Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
Лекция 3
План: 1. Научные подходы к изучению общества. 2. Прогресс и его критерии 3. Глобальные проблемы современности
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества В российской исторической и философской науке наиболее распространенными подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный. ü Ключевым понятием марксистской школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ø Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения (базис) статичны и косны, не меняются веками . На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производствен-ными отношениями,разрешающийся в ходе социальной революции,слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. ü Марксизм понимает общественное развитие как непрерывный процесс, как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно- исторических формаций:
ü Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация». В современной теории цивилизации выделяются два подхода: стадиальный и локальный
1. №В! Стадиальный подход рассматриваетцивилизацию как единый процесс, проходящий через определенные стадии: 1. Доиндустриальная (аграрная, традиционная) - с IV - III тыс. до н.э. до 60- 80-е гг. XVIII в. 2. Индустриальная(техногенная)- с сер. XIX в. до последней трети XX в. 3. Постиндустриальная (информационная) -переход совершается в наши дни) 2. №В! Локальный подход - цивилизация — это общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития
Цивилизационный подход отдает предпочтение культурологическому фактору. На первом плане здесь единство культуры, политики и быта
Таким образом,
Ученые выделяют следующие современные типы общества: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская Современные классификации цивилизаций обычно сводят все существовавшие и существующие цивилизации к №В! трем видам:
В космогенную цивилизацию включают и западное, и восточное общество. Она охватывает период Древнего мира и Средневековье. Ø Для этой эпохи истории человечества характерны высокая степень зависимости от природы, условий окружающей среды (от космоса)- существуют орудийная техника и ручная технология; основа жизни — аграрное производство. С окончанием средних веков в Европе происходит переход от космогенной цивилизации к индустриальной ( техногенной).
Менее распространенным подходом к анализу общественного развития в отличии от формационного и цивилизационногоявляется №В! системно-синергетический подход к анализу общества, создателем которого считают австрийского философа Людвига фон Берталанфи. Термин «синергетика» означает «теория совместного действия».
2. Понятие общественного прогресса и его критериев
ОДЕССЕЙ 12.11.15. №В! Регресс— это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется№В ! стагнацией (застой).
Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Ø Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. ü В качестве гуманистических критериеввыдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества:
ü Основная цель общественной эволюции — есть человек, его всестороннее развитие.
Главной целью общественного развития является создание условий для всестороннего развития человеческой личности. Ø Поэтому критерием прогресса является та степень свободы, которую общество может предоставить личности для наиболее полной реализации ее возможностей.
ü Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: социальных общностей, их организаций, выдающихся личностей, индивидов. В столкновении противоборствующих сил пробивается общая линия прогресса. ü Творческие силы исторического процесса - это те силы, которые своей деятельностью готовят прогрессивные изменения в обществе или активно участвуют в их осуществле-нии. Ø Прогрессивные изменения осуществляются через революции или через реформы. В современной науке существуют три модели развития общества:
прогресса 3. Глобальные проблемы современности Глобальные проблемы современности превратились в один из важнейших объектов мировой политики и практики. Термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов XX столетия. Глобальные проблемы не являются чем-то новым для развития человечества, а предста-вляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек — общество — природа». В основе лежат два взаимосвязанных процесса. Ø С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т. е. развития материальной культуры общества, Ø с другой — это результат социальных процессов.
Выделяют три основные группы глобальных проблем. Каждая группа складывается из множества однотипных проблем.
ü Первая группа— суперглобальные (общемировые) проблемы современности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |