значение клинических основ специальной педагогики. Важнейшие показатели развития организма ребенка, значимые для выявлений отклонений в развитии. Медицинская абилитация и реабилитация. Отклонения в развитии имеют причиной какой-либо неблагоприятный процесс (инфекция, травма). Лица с отклонением в развитии нуждаются в медицинской помощи. Любая медицинская помощь начинается с диагностики. В результате врач определяет диагноз и способы лечения. Если они не дают желаемых результатов, предпринимается симтоматическое лечение (т.е. лечится не сама болезнь, а ослабляются ее признаки) Клинические основы очень значимы для специальной педагогики, они позволяют: -увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонений понять сущность повреждений -определить компенсаторные пути развития ребенка -построить специальную педагогическую систематику и классификации внутри каждой предметной области спец.педагогики -квалифицированно вести профилактическую работу
5. Психологические основы специальной педагогики. Выделяют общие закономерности Специальная психология - область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития. Предмет - изучение людей, имеющих отклонения от нормального психического развития. Задачи специальной психологии: 1.Выявить общие и специфические закономерности психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся. 2.Изучить особенности развития познавательной деятельности людей с отклонениями 3.Изучить закономерности развития личности человека с ограниченными возможностями, 4.Разработать диагностические методики и способы психологической коррекции различных типов нарушений психического развития. 5.Изучить проблемы интеграции и интегрированного обучения. Центральным вопросом специальной психологии является проблема компенсации функций. Задача заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации. Компенсация - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |