Санкт-Петербургский государственный университет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История русского литературного языка
History of Literary Russian
Язык(и) обучения
русский
Трудоемкость в зачетных единицах: 4
Регистрационный номер рабочей программы: 015267
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий
Цель курса: дать обучающимся представление об исторических изменениях функционирования литературно-письменного языка в разные исторические эпохи от появления первых памятников письменности на Руси до современности; показать роль церковнославянского языка в становлении русского литературного языка. В курсе учитывается тесная связь истории литературного языка с основными понятиями социолингвистики, истории культуры, исторической стилистики.
Задача курса - познакомить с основными положениями и задачами науки об истории русского литературного языка, с социолингвистическим и историко-культурным аспектами ее изучения; с методологией и методикой анализа русских литературных текстов.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс завершает цикл дисциплин лингвистической русистики в учебном плане отделений русского языка и литературы филологического факультета СПбГУ. Он предполагает применение знаний, полученных студентами в ходе изучения старославянского языка, истории древнерусской литературы, истории русского языка, а также в курсах по лексикологии и лексикографии современного русского языка.
Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Обучающиеся должны иметь отчетливое представление о грамматической системе старославянского языка, владеть основами исторической грамматики русского языка, знать основные периоды в развитии русского литературного языка и древнерусской литературы.
Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Обучающиеся должны иметь четкое представление о взаимосвязи языка и культуры, об историчности основных понятий литературного языка (языковая ситуация, норма, узус, полифункциональность, стилистическая дифференциация и др.). Студенты должны ориентироваться в историографии, в основных направлениях дисциплины, владеть основами историко-стилистического анализа текстов разных жанров.
Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины (с указанием кодов):
• ОК-1 – способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• ОК-2 – готовность уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, способность толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
• ОК-3 – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и социальных наук;
• ОК-4 – владение культурой мышления, способность аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
• ОК-5 – способность использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером;
• ОК-8 – осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности, стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
• ОК-9 – умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних;
• ПК-1 – способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;
• ПК-2 – знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; понимание сущности и значения информации в развитии современного общества;
• ПК-3 – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
• ПК-6 – способность применять полученные знания в области изучаемого языка, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, в собственной научно-
• исследовательской деятельности.
• ПК-7 – способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
• ПК-8 – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем;
• ПК-9 - владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований.
Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий
• конспектирование научной литературы по истории русского литературного языка;
• подготовка самостоятельных сообщений по различным темам основных разделов курса;
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий