Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов
a учить детей подбирать слова к определенному ритмическому рисунку, выполнять звуковой анализ слов с мягкими и твердыми согласными, отражать результаты звукового анализа на схемах, соотносить слово с графической схемой.
1. Подбор слов к определенному ритмическому рисунку. Дидактическая игра «Переводчики» - Я буду говорить слово на «иностранном» языке, а вы послушайте, как оно звучит и попытайтесь «перевести» на русский язык. ТА-ТА-ТА (три слога, ударный первый слог) – СОЛНЫШКО, ПЕРЫШКО, ОБЛАКО, КУРИЦА, УЛИЦА и т.д. ТА-ТА-ТА (три слога, ударный второй слог) – ПОГОДА, ВОРОТА, КОРОВА, БЕРЕЗА и т.д. ТА-ТА-ТА (три слога, ударный третий слог) – КРАСОТА, ПАРОВОЗ, БАРАБАН, САМОЛЕТ и т.д. 2. Звуковой анализ слов ВИШНЯ и ЛЕЙКА, выкладывание схемы слова цветными фишками - Сегодня наше слово спряталось в такой загадке:
КРУГЛАЯ, БЛЕСТЯЩАЯ. С КАЖДОЙ НЕДЕЛЕЙ – ЧЕРНЕЕ И СЛАЩЕ. В РУКЕ ЕЕ – ТРОСТОЧКА, ВНУТРИ ЕЕ – КОСТОЧКА. (Вишня) Схема анализа: а) количество звуков в слове б) количество гласных в) количество слогов г) ударный слог д) количество согласных звуков е) характеристика каждого согласного звука. - Я приготовила для вас еще одно слово. Отгадайте его.
А У ТУЧКИ – РУЧКА. ЭТА ТУЧКА ПО ПОРЯДКУ ОБОШЛА ЗА ГРЯДКОЙ ГРЯДКУ. (Лейка) Схема анализа слова: см. выше. Обратить внимание детей, что звук Й всегда только мягкий, обозначается зеленой фишкой. 3. Игра с заданиями «Кто летит в самолете»[2]
- Вы сможете ответить на вопрос «Кто летит в самолете?», если выполните все задания. Окошко «Кот»
Окошко «Зайка»
Окошко «Лиса»
Окошко «Петух»
- Кто летит на самолете? 4. Подбор графической схемы к словам
5. Развитие зрительного восприятия. Нелепица. - Что художник нарисовал неправильно? Чего на самом деле не бывает?
6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Где твой пальчик?» - ГДЕ ТВОЙ ПАЛЬЧИК БОЛЬШОЙ? - А ГДЕ ТВОЙ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ? - ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНЕЙ! - А ГДЕ СРЕДНИЙ ТВОЙ ПАЛЕЦ? - ВОТ КАКОЙ ОН КРАСАВЕЦ? - А ГДЕ ТВОЙ БЕЗЫМЯННЫЙ? - ВОТ, С КОЛЬЦОМ ОЛОВЯННЫМ! - А МИЗИНЧИК-МАЛЫШКА? - ВОТ ОН, МЛАДШИЙ БРАТИШКА! ( Пальцы плотно сжаты в кулак. По очереди – показать каждый названный палец, затем опять спрятать его, сжав кулачок)
8. Формирование графических навыков. Прописывание волнистых линий «ГОРКИ»
Занятие 31. Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов. Выделение одинакового звука в словах. a продолжать обучение детей навыкам звукового анализа и выкладыванию схемы слова с использованием фишек; учить выделять общий звук в серии слов, дифференцировать на слух мягкие и твердые согласные, подбирать слова с заданным звуком.
1. Развитие слухового и фонематического восприятия. Дидактическая игра «Зина спряталась» Карандаш: - Дети, вы любите играть в прятки? Вот и девочка Зина тоже очень любит прятаться. Давайте ее поищем. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Есть ли в этих словах часть «ЗИНА». Если услышите, хлопните в ладоши. ЗИМА ХОЗЯИН МАГАЗИН КОРЗИНА ЗЕМЛЯНИКА БУЗИНА ВАЗЕЛИН НИЗИНА БЕНЗИН РЕЗИНА ГАЗЕТА - В каких словах от нас спряталась ЗИНА?
2. Звуковой анализ слова ТЮЛЬПАН, выкладывание схемы слова цветными фишками - Отгадайте слово, с которым мы сегодня будем играть на занятии. Это цветок. Он расцветает весной, в мае. Цветок крупный, яркий, на высокой ножке. Кто уже догадался, о каком слове мы будем говорить?
- Будем выкладывать фишками это слово. - Сколько звуков в слове ТЮЛЬПАН? - Какой первый звук? - Какой второй звук? - Какой третий звук? - Сколько гласных звуков в слове ТЮЛЬПАН? Сколько слогов в слове? Назовите ударный слог. Назовите гласные звуки. - Назовите твердые согласные звуки, входящие в слово ТЮЛЬПАН. - Гласным или согласным звуком заканчивается это слово? - Назовите звонкие звуки в этом слове. Сколько их? Какие звуки глухие? - Поиграем в «Живые звуки». (Игра проводится традиционно) - Снимите фишки со схемы. Снимайте звук и рассказываете о нем все, что знаете.
3. Игра с заданиями «Рассказ о зайце» (с показом на фланелеграфе) - НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ ЖИЛИ ЗАЯЦ И ЗАЙЧИХА С МАЛЕНЬКИМИ ЗАЙЧАТАМИ. ОКОЛО ДОМИКА У НИХ БЫЛ ОГОРОД, ГДЕ ОНИ ВЫРАЩИВАЛИ ОВОЩИ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУКИ Р И РЬ. Какие это овощи? ПОМИДОРЫ КАРТОФЕЛЬ ОГУРЦЫ РЕДИСКА РЕДЬКА РЕПА
- ОСЕНЬЮ СОБРАЛ ЗАЯЦ УРОЖАЙ И РЕШИЛ ЧАСТЬ ОВОЩЕЙ ПРОДАТЬ НА РЫНКЕ, А ЧАСТЬ ОСТАВИТЬ СЕБЕ. ОВОЩИ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК РЬ, ЗАЯЦ ОСТАВИЛ СЕБЕ. Какие это овощи? Звук РЬ твердый или мягкий? - ОВОЩИ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК Р, ЗАЯЦ РЕШИЛ ПРОДАТЬ. Назовите эти овощи. Звук Р твердый или мягкий? - РАНО УТРОМ ПРОСНУЛСЯ ЗАЯЦ И ОТПРАВИЛСЯ НА РЫНОК. ИДЕТ, ПЕСНИ ПОЕТ, А НАВСТРЕЧУ ЕМУ БЕЖИТ ЕЖИК С БОЛЬШИМ МЕШКОМ ЗА СПИНОЙ. - Здравствуй, Колючий! – говорит Заяц Ежу. - Здравствуй, Ушастый! – отвечает Еж. - Что несешь в мешке? - Игрушки для моих ежат, - отвечает Еж. - Что за игрушки? – интересуется Заяц. - Да разные, - говорит Еж, - есть игрушки, в названиях которых слышен звук Ж, а есть игрушки, в названиях которых слышен звук Ш. - Звук Ш твердый или мягкий? А звук Ж? - Как вы думаете, какие игрушки нес своим ежатам Ежик? - ПОПРОЩАЛСЯ ЗАЯЦ С ЕЖОМ И ПОШЕЛ ДАЛЬШЕ. ПО ДОРОГЕ ОН ВСТРЕТИЛ МНОГО ЗНАКОМЫХ ЗВЕРЕЙ. СНАЧАЛА ОН ВСТРЕТИЛ ТЕХ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ ПЕРВЫЙ ЗВУК БЫЛ ТВЕРДЫМ СОГЛАСНЫМ. Кто это? МЫШЬ ЗАЯЦ СОБАКА КРОТ ЗУБР ЛОСЬ ВОЛК РЫСЬ БОБЕР - А ПОТОМ ЗАЯЦ ВСТРЕТИЛ ТАКИХ ЖИВОТНЫХ, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ НАЧИНАЮТСЯ С МЯГКОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА. Кто это был? ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ ЛИСА БЕГЕМОТ БЕЛКА - И ВОТ, НАКОНЕЦ, ПРИШЕЛ ЗАЯЦ НА РЫНОК. БЫСТРО ОН ПРОДАЛ СВОИ ОВОЩИ, А ДЛЯ ДОМА РЕШИЛ КУПИТЬ РАЗНУЮ ПОСУДУ. У БАРСУКА ЗАЯЦ КУПИЛ ТАКУЮ ПОСУДУ, НАЗВАНИЯ КОТОРОЙ НАЧИНАЮТСЯ С ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, А У ЕНОТА – НАЗВАНИЯ КОТОРОЙ НАЧИНАЮТСЯ С МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Что купил Заяц у Енота? МИСКУ ВИЛКУ ТЕРКУ - Что Заяц купил у Барсука? КУВШИН ТАРЕЛКУ СТАКАН НОЖ ЧАЙНИК БЛЮДЦЕ ГОРШОК ЛОЖКУ - ВЕЧЕРОМ, КОГДА ЗАЯЦ ПРИШЕЛ ДОМОЙ С НОВОЙ ПОСУДОЙ, ЗАЙЧИХА И ЗАЙЧАТА ОЧЕНЬ ОБРАДОВАЛИСЬ. ЗАЙЧИХА РАССМАТРИВАЛА ПОСУДУ, А ЗАЙЧАТА СЧИТАЛИ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ И СЛОГОВ В КАЖДОМ НАЗВАНИИ. Мы тоже умеем это делать.(Разбирается каждое слово)
4. Выделение общего звука у группы слов. Игра «Отгадай звук» - Ребята, я загадала звук. Он чаще других встречается в предложении. Отгадайте его. У СЕНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ – Звук С ЗВЕНИТ ЗВОНОК, ЗВОНОК ЗОВЕТ – Звук З ЦАПЛЯ, СТОЯ НА КРЫЛЬЦЕ, НАПИСАЛА БУКВУ Ц – Звук Ц ЛЕЖИТ ЕЖИК У ЕЛКИ, У ЕЖА ИГОЛКИ – Звук Ж 5. Развитие зрительного восприятия. Называние слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Дидактическое упражнение «Где еж?» - Посмотрите на картинку, постарайтесь найти на ней и назвать как можно больше предметов, названия которых начинаются со звуков Г, Д, Ж.
6. Развитие интонационной выразительности и тренировка темпа речи. Проговаривание скороговорок. Детям предъявляется картинка-иллюстрация к скороговорке. - Посмотрите на картинку и догадайтесь, какую скороговорку будем говорить. Кто произнесет скороговорку быстрее всех? КУКУШКА КУКУШОНКУ КУПИЛА КАПЮШОН. КАК В КАПЮШОНЕ КУКУШОНОК СМЕШОН! 7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Теремок» ИЗ ПАЛЬЦЕВ, ДРУЖОК, (показ открытых ладошек) СЛОЖИ ТЕРЕМОК (ладони складываются вместе, прижимаются) ВОТ ЭТО – ВОРОТА (ладони выгибаются лодочкой) ВОТ ЭТО – ЗАМОК (пальцы в замок) 8. Формирование графических навыков. Прописывание соединений петель и крючков. «ГОРКИ С ПЕТЛЯМИ» Занятие 32.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |